В чем бред-то? По Вашему (не смешивая суть и форму): браки распадаются, и это закономерно, т.к. такой институт изжил себя, ну а семьи от этого не страдают. Я правильно Вас понял?
Какую конкретно позицию отстаиваете Вы лично? Если не затруднит то покажите также, пожалуйста, пример самодостаточного явления (достойного обсуждения), у которого есть либо сущность либо форма, но не вместе.
Форма - это способ существования сущности. В этом смысле эти понятия неразделимы, являясь признаками феномена. Просто для их анализа применяют разные инструменты. Например, для анализа форм физических феноменов используется математика, а для сущностей - логика, иногда - философия.
Особенностью же социальных феноменов является композиция материального и идеального, при котором идеальное довольно часто имеет признаки формы для материального, что создает видимость независимого существования сущностей и форм. В данном случае: семья - это материальное, сущность, а брак как система регламентаций для семьи в социуме, - идеальное, форма.
Как материальное семья имеет причино-следственные связи, обуславливающие ее существование (которые и исследовал Энгельс), включая конкретные реализации: матриархат, патриархат, полигамию, моногамию и прочее. Регламентация (брак) же носит характер общего регулирования, нацеленного на максимально бесконфликтное сосуществование членов социума в семье. В зависимости от преимущественного способа регулирования (право, мораль) брак соответственно бывает юридическим (тот, что принято называть традиционным) и неюридическим, именуемым в народе гражданским.
Исходя из того, что материальное и идеальное могут существовать в социуме как бы независимо, мы и имеет как бы разные феномены: брак и семью
, которые в свою очередь тоже имеют и сущность и форму существования
Резонный вопрос, а в чем же кризис?
А в том, что с измениением бытия социума меняются причино-следственные механизмы, обуславливающие существования семьи (опять же читайте Энгельса) и соответсвенно, ее формы. То есть, если ранее доминировала необходимость обеспечения физического выживания, которая потом свелась к экономике и экономическим отношениям (что породило юридический брак), то сейчас акцент смещащается в сторону удовлетворения потребностей. не связанных напрямую с физическим выживанием. Право же в браке регулирует исключительно экономические отношения, оставляя за кадром "духовность". Мораль более универсальна, но гарантом ее соблюдения являются экономические рычаги, которые в условиях экономической либерализации заметно ослабели. Вот и получаем, что юридический брак становится уже обузой для семьи, не дающий реальной пользы (экономические вопросы уже давно регулируются на основе общегражданского права), а неюридический заметно потерял в эффективности. Т.е. налицо ликвидация статуса-кво семьи и ассимиляция ее в гражданское общество.