Как сообщил редакции корреспондент из Лондона, 10 января в столице Британии состоялась купчая сделка. Известный казахстанский ученый-политолог Данияр Ашимбаев за неназванную сумму приобрел в личную собственность известное самопровозглашенное "микрогосударство" - "страну Силандию" (Sealand), что означает "морская земля".
Данное государство представляет собой возведенную в море в годы Второй мировой войны платформу из двух башен с ныне демонтированными зенитными батареями на самом верхнем ярусе. На комплекс ПВО возлагалась задача встречать зенитным огнем бомбардировщики люфтваффе на ранних подступах к Британским островам. В начале 1960-х гг. некто Пэдди Рой Бейтс, отставной майор британской армии, самовольно завладел заброшенным военным фортом примерно в 11 километрах от британских территориальных вод и переселился туда на постоянное жительство вместе с семьей. Бейтс не просто поселился на платформе, превращенной в семейный "замок", но и провозгласил себя "принцем", а бывший форпост ПВО - "княжеством Силандия" со своим государственным флагом, почтовыми марками, валютой, паспортами и даже монетами золотой и серебряной чеканки. Коллекционеры всего мира прекрасно знают продукцию "государственной деятельности" Sealandа, вот уже 40 лет радующую филателистов и нумизматов всего мира.
Майору и его семье пришлось даже воевать, отбивая атаки неприятеля. Сначала Бейтсы отразили попытку британских королевских ВМС выселить их с платформы. Позже, в 1978 году, им удалось отстоять право на владение собственностью перед лицом скоординированной атаки группы западногерманских и голландских бизнесменов, "положивших глаз" на стратегически расположенный укрепленный "дом-корабль".
Несколько лет назад "князь" Рой I (Бейтс-старший) отошел от дел по состоянию здоровья и переселился в Англию. Он официально передал бразды правления – княжескую печать и прочие атрибуты власти Силандией своему сыну - "принцу" Майклу. Майкл в конце 2006 года, первым и рассказал британской теле- и радиокорпорации BBC, что к нему официально обратились агенты по торговле недвижимостью, представляющие интересы "одной особы из Азиатской страны Казахстан" с деловым предложением. Их клиент озвучил интерес в покупке "не просто участка, а собственности с правами автономии". "Принц" отнесся к идее с пониманием и после двух недель переговоры стороны пришли к компромиссу. Окончательная сумма сделки не называется, но, данным британской риэлтерской конторы "Soll Decnat", специализирующейся на сделках с британской недвижимостью для "новых русских" и других представителей пост-СССР, речь может идти о сумме, порядка $1-1.200.000 тыс. долларов. Ведь помимо, собственно, платформы-"государства" в лот входят и права на выпуск почтовых марок, денежных знаков и прочей "государственной" атрибутики, неплохо раскупаемой туристами в Англии и Франции. Есть у "государства" и перспективы в плане развития экстремального дайвинг-туризма, дело в том, что относительно недалеко от платформы и на доступной глубине находятся останки германского легкого крейсера и нескольких подводных лодок в достаточно хорошей сохранности.
Нам удалось связаться с покупателем "государства" Данияром Ашимбаевым и он ответил на ряд вопросов.
Корр. Данияр Рахманович, Вас уже можно поздравить с вступлением в права…
Данияр Ашимбаев, Да, алло, да… рад слышать, да, поздравления принимаются. Уже можно определенно сказать, купчая подписана, принц Майкл, любезно пожертвовал своим рождеством, мы успели провести и оформить, как положено бумаги… Так что, официальным владельцем Sealand теперь являюсь я…
Корр. И как Вас теперь называть, князь? Не собираетесь изменить форму правления своим "государством"?
Д.А. А зачем? Стать наследственным монархом – это… [смеется] мечта моего детства, и я очень рад, что она сбылась столь замечательным образом… Буду князем, возможно и королем. На самом деле, не все так просто, как пишут журналисты. Sealand является конституционной монархией и у меня есть порядка 300 подданных, получивших данный статус от прежнего монарха. Надо привести в порядок дела, разобраться тут…
Корр. С хозяйством?
