Таких не берут в депутаты
Почему в новой Госдуме труднее всего найти профессиональных политиков
После декабрьских выборов состав Госдумы изменился более чем наполовину. Однако, помимо бывших депутатов, в парламент прошли главным образом далекие от политики люди – бизнесмены, чиновники, спортсмены и даже одна балерина Большого театра. По мнению экспертов, пробиться в Госдуму через активную работу в партиях практически невозможно. К тому же аполитичность для депутата нынешнего созыва является не минусом, а плюсом.
Экс-спикер двух созывов Госдумы Геннадий Селезнев признается «НИ», что понимает растерянность сотрудников думского аппарата, которые уже больше месяца не могут расселить по кабинетам депутатов нового созыва. «В Госдуму прошло невиданное число тузов, а их вынуждают рассаживаться в четырнадцатиметровые клетки, как обычных депутатов. Вот и подбирают: кому “двушка”, кому “распашонка”, чтобы помощники сидели отдельно», – поделился г-н Селезнев. Если в первую Госдуму в 1993 году избирались офицеры, правозащитники и преподаватели вузов, то с каждым новым созывом их вытесняли все более «солидные» люди – бизнесмены, банкиры, сотрудники министерств и региональных администраций. Но такого числа «статусных людей», по словам г-на Селезнева, в Госдуме еще не было никогда – губернаторы и их замы, спикеры региональных парламентов, руководители крупных компаний. В нынешнем парламенте оказались даже несколько замминистров и заместитель полпреда президента.
Из 450 депутатов новой Госдумы из прежнего состава остались 217. Еще трое перешли в парламент из Совета Федерации, 33 – из региональных и местных парламентов. Главными поставщиками кадров для депутатского корпуса стали крупные компании и органы исполнительной власти. После декабрьских выборов, прошедших исключительно по партийным спискам, Госдуму пополнили 77 представителей бизнеса и 56 высокопоставленных чиновников. Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит «НИ», что занятие бизнесом или работа в исполнительной власти – сегодня наиболее типичные пути для проникнования в Госдуму. При этом бизнесменов включают в предвыборный список в обмен на финансирование избирательной кампании, а чиновники обычно идут в Думу, когда дорастают до вице-губернаторов или заместителей министров и осознают, что у них нет шансов занять кресло своего шефа.
Больше всего представителей бизнеса прошло по списку «Единой России» – 49 человек, однако самая высокая доля бизнесменов во фракции ЛДПР – 40% от общего числа членов фракции (16 из 40). КПРФ и «Справедливая Россия», которые называют себя борцами за социализм, провели по шесть представителей бизнеса. По словам г-на Селезнева, бизнесмены идут в парламент не за депутатской неприкосновенностью, а ради «роста в собственных глазах и в глазах своего окружения». «Одно дело – возглавлять холдинг по производству топлива из коровьего навоза и даже быть при этом очень богатым, а другое – стать депутатом и разговаривать на равных с теми, от кого еще недавно зависел», – считает он.
Коммунисты оправдали имидж оппозиционной партии, не проведя в парламент ни одного чиновника, а «Единая Россия» – имидж партии власти, пополнив парламент 53 выходцами из властных структур. Еще два действующих чиновника прошли в Госдуму по списку ЛДПР, один – от «Справедливой России». Ради депутатского мандата свои должности оставили заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Галина Изотова, руководитель Фонда социального страхования РФ Галина Карелова, заместитель министра юстиции Владимир Колесников, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. Депутатами стали руководитель аппарата Госдумы Валентин Чернявский и начальник правового управления Госдумы Григорий Ивлиев. А башкирский президент Муртаза Рахимов хоть и сам от мандата отказался, но зато провел в Госдуму одного помощника, двух замминистров республиканского правительства и главу регионального Совета муниципальных образований.
Партийных функционеров среди новых депутатов Госдумы всего 28 человек. Больше всего – по девять, прошли по спискам «Единой России» и КПРФ. Борис Грызлов и Геннадий Зюганов провели в Госдуму по одному советнику, Сергей Миронов – трех. Депутатом стал и пресс-секретарь товарища Зюганова – Андрей Андреев. Пресс-секретарь Владимира Жириновского Людмила Лосева также баллотировалась в Госдуму, однако оказалась на непроходном месте. Зато в Госдуму прошел бывший пресс-атташе создателя движения «Наши» Василия Якеменко Роберт Шлегель. Депутат Шлегель не скрывает в комментарии «НИ», что в Госдуму его делегировал лично г-н Якеменко, который сейчас руководит Комитетом по делам молодежи при правительстве РФ.
