Нефть дешевеет, бензин — нет. Почему?
Наталья Карнова, Наталья Бояркина, Галина Шейкина
Опубликована: 10 декабря 2008 00:05:00
Статья из АИФ №50 от 10 декабря 2008 00:05:00
Топливо для автомобилей в нефтедобывающих странах стоит копейки. Чем мы хуже?
Все нефтедобывающие страны продают бензин у себя дешевле, чем в России. Даже в США и Китае, где нефть и добывают, и покупают, цены ниже. Самый дешёвый бензин — $0,05/л (на 93,67% ниже, чем в РФ) — в Венесуэле.
…В Иране, как и у нас, народ ужасно раздражают расценки на топливо. Стоит лишь завести беседу в такси, как водитель начинает возмущаться...
— Ты только представь: ещё два года назад на доллар можно было купить 14 литров бензина! А сейчас — только 10! Сволочи, совсем совесть потеряли!
Я сочувственно кивал. Мне задавали вопрос: а сколько стоит бензин в России? Я честно отвечал, и у моего собеседника на время отнимался язык.
— Но почему?! Ведь у вас полно нефтяных месторождений!
Квота на скандал
…Начинался подсчёт, и выяснялось, что в изобилующей нефтью России цена бензина выше, чем в Америке, где «чёрного золота» намного меньше, чем у нас. Поражённый водитель молча вращал глазами и цокал языком: понять логику нашего нефтяного бизнеса он не мог (я, впрочем, тоже). Тем не менее уникальная дешевизна топлива вскоре сыграла с Ираном довольно злую шутку. Целые колонны автомобилей, загруженные канистрами, вывозили дешёвый бензин в Армению и Турцию, где предприимчивые жители пограничных иранских районов перепродавали его втридорога. На бензоколонках начались перебои: 28 июня 2007 г. парламент Ирана проголосовал за небывалое повышение цен — сразу до 54 центов США за литр. Разразился страшный скандал, в который пришлось вмешаться лично президенту страны Махмуду Ахмадинежаду. Тот заявил, что подорожание грозит народной революцией. Тогда цены на топливо понизили, но ввели строгие квоты. Отныне в Иране каждый водитель может купить 120 литров бензина в месяц по цене 1 долл. за 10 литров, а остальное — по предложенной депутатами коммерческой стоимости. Однако и это не помогло. Даже «щадящее» повышение вызвало масштабные беспорядки: в Тегеране тысячи разгневанных людей избивали на улицах полицейских и спецназовцев, сгорели десятки заправочных станций, окна в правительственных зданиях вылетели под градом камней. «Бензиновые мятежи» с трудом удалось подавить, и с тех пор иранские политики не рискуют увеличивать цену — опасаются серьёзных проблем с населением.
Нефтедобывающая страна
Цена бензина Аи-92, долл./руб.
Россия
0,79/22,0*
Китай
0,69/19,2
США
0,63/17,5
Аргентина
0,62/17,3
Боливия
0,54/15,0
Нигерия
0,51/14,2
Эквадор
0,47/13,1
Тринидад и Тобаго
0,43/11,9
ОАЭ
0,37/10,3
Алжир
0,32/8,9
Кувейт
0,22/6,13
Бахрейн
0,21/5,8
Катар
0,19/5,3
Саудовская Аравия
0,16/4,4
Ливия
0,13/3,6
Иран
0,09/2,5
Венесуэла
0,05/1,3
По данным Академии конъюнктуры промышленных рынков
* Данные на 08.12.08
«Повысим цены — нас разорвут»
…Из Москвы Иран представляется бедным государством, но это вовсе не так. Средняя зарплата там, как и у нас, — 500 долл. в месяц. Нефти — хоть залейся: по её запасам государство уступает только Саудовской Аравии. На поддержание низких цен внутри страны власти ежегодно тратили 20 млрд. долл., но это никого не смущало. Иранцы считают нормальными правила подобной игры: если нефтяные магнаты продают «чёрное золото» за границу по бешеной цене, захлёбываясь в сверхприбылях, то для своих граждан бензин попросту обязан быть дешёвым. Российские условия, когда в страну притекала река нефтедолларов, а бензин в стране стабильно дорожал, в Иране именуют «просто фантастическими». Когда я говорил, что среднероссийская цена — доллар за литр, мне никто не верил: «Такого не может быть — вы же не покупаете чужую нефть за границей!» Никаких льгот для иранских чиновников не существует — напротив, государственные машины от министерств обязаны заправляться только по коммерческой цене. Более того, сейчас раздаются голоса: раз нефть упала по стоимости в три раза, и бензин должен подешеветь как минимум в два, а лимит на продажи следует отменить. Вскоре парламент будет рассматривать такой вариант, потому что всерьёз опасается повтора «бензиновых мятежей».
