«Мистрали» ударили бумерангом
Эр-Рияд и Варшава оставляют Париж у разбитого корыта
Андрей Фролов
2016 год начинался для французского экспорта вооружений с позитива – под знаком рекордов 2015-го, когда французские экспортеры подписали контрактов на сумму 16 миллиардов евро, что почти в два раза превышает показатели года предшествующего. Это позволило, было, французам претендовать на второе место в мировом рейтинге по оружейному экспорту, однако озвученные позже российские показатели (26 млрд долл. новых контрактов в 2015-м) сделали эти надежды необоснованными.
Отметим, что французскому оружейному рекорду не помешала история с продажей России двух универсальных десантных кораблей типа Mistral – скандал не только не повлиял на репутацию изготовителя, но в конечном счете оба корабля были проданы Египту с минимальными финансовыми потерями для французского бюджета.
При этом французские успехи на ниве оружейного экспорта продолжали множиться. Год начался с феноменальной победы в австралийском тендере на закупку 12 неатомных подводных лодок по программе SEA 1000. Стоимость контракта составляет 30 миллиардов евро, из которых на долю французских производителей придется, по разным оценкам, от 8 до 17 миллиардов. Другим крупным достижением стало подписание контракта с Кувейтом на 30 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal суммой более миллиарда евро. Наконец, в сентябре был финализирован долгожданный контракт с Индией на поставку 36 истребителей Dassault Rafale. С учетом передачи вооружения, адаптации самолета под индийские требования, услуг логистики сделка стоит 7,8 миллиарда евро. То есть только три крупных контракта обеспечили французскому ВПК контрактацию в размере не менее 15 миллиардов евро, не считая более мелких заказов, что позволяет рассчитывать на новый рекорд. При этом французы планировали получить контракты от Египта и Саудовской Аравии на поставки спутников дистанционного зондирования Земли, а также от Польши на 30 вертолетов Н225М (ЕС725) Caracal. Несмотря на обычные для такого рода бизнеса сложности, ничего не предвещало серьезных трудностей.
Коварные саудиты
“ Польская историяпоказала, что Франция с трудом держит удар и отказ поляков привел к явно истерическому поведению как поставщика, так и руководства страны ”
Первый удар пришел от Саудовской Аравии, которая в феврале объявила о приостановлении всех соглашений и контрактов в рамках ранее обещанного этой страной выделения четырех миллиардов долларов на военную помощь вооруженным силам и силам безопасности Ливана. Договоренность об этом была достигнута еще в конце 2014-го, и французы рассчитывали поставить 100 новых бронетранспортеров VAB Mk 3, более 100 легких бронированных машин Sherpa Light, 24 самоходные колесные 155-мм гаубицы Nexter CAESAR, шесть самоходных ЗРК Mistral 2 на шасси легких бронированных машин VBL, шесть учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano, семь транспортных вертолетов Airbus Helicopters H225M Cougar, несколько легких Airbus Helicopters SA 342 Gazelle (из наличия с модернизацией) с ПТУР НОТ, три больших ракетных катера проекта Combattante FS 56, противотанковые средства, системы связи Airbus Defence & Space TETRA и ряд других. Впрочем, в качестве утешительного приза Эр-Рияд, как сообщалось, переоформил заказ на 100 БТР VAB Mk 3 на себя.
Одновременно приостановились переговоры и по поставкам французского вооружения собственно Саудовской Аравии. Власти королевства объявили о том, что переговоры по оружейным контрактам будут возобновлены только после президентских выборов во Франции, которые должны пройти в апреле 2017 года. Это решение, в частности, подвесило закупку крупной партии истребителей Rafale, притом что переговоры находились в весьма продвинутой стадии.
Следующим потрясением стала утечка в сентябре в австралийские СМИ технической информации о строящихся для индийского флота неатомных подводных лодках типа Scorpene. Скандал сам по себе пока не имел ярко выраженных последствий, но это сильный удар по репутации, который к тому же значительно уменьшает шансы французов на закрепление на индийском рынке военно-морской техники. А он рассматривается как важный: концерн DCNS предложил на индийский тендер по выбору УДК модифицированного проект типа Mistral в количестве четырех единиц. В случае победы корабль будет строиться в Индии с французским содействием. Одновременно с проектом УДК DCNS продвигает на индийский рынок новый проект легкого авианосца DEAС (DCNS Evolved Air Craft).
Жадные поляки
«Мистрали» ударили бумерангом
Фото: defesaglobal.wordpress.com
Но апофеозом череды неудач стал публичный отказ правительства Польши от закупки во Франции 50 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal на общую сумму 10,8 миллиарда злотых (2,52 млрд евро), о чем было сообщено 4 октября. Причем в качестве мотива называлось несоответствие французского предложения национальным интересам Польши, хотя согласно заявлениям Airbus Helicopters офсетные обязательства в связи с данным контрактом привели бы к созданию в Польше 3800 рабочих мест, включая 1280 непосредственно связанных с производством вертолетов. Интересно, что буквально накануне, 3 октября Airbus заявил о готовности идти на новые уступки полякам.
