Возвращаемся к теме
Меняем сына Матвиенко на Бронзового солдатаКак известно из анекдотов, эстонцы – самый "медленно-запрягающий" народ на свете. Очевидно, это распространенное заблуждение – одна из причин не слишком пристального внимания российской общественности к действиям руководства этого маленького, но гордого члена Евросоюза на "российском направлении". Между тем в действиях этих, по крайней мере, последние два-три года не было ничего анекдотического. Все это время эстонские власти с завидным упорством и бесстрашием наносили по России удар за ударом. И ни разу им так и не дали сдачи.
...
Что же касается всплеска активности вокруг демонтажа памятника советским воинам, то "протест" этот носил (и носит) подчеркнуто ритуальный характер. В неформальной обстановке что-то там проклекотал "картонный ястреб" Иванов (оговорившись, что "не призывает к бойкоту"), Госдума РФ что-то там "грозно заявила". И всё.
Президент и правительство РФ от заявлений на эту тему предпочитают воздерживаться. Ничего не слышно о "блокаде", "санкциях", "торговой войне" и прочих инструментах, которые руководство страны с удивительной легкостью применяет по отношении к Украине, Молдове или Грузии. Между тем, недружественность, которую в данный момент демонстрирует Эстония, не идет ни в какие сравнения с "грехами" этих государств. По крайней мере, именно так преподносится это мероприятие эстонских властей - по российским меркам довольно заурядное (как показал пример Химок) - в российских СМИ.
...
Может быть, у руководства РФ просто нет рычагов воздействия на Эстонию? На первый взгляд, это предположение выглядит правдоподобным - в России нет сколько-нибудь заметной эстонской диаспоры (некого депортировать), а объем экспорта эстонской продукции в РФ ничтожен. Но почему в отношении Эстонии не могут быть задействованы другие, более действенные рычаги?
Не секрет, что едва ли не главной статьей доходов эстонского бюджета является транзитный бизнес, в значительной степени контролируемый россиянами. Специалисты утверждают, что "российская доля" в ВВП Эстонии составляет более, чем внушительную цифру – около 20%. А если к ней добавить доходы от льготных цен на российский газ ($125 за тыс. куб.), то можно говорить о том, что Россия, так или иначе, контролирует едва ли не треть государственных доходов Эстонии.
Не секрет, что "Газпром" ведет себя сегодня крайне жестко не только в отношении такого сомнительного партнера, как Украина, но и в отношении главного стратегического союзника РФ – Беларуси. На этом фоне пролонгация эстонских льгот (а о повышении газовых цен для этой страны пока ничего не слышно) выглядит абсолютно противоестественной.
С другой стороны, несмотря на очевидную политическую недружественость Эстония – единственное государство Балтии, воздержавшееся от критики проекта Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Более того, эстонский парламент (тот самый, который поставил под сомнение легитимность руководства РФ и воевал с Бронзовым Солдатом) в данный момент рассматривает возможность присоединения к этому проекту, а Эстонский институт внешней политики, занимавшийся этим вопросом по поручению международного комитета парламента, уже дал на эту идею положительный отзыв.
У нас получается крайне противоречивая картина:
1) Эстония – государство на протяжении нескольких лет позволяющее в отношении России беспрецедентно недружественные шаги;
2) Россия имеет целый набор инструментов для экономического воздействия на Эстонию;
3) Руководство РФ не только никогда не прибегало к экономическим санкциям в отношении Эстонии, оно воздерживается от тех мер, которые применяются к остальным постсоветским государствам (в том числе, к стратегическим союзникам России!).
Президент и члены правительства РФ неоднократно называли инвестиции российских компаний и отдельных бизнесменов в экономику сопредельных государств "экспансией российского капитала", утверждая при этом, что они содействуют усилению политического влияния России в этих странах. На примере Эстонии мы сталкиваемся с противоположной тенденцией – российский бизнес, выступает как фактор, как минимум, резко ограничивающий внешнеполитические возможности России.
Более того, "экономические агенты России" выступают в роли заложников, благополучие которых вынуждает руководство РФ идти на политические уступки. Что же это за "бизнес-игроки", ради которых высшее политическое руководство страны готово на такие жертвы?
Эстонский транзит
Около двух лет назад акционеры российской кампании "Северсталь-транс", возникшей в результате реформы РЖД, приобрели компанию "Балт-транс-сервис" (БТС), главное достоинство которой – выгодные маршруты по перевозке нефти и нефтепродуктов на Северо-Западе России, в том числе, маршрут "Кириши–Эстония" (именно в Кириши находится один из крупнейших в стране нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий компании "Сургутнефтегаз"). Маршрут этот, вроде бы, предназначенный для нефтепродуктов, немедленно стал использоваться и для сырой нефти.