— Власти могут повышать цены на мясо, хлеб, сахар, — рассказывали мне в министерстве нефти Ирана. — И все стерпят. Но как объяснить людям, что при огромных запасах нефти дорожает бензин, производство которого, по сути, обходится дешевле воды? Народ выйдет на улицы, нас разорвут, и руководство это отлично понимает.
…В остальных «нефтяных» государствах Ближнего Востока, вне зависимости от того, богатая страна или бедная, бензин тоже стоит куда меньше, чем в России. В роскошном Кувейте литр — 22 цента, в нищем Ираке — 15 центов, а в Йемене (90% валютных доходов которого обеспечивает экспорт нефти) — 30 центов. В 2005 г. правительство Йемена недальновидно повысило цену бензина на треть. Это вызвало такую волну народного восстания, что её пришлось подавлять с помощью армии — в уличных столкновениях погибли 55 человек. С тех пор, разумеется, подорожание никому из чиновников в голову не приходило.
— У вас в стране вообще довольно всё странно, — говорил мне в Катаре один местный бизнесмен. — Например, повышают цены на свет, газ и жильё под предлогом того, что нефть дорожает. Да это же бред какой-то! Чем дороже нефть, тем больше у страны денег: у нас сразу стараются сделать что-то полезное для своих граждан, например как раз отменяют плату за коммунальные услуги. Никто не говорит, что бензин должны раздавать бесплатно. Но то, что у вас цены на заправках поднимались каждый месяц и стоимость бензина достигла американской, а теперь почти не снижается, — шизофрения.
…Действительно, здесь Россия ещё раз подчеркнула свою уникальность. Только у нас бензин может стоить дороже, чем в странах, куда мы продаём «чёрное золото». И только тут короли бензоколонок отказываются снижать цены, мотивируя это тем, что они несут убытки от падения цен на нефть…
Георгий Зотов
А виноваты «ножницы»?!
— Мировые цены на нефть упали более чем в 3 раза, а бензин подешевел всего на 5%? Почему так? Отчего бензин у нас дороже, чем, например, в США, где нефти фактически нет? В. Запольский, Улан-Удэ, К. Евстафьев, Москва
«АиФ» задал этот вопрос представителям крупных российских нефтяных компаний.
— Потому что цена на бензин в США зависит от нефти, а у нас — от налогов, — оправдались в пресс-службе «ЛУКОЙЛа». — До сих пор существуют так называемые «ножницы Кудрина», когда налог на экспорт устанавливается исходя из цен 2-месячной давности. Чтобы его заплатить, нам приходится работать с минимальной прибылью — хорошо, если не «в минус» (на самом деле за первые 8 месяцев 2008 г. на этих «ножницах» нефтяники заработали более 17 млрд. долл. — Ред.). На снижение цен резервов не остаётся. Сейчас правительство приняло решение пересматривать ставку налога раз в месяц (это значит, что чем цена на нефть в текущем месяце ниже, тем ниже и налог (экспортная пошлина). — Ред.), поэтому спустя какое-то время бензин должен подешеветь.
Мы предлагаем осуществлять её пересмотр ещё чаще — скажем, раз в две недели. Это поможет снизить цены на топливо и увеличить доходы госбюджета, куда идёт часть экспортной выручки компаний. Но такое решение зависит не от нас.
— Цены на нефть зависят от рынка. Если помидоры везде продают по 2 руб. за килограмм, то вы никому не продадите их за 4 руб., — пояснила нам глава пресс-службы «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко. Тем самым она косвенно дала понять, что компания не собирается терять свою прибыль: зачем продавать дешевле, если и дорогое покупают. Далее прозвучало объяснение по поводу налогов: — Бензин в России не дешевеет потому, что до 60% его цены приходится на налоги, тогда как в тех же США — только 10%. В результате платит потребитель (а кто решил, что результат должен быть именно таким? — Ред.). А, например, в Египте всё топливо, продающееся внутри страны, освобождено от налогов, поэтому оно там и стоит копейки. Что-то подобное должно быть и у нас.
Представитель «Роснефти» про налоги умолчал, но объявил крайним рынок:
— Компания выставляет цены в соответствии с рынком. Ни выше, ни ниже она их сделать не может. А почему рынок таков — это вопрос к аналитикам.
