ФСБ раскроет нефтяные секреты
Правоохранительные органы получат полный доступ к информации нефтяников
Государство всерьез озаботилось проблемами энергетической безопасности. Этот вопрос будет обсуждаться на заседании Совета безопасности под председательством президента Дмитрия Медведева в конце ноября. РБК daily удалось ознакомиться с материалами, подготовленными к совещанию специальной рабочей группой. С президентом обсудят необходимость создания федерального закона «Об энергетической безопасности Российской Федерации» и целого комплекса законодательных и организационных мер в этом направлении.
Среди прочего предлагается «введение в действие государственной системы учета добытой нефти и контроля за ее обращением с обеспечением возможности доступа правоохранительных органов к этой информационной базе». Кроме этого МВД совместно с Минэнерго должны будут трудиться над предупреждением, выявлением и пресечением преступной деятельности на предприятиях ТЭКа, обеспечением целевого использования средств, предназначенных для приобретения энергоресурсов, а также ликвидацией каналов контрабандного вывоза углеводородного сырья и продуктов его переработки за пределы России.
Фактически речь идет о системе «Нефтеконтроль», которая призвана прикрыть теневой рынок сбыта нефти и нефтепродуктов как внутри страны, так и на экспорт. Разработка этого механизма ведется по поручению Дмитрия Медведева с начала года, когда президенту на одном из совещаний нефтяники пожаловались на наводнившие рынок нелегальные мини-НПЗ, которые гонят некачественное топливо на экспорт и незаконно врезаются в трубы нефтяных компаний и «Транснефти». Однако до этого момента никакой официальной роли правоохранительным органам в этой системе не отводилось.
По словам источника РБК daily в правительстве, у ЦДУ ТЭК регулярно не сходится «дебет с кредитом», за год «теряется» примерно 10% добытой нефти (порядка 50 млн т). «Это очень спорный пункт. Нефтяные компании и так не хотят, чтобы государство знало, чем они обладают, им тем более не понравится, что к этому подключат еще и правоохранительные органы», — считает собеседник.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин не исключает связи идеи создания надзорного механизма в нефтянке с делом ЮКОСа. В середине декабря должен быть вынесен приговор по второму уголовному делу против экс-главы нефтяной компании Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, обвиняемых в хищении 350 млн т нефти.
«Речь идет об ужесточении контроля за коммерческой деятельностью сектора ТЭК», — считает г-н Мухин. По его мнению, это результат лоббизма ФСБ и МВД, которые намерены получить доступ к информации о передвижении энергоносителей по территории России и за рубеж, что даст оперативную возможность влиять на маркетинговую политику компаний. «Бизнес генералов в связи с реформой МВД сворачивается, и им нужно открывать новые горизонты», — полагает г-н Мухин. При идеальном исполнении закона инициатива хорошая, но практика показывает, что такое вряд ли возможно. Теперь, когда точно будет ясно, с кем «договориться», так называемые потери нефти только возрастут, убежден эксперт.
У самих нефтяников новая государственная идея скорее вызывает недоумение. «Нефтяные компании и так на добровольной основе предоставляют в ЦДУ ТЭК свою отчетность, есть и без того хорошо отлаженная система учета добычи и транспортировки», — отмечает источник в одной из крупных нефтяных компаний. «Нельзя же на каждую скважину поставить милиционера, да и ни к чему это. А к информации они (правоохранительные органы. — РБК daily) и сейчас имеют доступ», — уверен собеседник. По его мнению, новый механизм направлен на малую нефтянку, которая менее прозрачна и за которой труднее уследить.
Глава ассоциации малых нефтяных компаний «Ассонефть» Елена Корзун признает, что проблема контрабандного вывоза существует, но речь идет о совсем небольших предприятиях и транспортом служат автомобили. «Участники нашей ассоциации — это компании, подключенные к системе «Транснефти», учет ведется по тем же нормам, что и у крупных нефтяников», — поясняет г-жа Корзун.
Источник в рабочей группе по «Нефтеконтролю» вопросу РБК daily о новых полномочиях милиции искренне удивился. «Уже сейчас на всех совещаниях по нефтянке всегда есть представители МВД. Они, правда, не выступают с предложениями и ярких программ у них пока нет, но ими регулярно даются какие-то поручения», — говорит собеседник.
«Чем больше информации будет у оперативников и следователей МВД, тем лучше, поэтому мы двумя руками за доступ правоохранительных органов к системе учета добытой нефти, — прокомментировал источник РБК daily в МВД. — Но что-то более конкретное сейчас сказать сложно, поскольку система только разрабатывается и до конца неясно, какой именно она будет. В любом случае наши специалисты примут участие в ее разработке — надеемся, это значительно повысит энергетическую безопасность страны и уменьшит количество нелегальных откачек нефти». Статистики воровства нефти из нефтепроводов, по словам источника, в МВД не ведется.
«Мы работаем как внутри России, так и при экспортных поставках в жестких условиях контроля со стороны соответствующих органов», — заявили РБК daily в ЛУКОЙЛе. Представитель вице-премьера Игоря Сечина, возглавляющий одновременно пресс-службу «Роснефти», не стал комментировать ситуацию. От комментариев также отказались в ТНК-ВР, «Транснефти» и «Газпром нефти». В пресс-службе Минэнерго отметили, что работа по созданию системы «нефтеконтроль» ведется в плановом порядке.
Генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев считает, что, прежде чем принять закон, нужно создать концепцию и оценить главные угрозы, а не хвататься за случайные поверхностные аспекты. По его мнению, нельзя считать лишнюю пропавшую канистру бензина угрозой национальной энергетической безопасности. «Гораздо более важно то, что мы работаем на импортном оборудовании: если нам откажут в поставках деталей — отрасль встанет. И это не единственная проблема, — поясняет г-н Бушуев. — А следить за транспортировкой — это очень частный вопрос».
Все - нефтянка уходит под колпак ФСБ-МВД...