Кто именно стал главным выгодополучателем от всего этого праздника жизни доподлинно неизвестно. Согласно данным официального отчета "Сургутнефтегаза" около 80% экспорта нефтепродуктов этой компании проходит через фирмы Gunvor International Ltd (Британские Виргинские острова) и IPP Ltd (Швейцария). Полный список физических лиц, стоящих за этими компаниями, никогда не публиковался, но можно предположить, что это – очень влиятельные люди. На это, в частности, указывает карьерная траектория нынешнего главы Минтранса г-на Левитина...
Как известно, попадание Левитина на руководящую должность в транспортное подразделение мордашевской "Северстали" сопровождалась прекращением сразу двух затяжных скандалов, не обещавших стальному магнату из Череповца ничего хорошего. Во-первых, окончательно заглох иск бывшей супруги Мордашова, которая требовала себе в качестве алиментов пакет акций "Северстали". Во-вторых, полностью провалилась попытка перехвата у него управления на Оленегорском ГОКе. Тогда же некие аффелированые с "Северсталью" физические лица прочно вошли в бизнес Gunvor и IPP.
Говорят, именно эта комбинация обеспечила Мордашову решающее преимущество в конфликте с Дерипаской.
С тех пор дела его пошли в гору, а Левитин (которого злые языки называли "смотрящим от путинского окружения") со временем пересел из "северсталевского" кресла в министерское. "Северсталь-транс" же, оседлав эстонский маршрут, занялся воспетой Путиным "экспансией российского капитала". В его собственность перешел работающей в Эстонии операторской железнодорожной фирмы Spacecom, а также контрольный пакет акций топливного терминала E.O.S. На очереди была покупка Эстонской Железной Дороги (ЭЖД).
Фактически руководству Эстонии было сделано заманчивое предложение – составить конкуренцию латвийскому порту Вентспилс в нефтяном транзите, разделив с "дорогими российскими гостями" проистекающие от этого выгоды.
"Бизнес-среда в Эстонии благоприятна, а в транзитном бизнесе конкурировать между собой будут уже не терминалы, а государства", - утверждали представители "Северстальтранс".
Предложение подкреплялось совместными лоббистскими усилиями главы Минтранса Левитина и главы РЖД Якунина. Благодаря их усилиям доля транспортного бизнеса Мордашева в эстонском нефтяном транзите, согласно оценке директора по развитию ЭЖД Райво Варе, дошла аж до 90%.
Более того, чтобы повысить привлекательность эстонского маршрута, Левитин принял вызывающе "непатриотичное" решение о повышении железнодорожных тарифов экспортерам, использующим для перевалки нефти российские порты. В свою очередь, Якунин в ходе очередного селекторного совещания, заявил о том, что ориентация на российские порты якобы приносит его компании до 17 млрд. руб. убытков, терпеть которые якобы РЖД больше не может. В итоге, российские порты были на голову разбиты эстонским транзитным комплексом, которому досталась львиная доля нефтяного потока.
Все это трудно оценить иначе, как "картельный сговор" российских нефтяных трейдеров, транспортников и чиновников, которые сознательно принесли в жертву экономические интересы России, бизнес-интересам конкретных коммерческих структур, работающих в Эстонии. Именно эту версию, со ссылкой на неких "посвященных" озвучивали эстонские СМИ (в частности, газета Aripaev).
Пока совершались все эти нехитрые манипуляции, эстонское политическое руководство, неоднократно испытывало терпение российских коллег (в частности, регулярно появлявшимися на территории Эстонии памятниками легионерам СС), и каждый раз убеждалось в том, что для политического руководства РФ собственные бизнес-интересы – главный приоритет.
Дальнейшая судьба мордашевских транзитных структур (работающих в интересах загадочных акционеров Gunvor и IPP) красноречиво свидетельствует о том, что эстонские власти сделали из этого правильные выводы…
Эстонский ответ
"Наполеоновские планы" по покупке Эстонской Железной Дороги (ЭЖД) постигла та же участь, что и сделку с Arcelor. В эстонских СМИ прошла масштабная информационная кампания, направленная против "криминальных русских" и их лоббистов "в государственных ведомствах и политических кругах Эстонии", а эстонская Полиция безопасности вплотную занялась руководителями структур, аффинированных с "Северсталь-транс" - г-ном Тимченко (IPP) и г-ном Оссиновским (Spacecom). Последнего даже подвергли 48-часовому аресту.
"Конечно же, ни одного бизнесмена не задерживают на двое суток с целью допроса. В этом просто нет смысла. Эстонское государство просто показало, что сумеет и сможет приструнить российский капитал, если только захочет этого", - писали в авторитетном еженедельнике Eesti Ekspress журналисты Рауль Ранне и Сулев Ведлер.