Топливо стоит 15 руб./литр!
— Когда нефть дорогая — плохо, когда дешёвая — ещё хуже. Сколько же она должна стоить, чтобы все были счастливы? О. Зеленская, Нижегородская обл.
Отвечает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль:
— Если говорить об имеющей разумное обоснование стоимости, то на мировых рынках нефть должна продаваться в районе 70-80 долл. за баррель (при таких ценах наши экспортные компании чувствуют себя более уверенно, чем сейчас, когда её цена — в районе 50 долл./баррель. — Ред.). Честная же цена бензина на АЗС: 17-19 руб. за литр Аи-95 и 15-16 руб. — за Аи-92.
Мнение Геннадия Шмаля о том, почему у нас такой дорогой бензин, читайте ЗДЕСЬ.
Комментарий эксперта «АиФ». O чём умолчали в компаниях
Гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:
— Всё, что сказали нефтяники, — лишь часть правды. Другая её часть — в том, что на нашем бензиновом рынке — произвол монополий. В США давно сложилась сеть независимых нефтеперерабатывающих компаний, а у нас все они входят в состав нефтяных концернов. Те поделили страну на территории, в пределах которых устанавливают комфортные для себя розничные цены, сваливая вину то на дорогую нефть, то на высокие налоги. Получается, что монополисты компенсируют дешёвую нефть на мировом рынке за счёт простых россиян. Стоит ли надеяться на то, что штрафы антимонопольщиков приведут компании в чувство? Увы, практика показывает, что метод «государственного окрика» ничего не решает, — цены если и снижаются, то ненадолго. Приказать, например, «Роснефти», как госкомпании, снизить цены в условиях рыночной экономики тоже нельзя. Единственный выход — создание независимых нефтеперерабатывающих компаний. И без участия государства здесь не обойтись.
Справка «АиФ»
Управа на Рокфеллера. Монопольные сговоры появились одновременно с возникновением торговли. Однако во всеуслышание о себе они заявили лишь в начале XIX века. Первыми борьбу с ними начали США — в 1890 г. появился закон, по которому любые объединения, покушающиеся на свободу торговли, должны были считаться незаконными. С его помощью в начале XX века была разрушена «керосиновая империя» миллиардера Дж. Рокфеллера (компания контролировала свыше 80% американской «нефтянки», единолично диктуя цены).
В России первый сговор «заключили» в конце XIX века восемь страховых компаний с целью выдавить конкурентов с рынка. Но, в отличие от США, государство не мешало, а содействовало (пусть и негласно) развитию монополий. Поэтому ликвидировали их лишь после 1917 г. После долгого перерыва картельные махинации «воскресли» лишь в 90-е, когда олигархи имели возможность диктовать властям, как и что делать. Сейчас Федеральная антимонопольная служба вроде бы взялась за картели всерьёз. Даже возбуждаются громкие дела. Недавно на «Газпром нефть» и ТНК-ВР были наложены штрафы свыше 1 млрд. руб. за сговор на региональных рынках. Но это немного по сравнению с тем, что в Европе недавно были оштрафованы монополисты в сфере производства автостёкол на 1,3 млрд. евро (более 44 млрд. руб.). Кроме того, доказать факт сговора у нас гораздо труднее.
Что входит в цену бензина
* Расходы на транспортировку — 0,90 руб.
* Прибыль от розницы — 1,14 руб.
* Прибыль от продажи нефти — 1,27 руб.
* Прочие налоги — 1,61 руб.
* Налог на имущество — 1,85 руб.
* Акциз (налог на товары массового потребления) — 2,71 руб.
* Прибыль от оптовой продажи — 2,82 руб.
* Расходы на производство — 2,86 руб.
* НДС (налог на добавленную стоимость) — 3,37 руб.
* Налог на недропользование — 3,47 руб.
23,8% — чистая прибыль компании
17,1% — производственные и транспортные расходы
59,1% — налоги в госбюджет
Сумма, превышающая запланированный объём госбюджета, уходит в социальные фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).
Экспертное мнение о том, как в мире ведутся поиски дешёвых аналогов бензина и почему они не используются в России, читайте ЗДЕСЬ.
О том, почему в Америке цены на бензин падают быстрее, чем в России, читайте ЗДЕСЬ.
По моим поискам на данную тему эта самая подробная публикация, может есть и ещё, но слишком "больная и старая тема" чтобы "жрать " то, что уже кто-то ЕЛ до тебя....