Д.А. Да нет, с хозяйством все более-менее понятно. К сожалению, не так давно случившийся пожар существенно повредил ряд помещений, из 16 комнат форта пригодны для жилья три, но мне не привыкать к спартанским условиям…
Корр. А как же Алма-Ата, Ваша работа над регулярными справочниками "Кто есть Кто в Казахстане", вы ведь выпускали их ежегодно…
Д.А. Работа не отменяется. А скоро будет сюрприз - выйдет справочник "Кто есть Кто в Силандии". Кстати, над ним проще работать - народу поменьше, а новые кадровые назначения буду проводить до выхода справочника, а не наоборот [смеется]... А вообще мне и здесь прекрасно работается, хотя я пока ночевал только три дня, но… свежий воздух, опять же нет надоевших алма-атинских пробок [смеется] и шумных соседей. Чайки, правда, вот пакостят, и галдят, прошлый монарх их здесь прикормил…
Корр. Можно "острый" вопрос касательно финансов. Вы сами, вряд ли могли собрать столь внушительную сумму…
Д.А. Для покупки? Да, я понимаю, безусловно, мне помогли. Не буду скрывать, но происхождение капиталов совершенно легальное, это… э-э, ну не спонсорская помощь, а, как бы, вложение в рекламный проект…
Корр. Так это пиар-акция?
Д.А. Не совсем. Деньги реальные, остров, "государство", реальное. Тьфу, ну, в наше время все относительно реальное, короче, я король и это, для меня, реально и серьезно.
Корр. А спонсоры?
Д.А. А что спонсоры?
Корр. Кто они?
Д.А. Известные казахстанские предприниматели. Фирма с именем…
Корр. Назовите.
Д.А. Не могу, по условиям сделки, но вы и сами все узнаете, когда между башен моего острова появится растяжка их рекламы, логотипа. Это будет уже скоро…
Корр. Это "Казтрансойл"?
Д.А. … [пауза]. Нет, но я не могу пока, но близко, скажу так, эта фирма тоже много вкладывает сегодня в активы заграницей, в Грузии, в Украине…
Корр. Ваши ближайшие планы?
Д.А. Сейчас возвращаюсь домой, надо закончить дела в Алма-Ате, попытаться уговорить жену разделить мое королевское отшельничество…
Корр. Удастся?
Д.А. Думаю, да. Потом, у меня, кроме основных планов по работе над книгами, появилось много чисто королевских обязанностей. Надо отреставрировать все поврежденные помещения, наварить более приличный причал, размотать сети…
Корр. Чего размотать?
Д.А. Сети, сети, обычные рыболовные, мне достались в наследство, да и кормят они неплохо, рыба, хотя прошлый хозяин не соврал, и практически ничего не забрал из припасов, консервов всяких здесь мне, наверное, на год. Но надо катер, хотя он пробовал, разбивает его в шторм, надо к катеру и подъемник механический, чтобы ставить на платформу… Это деньги. Хотя спонсоры обещают не забывать, поддержат, люди серьезные.
Корр. А какие более значимые новшества… Вы собираетесь как-то еще переделать "королевство".
Д.А. Нет, я же консерватор, по натуре. Монархия, как форма правления меня вполне устраивает. Все ведь упирается в фигуру самого монарха, если достойный, почему нет. А когда в тебя и упирается… [смеется] хорошо. Все будет хорошо. Реформы будут, обещаю, во-первых, флаг, я его переделаю в соответствии с новыми национальными символами, так же как и герб и гимн, валюта, несомненно, "морской доллар" будет заменен на "морское тенге". Вообще, мое суверенное государство будет, так скажу, первейшим форпостом Казахстана, казахской культуры на Западе. Пусть привыкают. Мы пришли, уже здесь, в Ла-Манше, государственный язык обязательно теперь будет казахский, и русский – межнационального общения… Но грань я не перейду. У меня будет морское казахское государство, а второе – сухопутное. Будем дружить, но беречь свой суверенитет. Планов много, после реставрации можно создать здесь комплекс для азартных игр в интернете или офшорную банковскую компанию. Вообще, урбанизация исчерпала себя, городам некуда развиваться, надо уходить в море. На платформы. Как японцы, как мои соседи голландцы. Саудиты уже строят города-платформы. Так что у моего государства есть хорошие перспективы и будет светлое будущее…
Корр. Удачи вам… Поздравляем!
Д.А. Спасибо, спасибо. Я тоже, и с праздниками и, я обязательно приглашу вас на… коронацию.
