...Вспомним, откуда взялось в царской России столь рекламируемое либеральными историками понятие «честное купеческое слово»?
Оно было порождено, выражаясь современным языком, продажностью и неэффективностью судов, кстати, существенно усугубленными либеральными реформами Александра II Освободителя. Найти в царских судах правду, защитить свои интересы против высокопоставленного или богатого обидчика было едва ли не так же сложно, как в современных российских. И бесправие слабых весьма существенно ограничивало коммерческие возможности сильных: опасаясь безнаказанного обмана, с ними просто боялись связываться, лишая их вполне очевидных прибылей. В результате не православная церковь, не государственный контроль и даже не собственная растревоженная писателями-интеллигентами совесть, но голая коммерческая необходимость вынудила купцов к созданию взамен неэффективной судебной системы собственного института обеспечения морали и деловой этики — «честного купеческого слова», нарушение которого означало в ряде случаев (конечно же, далеко не всегда) социальное самоубийство.
Другой пример — староверы и старообрядцы. Мягко говоря, не поощряемые царскими властями (от предпетровской Софьи до Николая Последнего) они, несмотря на это, представляли собой коммерческую элиту России. Конечно, ограниченность возможностей (на госслужбе на них в лучшем случае смотрели косо, да и сами они не рвались служить гонителям, а многие сферы деятельности, например, наука, не приветствовались их верой) объективно толкала их представителей прежде всего в коммерцию, а внутренняя солидарность и сплоченность помогала бизнесу, но главная причина исторического успеха была все та же: запрет на ложь чужим.
Слово старовера и старообрядца, помнящего свои корни, до сих пор весит в неформальных отношениях значительно больше, чем слово обычного человека, склонного прощать себе многие пороки. В деловой сфере нет ничего более ценного, чем иметь надежного партнера, который расшибется в лепешку, но выполнит однажды данное обещание. Именно за это, кстати говоря, бизнесмены «враждебного капиталистического окружения» с 20-х годов ценили Советский Союз и дорожили налаженными связями с ним.
Таким образом, мораль и этика окупаются, и отнюдь не только в таких неправовых системах, как царская и современная Россия...
http://delyagin.ru/articles/28273.html#.T4g6ipgViUI.livejournal