После двухдневного ареста Оссиновского сделка по покупке ЭЖД не только была окончательно сорвана - ее вчерашние лоббисты (в первую очередь, сам Оссиновский) неожиданно превратились… в ее принципиальных противников. Более того, в этом вопросе "транзитные россияне" полностью солидаризировались с позицией Центристской партии Эстонии и ее лидера Эдгара Сависаара – то есть, тех самых эстонских политиков, которые единогласно голосовали за требование у России компенсаций, срывали процесс подписания договора о границе и т.д.
Таким образом, знаменитая путинская "экспансия российского капитала" обернулась появлением в российском истеблишменте силы, активно влияющей на политику России в интересах недружественного ей соседнего государства.
И это не конкретный промах конкретных людей. Это системная ошибка. Односторонних зависимостей не бывает. Говоря о Европе, якобы зависящей от поставок российского газа, надо понимать, что не в меньшей степени речь идет и о зависимости России от европейских потребителей. Любая попытка шантажа со стороны поставщика здесь легко может обернуться адекватными контрмерами со стороны потребителей. И оглушительный провал путинских газовых предложений Германии об этом красноречиво свидетельствует.
Печальная судьба "транзитной экспансии" в Эстонии имеет ту же природу. Развивая бизнес на чужой территории "российские транзитеры" усиливали свою зависимость от эстонских властей, которые могли разрушить их бизнес в любой удобный для них момент. Когда "российские гости" увязли окончательно, эстонцы дали им понять "чего они стоят на земле нашей грешной". Для того, чтобы их перевербовать вчерашних "агентов экспансии", хватило двух суток ареста. И с этого крючка теперь им теперь уже не соскочить, потому что доходность бизнеса для воспетого Путиным "российского капитала" – высшая ценность, по сравнению с которой меркнет все: национальные интересы России, ее территория, исторические завоевания, международный престиж и мн. др.
Эстонский выбор
Между тем, нефтяным транзитом "экспансия российского капитала" в Эстонии не исчерпывается. Другой яркий пример – минерально-химическая компания "ЕвроХим". Сюжет тот же: в 2004 году компания планирует крупные инвестиции в российский порт Усть-Луга, но уже летом 2005 года появляется информация о том "ЕвроХим" взяла в аренду участок земли в… эстонском порту Силламяэ, где начинает строительство терминала на 1 млн. т химикатов в год.
Как и в случае с нефтяным транзитом, мы здесь видим, как хваленый "российский капитал" сознательно создает конкурентные преимущества для враждебного России государства, попутно лишая российский порт Усть-Луга шанса на развитие…
Терминал в Эстонии строит компания Sillamae Sadam AS (АО "Силламяэ Садам"). Половина ее акций принадлежит петербургским предпринимателям Каткову и Малову. Другой крупный пакет принадлежит … бывшему премьер-министру Эстонии Тийту Вяхи – известному эстонскому политику. Известен он, в частности, открытой поддержкой реваншистской партии Res Publica, которая сочинила ту самую знаменитую преамбулу, которая позволяет Эстонии предъявлять территориальные претензии России…
В народе в таких случаях говорят: "Те же яйца, только с боку".
На этом фоне выглядят курьезными заявления некоторых "российских инвесторов" о том, что их приход в Эстонии якобы "поможет русскоязычным жителям республики". При этом, первое, что они делают, попадая на территорию Эстонии - "эстонизируются": изгоняют из названий своих фирм русские слова и берут на должность вице-президентов местных "свадебных генералов" (особой популярностью пользуются представители националистических и реваншистских партий)…
Ну и напоследок немного гламура. Этой зимой сын губернатора Санкт-Петербурга Сергей Матвиенко получил из руку эстонских властей вид на жительство, прошение о котором он подал год назад. Дело в том, что занимающий пост вице-президента ВТБ (!) губернаторский сынок, сохраняя за собой эту высокую должность (!), реализует в Эстонии амбициозный проект – строительство котеджного поселка на специально купленном для этих целей острове.
Особняков в поселке будет всего восемь. Три якобы предназначаются для Матвиенко-сына и его партнеров по бизнесу – руководителя эстонского подразделения ЛУКОЙЛа Большова и питерского банкира Савельева. Хозяева остальных пяти пока неизвестны. Зато известно, что добираться они до своих домов будут также, как члены дачного кооператива "Озеро" (в котором состоит Путин и добрая половина российского политического и бизнес-бомонда с "питерской пропиской"). А именно - вертолетом. Для этого якобы уже строится вертолетная площадка и закупаются 15-местные геликоптеры американского производства.
Местные наблюдатели утверждают, что ранее на этот остров претендовало американское посольство (хотели построить базу отдыха для своих сотрудников), но эстонские власти им наотрез отказали. "Дорогие российские гости" с их шальными деньгами (а также решимостью заложить душу дьяволу ради их сохранения и преумножения) для независимой Эстонии гораздо нужнее американцев.
http://www.nazlobu.ru/publications/print1815.htm