Соб.корр. ЦентрАзии
*****
Силенд
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Княжество Силенд
Principality of Sealand
Национальный девиз: "Ex mare libertas (Из моря свобода)"
Дата независимости - 2 сентября 1967 (от Великобритании)
Официальный язык - английский
Столица - Силенд
Крупнейший город - Силенд
Форма правления - Конституционная монархия
Князь и княгиня - Рой Бейтс, Джоан Бейтс
Территория - 0,00055 км2
Население (официальных граждан) - 300
Валюта - силендский доллар
Официальный сайт -
http://www.sealandgov.org/Силенд, Княжество Силенд (Principality of Sealand) - самопровозглашенное микрогосударство в Северном море в шести милях от побережья Великобритании. Координаты: 51°53" с. ш. 1°28" в. д. Располагается на морской платформе.
Государственный строй
Силенд - конституционная монархия. Глава государства - князь Рой I Бейтс и княгиня Джоан Бейтс. С 1999 непосредственную власть осуществляет наследный принц Майкл I. Действует конституция, созданная в 1995 году, состоящая из преамбулы и 7 статей. Распоряжения суверена оформляются в виде декретов. В структуре исполнительной власти три министерства: внутренних дел, иностранных дел и по делам телекоммуникаций и технологий. Юридическая система основывается на обычном британском праве.
Исторический очерк
Физически территория Силенда возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс-Тауэр (Roughs Tower, досл. "хулиганская башня"). Во время войны там размещались зенитные орудия и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс-Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, остался нетронутым. В 1966 отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс выбрал это место для базирования своей пиратской радиостанции "Britain’s Better Music Station". Чтобы избежать судебного преследования со стороны английских властей, Бэйтс объявил платформу суверенным государством и провозгласил себя князем (prince) Роем I. Провозглашение Силенда состоялось 2 сентября 1967. Этот день отмечается как главный государственный праздник.
В 1968 британские власти попытались оккупировать молодое государство. К платформе подошли патрульные катера, и княжеская семья ответила предупредительными выстрелами в воздух. До кровопролития дело не дошло, но против князя Роя как британского гражданина был начат судебный процесс. 2 сентября 1968 судья Эссекса вынес историческое постановление: он признал, что дело находится вне британской юрисдикции.
В 1972 Силенд начал чеканить монету. В 1975 вступила в силу первая конституция Силенда. Появились флаг и герб.
В августе 1978 в стране произошел путч. Ему предшествовало возникновение напряженности между князем и его ближайшим соратником, премьер-министром страны графом Александром Готфридом Ахенбахом (Alexander Gottfried Achenbach). Стороны расходились во взглядах на привлечение в страну внешних инвестиций и обвиняли друг друга в антиконституционных намерениях. Воспользовавшись отсутствием князя, который вел в Австрии переговоры с инвесторами, Ахенбах с группой голландских граждан высадился на острове. Захватчики заперли молодого принца Майкла в подвале, а затем вывезли его в Нидерланды. Но Майкл бежал из плена и встретился с отцом. При поддержке лояльных граждан страны свергнутым монархам удалось разбить войска узурпаторов и вернуться к власти.
Правительство действовало в точном соответствии с нормами международного права. Пленные иностранные наемники были вскоре отпущены, так как Женевская конвенция о правах военнопленных требует освобождения узников после завершения военных действий. Организатор переворота был смещен со всех постов и осужден за государственную измену в соответствии с силендскими законами, но он имел второе - германское - гражданство, поэтому его судьбой заинтересовались власти ФРГ. Британский МИД отказался вмешиваться в этот вопрос, и немецким дипломатам пришлось вести переговоры непосредственно с Силендом. На остров прибыл старший юрисконсульт немецкого посольства в Лондоне д-р Нимюллер. Князь Рой потребовал дипломатического признания Силенда, но в итоге, учитывая бескровный характер неудавшегося путча, согласился на устные заверения и великодушно отпустил Ахенбаха.
Территория Силенда с территориальными водами
Проигравшие продолжали настаивать на своих правах. Они образовали незаконное правительство Силенда в эмиграции (ФРГ). Ахенбах утверждал, что является председателем Тайного Совета. В январе 1989 г. он был арестован властями ФРГ (естественно, не признавшими его дипломатический статус) и передал свой пост министру по экономическому сотрудничеству Йоханнесу Зайгеру (Johannes W. F. Seiger), который вскоре стал премьер-министром. Переизбран в 1994 и 1999 г.