За год до выборов «Единая Россия» пообещала активистам прокремлевских молодежных движений 20-процентную квоту в партийном списке. Однако в действительности они получили лишь три проходных места, из которых два досталось «Нашим», а одно – «России молодой». Лидер еще одного прокремлевского движения «Идущие вместе» Павел Тараканов прошел в Госдуму по списку ЛДПР. Роберт Шлегель признался «НИ», что выделенная квота оказалась в 20 раз меньше обещанной, однако вопрос, почему так вышло, переадресовал к руководству «Единой России». Директор Центра политической информации Алексей Мухин говорит «НИ», что заслужить место в Госдуме активной работой в партиях практически невозможно, и «пример “Наших” это показал».
Политолог Алексей Макаркин подтверждает, что даже высокопоставленные партийные функционеры попадают в предвыборные списки «по остаточному принципу», когда «все лучшие места уже заполнены». Хотя бывают и исключения. Например, секретарь ЦК КПРФ Владимир Улас, который в 2005 году стал депутатом Мосгордумы, в 2007-м прошел в Госдуму. Бывший глава юридической службы КПРФ, а ныне депутат Госдумы Вадим Соловьев рассказал «НИ», что в списке коммунистов партийным функционерам отводится треть мест, а лично его направили в Госдуму, чтобы эффективнее расследовать всевозможные ущемления прав коммунистов, начиная от непредоставления эфира и помещений для встреч с избирателями и кончая убийствами активистов КПРФ, которых, по словам нашего собеседника, за последнее время произошло девять.
Из нескольких сотен представителей общественных организаций, которые были в списках различных партий, в Госдуму прошли 16, в том числе руководитель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев и сопредседатель Движения женщин за здоровье нации Эльмира Глубоковская. По утверждению г-на Макаркина, общественники также получают обычно полупроходные и непроходные места, довольствуясь статусом кандидата и обещаниями оказаться на более выгодном месте в списке на следующих выборах. Иногда за участие в выборах партии дают руководителям общественных организаций деньги или финансируют их проекты в обмен на привлеченные общественниками голоса избирателей.
Научных работников и преподавателей в Госдуму прошло 15, силовиков – шесть. Еще один тип новых народных избранников Алексей Мухин называет «очень хорошими людьми с кругом знакомств». Сюда относятся артисты и спортсмены, сумевшие существенно увеличить свое представительство в новом составе парламента. Депутатами стали директор Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев, балерина Большого театра Светлана Захарова, олимпийские чемпионки Ирина Роднина, Светлана Хоркина, Алина Кабаева, олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе, победитель Параолимпийских игр Михаил Терентьев и профессиональный боксер Наталья Карпович. По словам Алексея Макаркина, наличие известного спортсмена на второй-третьей строчке «украшает список», и поэтому «если бизнесмен сам просится в список, то за спортсменами гоняются».
Как ни странно, но есть среди депутатов и рабочие. По спискам «Единой России» прошли слесарь Богословского алюминиевого завода (Свердловская область) Виктор Дедов и литейщик Горьковского автозавода Валерий Корнилов. Ткачихи из Ивановской области Елены Лакшиной, которая на предвыборном съезде «Единой России» просила Владимира Путина остаться на третий срок, среди депутатов Госдумы не оказалось. Еще в Госдуму попали космонавт Муса Манаров, разыскиваемый британской прокуратурой по обвинению в убийстве Александра Литвиненко Андрей Луговой, бывший командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов, политолог Сергей Марков и сопредседатель «Движения любви» Константин Рыков.
Вычеркнутый из первой тройки списка «Справедливой России» Сергей Шаргунов говорит «НИ», что прошедшие в Госдуму заслужили право быть депутатами «своим бизнесом и аполитичностью», потому что «пропуском в Думу является именно равнодушие к происходящему в стране». Борис Резник, отработавший в Госдуме уже два созыва и прошедший снова в парламент, назвал для «НИ» такую оценку некорректной, так как «их избрали, значит, люди их знали». Хотя, по данным «Левада-Центра», две трети (66%) проголосовавших 2 декабря за «Единую Россию» отдавали свои симпатии не партии, а Владимиру Путину как лидеру ее списка. Алексей Мухин утверждает, что, несмотря на 14-летнее существование Госдумы, профессиональные законодатели в ней практически отсутствуют, а чаще всего встречаются лоббисты, которые сделали своей профессией «связь между предпринимателями и чиновниками». Однако для попадания в парламент деньги и связи – это лишь «лотерейный билет», а чтобы выиграть в лотерею, нужно «познакомиться с тем, кто крутит барабан»…
Ну чтож воплотилась в жизнь мечта отцов русской демократии - страной может управлять любая кухарка, приобретшая статус..., а профессионализм нах... не сдался...