http://www.newsru.com/world/15aug2011/aviavar.htmlПервый авианосец Китая, переделанный из старого советского корабля "Варяг", завершил пробные ходовые испытания в Желтом море и в минувшее воскресенье вернулся в порт города Далянь. На берегу экипаж корабля, которым командует выпускник петербургской Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова 50-летний Ли Сяоянь, встречали фейерверками и приветственными транспарантами, сообщает газета South China Morning Post.
Кораблю до сих пор не присвоено новое имя, поэтому китайские СМИ продолжают называть его "Варягом". Официальные источники пока не комментируют морской дебют авианосца, продолжавшийся пять дней. По мнению гонконгских аналитиков, основной задачей первого выхода в море было выявить возможные скрытые структурные недостатки в конструкции авианесущего крейсера, пишет ИТАР-ТААС.
Теперь в порту продолжится работа над дальнейшим усовершенствованием авианосца и его оснащением. На борту могут быть размещены палубные истребители J-15 (копия Су-33), вертолеты Z-8 и Z-9 китайского производства и российские Ка-31. Предполагается, что авианосец будет использоваться Китаем в качестве тренировочной площадки, а также для проведения научных исследований.
Западные специалисты уже давно отмечают, что "Варяг" - символ грядущего изменения расстановки сил в Тихоокеанском регионе. Есть мнение, что он может стать поводом к старту морской "холодной войны". В Пекине не скрывают, что целью китайского руководства является установление военно-морского равновесия. "Лучше равновесие, чем военное всемогущество США", - заметили по этому поводу представители командования ВС КНР.
В то же время эксперты сомневаются, что авианосец сможет оказать значительное влияние на изменение баланса в ВМФ разных стран мира. Ведь у США в настоящее время 11 авианосцев. В СССР в конце 1980-х годов было четыре авианесущих крейсера и два противолодочных крейсера-вертолетоносца. К 2011 году в составе ВМФ России остались боеспособными только один авианосец и четыре крейсера, однако до 2020 года в состав флота РФ предполагается ввести еще четыре вертолетоносца Mistral. Такие страны, как Таиланд, Бразилия и Индия, имеют по одному авианосцу.
Путь "Варяга"
Факт строительства первого авианосца китайские власти официально подтвердили только в июне этого года. Об этом заявил начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чэнь Биндэ в интервью одной из гонконгских газет. В апреле ряд китайских СМИ опубликовали фотографии, свидетельствующие о том, что первый в стране авианосец почти готов.
Китайские специалисты реконструировали тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", который был приобретен в 1998 году у Украины в недостроенном виде за 20 млн долларов "для переоборудования в туристический аттракцион". По оценкам военных экспертов и тайваньской разведки, "Варяг" был достроен на верфи в порту Далянь и на него уже установили радары и другое оборудование.
Изначально советский корабль "Варяг" был заказан для ВМФ СССР, но так и не был достроен. Водоизмещение корабля длиною в 300 метров и шириною в 72 метра превышает 65 тысяч тонн. После распада Союза в 1991 году гигантский авианесущий крейсер остался на верфи Николаевского судостроительного завода.
При разделе черноморского флота между Россией и Украиной "Варяг", заложенный в 1988 году, отошел украинскому государству. Спустя 8 лет авианосец, финансировать строительство которого Украина была не в состоянии, был продан Китаю за 20 млн долларов. "Варяг" - уже третий советский авианосец, купленный Китаем. Авианесущий крейсер "Минск" сейчас используется как помещение для военно-исторического музея, а "Киев" пошел на переплавку.