30 сентября 1987 Силенд объявил о расширении своих территориальных вод с 3 до 12 миль. На следующий день аналогичное заявление сделала Великобритания. Таким образом, в соответствии с международными нормами, морская территория между двумя странами должна делиться поровну. Отсутствие двустороннего соглашения, регулирующего этот вопрос, стало причиной опасных инцидентов. Так в 1990 Силенд обстрелял предупредительными залпами британское судно, несанкционированно подошедшее к его берегу.
Имя Силенда без ведома правительства оказалось втянуто в грандиозную преступную аферу. В 1997 в поле зрения Интерпола попал разветвленный интернациональный синдикат, наладивший торговлю фальшивыми силендскими паспортами (сам Силенд никогда не торговал паспортами и не предоставлял политического убежища). Свыше 150 тыс. фальшивых паспортов (в том числе дипломатических), а также водительских удостоверений, университетских дипломов и других поддельных документов были проданы гражданам Гонконга (в период его передачи под контроль КНР) и Восточной Европы. В нескольких европейских странах были зафиксированы попытки открытия банковских счетов и даже приобретения вооружений по силендским паспортам. Штаб-квартира злоумышленников находилась в Германии, сфера деятельности охватывала Испанию, Великобританию, Францию, Словению, Румынию и Россию. В деле как министр иностранных дел Силенда фигурировал российский гражданин Игорь Попов. В США обнаружилась связь этого дела с убийством Джанни Версаче (убийца покончил с собой на яхте, чей владелец имел фальшивый силендский дипломатический паспорт). Правительство Силенда оказало полное содействие следствию и после этого неприятного случая отменило паспорта.
В 2000 году фирма HavenCo разместила в Силенде свой хостинг, взамен правительство обязалось гарантировать незыблемость законодательства о свободе информации (в отношении интернета в Силенде разрешается все, кроме спама, хакерских атак и детской порнографии). HavenCo надеется, что расположение на суверенной территории спасет ее от действия ограничений британского интернет-законодательства.
23 июня 2006 года на Силенде произошел пожар, причинивший серьезный ущерб платформе [2].
Юридический статус
Положение Силенда выгодно отличается от положения прочих искусственно созданных государств. Княжество имеет физическую территорию и располагает некоторыми юридическими основаниями на международное признание. Требование независимости базируется на трех аргументах. Самым фундаментальным из них является тот факт, что Силенд был основан в нейтральных водах до вступления в силу конвенции ООН по морскому праву 1982, запрещающей строительство искусственных сооружений в открытом море, и до расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 миль в 1987 г. На основании того, что Рафс-Тауэр был заброшен и вычеркнут из списков британского Адмиралтейства, его занятие в 1966 г. рассматривается как колонизация. Обосновавшиеся на нем поселенцы имели полное право учредить государство и установить форму правления по своему усмотрению. Силенд отвечает всем критериям государственности, указанным в Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств. Согласно международным нормам, размер государства не может являться препятствием для признания. Например, признанное британское владение остров Питкэрн насчитывает всего около 60 человек населения.
Вторым важным аргументом является решение британского суда 1968 г. об отсутствии юрисдикции Великобритании над Силендом. Ни одна другая страна также не заявила о своих правах на Силенд.
В-третьих, имеется несколько фактов признания Силенда де-факто. Конвенция Монтевидео гласит, что государства имеют право на существование и самозащиту независимо от официального признания. В современной международной практике молчаливое (недипломатическое) признание - достаточно распространенное явление. Оно возникает тогда, когда какой-либо режим не имеет достаточной легитимности, но осуществляет фактическую власть на своей территории. Например, многие государства не признают Тайвань дипломатически, но де-факто рассматривают его как суверенную страну. В отношении Силенда имеется четыре подобных свидетельства:
1. Великобритания не платит князю Рою пенсию за тот период, когда он находился в Силенде.
2. Суды Великобритании отказались рассматривать иски против Силенда 1968 г. и 1990 г.
3. МИД Нидерландов и ФРГ вступили в переговоры с правительством Силенда.
4. Бельгийская почта некоторое время признавала силендские марки.
Теоретически позиции Силенда весьма убедительны. В случае признания княжество стало бы самой маленькой страной мира и 49-м государством Европы. Однако согласно учредительной теории, более распространенной в современном международном праве, государство может существовать лишь постольку, поскольку признается другими государствами. Поэтому Силенд не может быть принят ни в одну международную организацию, не может завести собственный почтовый адрес, доменное имя. Ни одна из стран не установила с ним дипломатические отношения.
http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1168809000