Все это произошло весьма неожиданно для всех, кроме поляков. Буквально до последнего момента казалось, что вопрос о покупке решен в пользу французского производителя, еще в апреле 2015-го Министерство национальной обороны Польши опубликовало информацию о принятии решения относительно выбора Airbus Helicopters H225M Caracal (бывший ЕС725) в тендере по программе многоцелевого вертолета. Данный образец был предложен в тендере консорциумом Program EC-725 CARACAL-Polska во главе с Airbus Helicopters, конкурентами выступали предложения предприятия PZL-Swidnik (AgustaWestland AW149) и консорциумa Sikorsky International Operations Incorporation, Sikorsky Aircraft Corporations и польского PZL-Mielec (Sikorsky S-70i Black Hawk). Консорциум Program EC-725 CARACAL-Polska предлагал организовать сборку вертолетов Н225М на польском военном авиаремонтном заводе WZL-1 в Лодзи. Этот контракт вывел бы Польшу в число крупнейших импортеров французских вооружений, так как в период с 2011 по 2015 год общий объем заключенных контрактов на поставку оружия Польше составил всего 82,4 миллиона евро.
Однако за полтора года польская сторона так и не смогла согласовать с Airbus Helicopters условия контракта, а сам выбор Н225М неоднократно подвергался нападкам со стороны членов нового польского правительства, сформированного партией «Право и справедливость», усматривавших в нем то политическую, то коррупционную составляющую. Кроме того, поляки требовали офсет в размере 100 процентов от стоимости контракта плюс оплату НДС в 23 процента. То есть Airbus должен был заплатить больше, чем получить (сумма офсета плюс НДС достигала 3,13 млрд евро против 2,52 млрд евро), случай невиданный в практике торговли оружием. Все это привело к тому, что с конца 2015 года переговоры по Caracal велись крайне вяло, хотя французы не теряли надежды.
Характерно, что для победы в польском тендере французы пошли на многое. Так, еще в 2014 году на слушаниях относительно передачи России УДК типа Mistral после введения санкций в качестве одного из доводов назывался именно успех в польском вертолетном тендере, потому что Польша была весьма обеспокоена перспективами получения нашей страной обоих кораблей. Для того чтобы превратить историю в настоящий детектив, уже 10 октября министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич во время совместного с премьер-министром Беатой Шидло посещения авиастроительного предприятия Sikorsky PZL-Mielec в Мельце, принадлежащего американской компании Sikorsky Aircraft (которая сама теперь контролируется корпорацией Lockheed Martin), и авиаремонтного завода WZL-1 в Лодзи объявил о решении приобрести для польских сил специального назначения не менее 21 выпускаемого на PZL-Mielec cреднего многоцелевого вертолета Sikorsky S-70i International Black Hawk напрямую, без тендерных процедур. Министр обещал, что переговоры с PZL-Mielec по поставке этих машин «начнутся уже на этой неделе» (стартовали 11 октября) и первые две должны быть переданы в 2016 году, а остальные восемь – в 2017-м. Очевидно, что такое решение готовилось загодя и к моменту отказа от Caracal находилось в продвинутой стадии.
Обидчивые французы
Видимо, значительные авансы, выданные французской стороной Польше в ожидании контракта, а также форма отказа и открытое пренебрежение лицом французов вызвало беспрецедентную для оружейного рынка реакцию. Так, президент концерна Airbus Group Том Андерс заявил, что с компанией никто и никогда себя так не вел и она будет требовать компенсации своих потерь, нанесенных разрывом эксклюзивных переговоров. Среди обвинений также называлась противоречивая позиция польского правительства. Ранее с открытым письмом в адрес Беаты Шидло обратился президент Airbus Helicopters Гийом Фори, в котором перечислял все те преимущества, которые получила бы Польша, фактически раскрывая все подробности контракта и сопутствующего ему офсетного соглашения. Однако, как было показано выше, выбор в пользу американского производителя был сделан.
Скандал перешел с промышленного уровня на высший политический – Франсуа Олланд отменил свой визит в Польшу, намеченный на 13 октября. Как отмечают французские обозреватели, данная ситуация привела к наибольшему охлаждению между Парижем и Варшавой, хотя польское Министерство иностранных дел и выпустило официальное заявление о стратегическом характере двусторонних отношений. В свете всех этих треволнений почти издевкой выглядел контракт от Таиланда на закупку двух вертолетов Caracal, о котором объявлено тоже 4 октября.
Как представляется, данный конфликт будет иметь далеко идущие последствия. Скорее всего Франция значительно сократит свое присутствие на польском рынке вооружений в частности можно будет забыть об участии в тендере на закупку трех подводных лодок.
Польша проявила себя жестким переговорщиком, который может составить конкуренцию индийцам. Однако политические аспекты оказались сильнее военно-промышленных и даже в условиях готовности Airbus идти на уступки ориентация на Вашингтон перевесила. Впрочем, поляки, видимо, не ожидали такой реакции и уже 12 октября попытались сдать назад. Польша заявила о том, что ее вооруженным силам нужно от 50 до 70 вертолетов, произведенных как на ее территории, так и за границей. И в свете этого Польша планирует объявить новый тендер, в том числе в целях успокоить Airbus.
История с вертолетами ударила и по имиджу Франции как экспортера. Пойдя на потери в ходе реализации контракта с Россией в ожидании польского заказа, Франция в каком-то смысле оказалась у разбитого корыта. Это может быть красочной иллюстрацией того факта, что размены и уступки не всегда воспринимают должным образом и они не гарантируют лучший результат в будущем. Кроме того, польская история показала, что Франция с трудом держит удар и отказ поляков привел к явно истерическому поведению как поставщика, так и руководства страны. Все это явно не может рассматриваться как проявление силы.
Андрей Фролов,
главный редактор журнала «Экспорт вооружений»
Опубликовано в выпуске № 40 (655) за 19 октября 2016 года
Подробнее:
http://vpk-news.ru/articles/33029