Зойч оказался PR-проектом
Президент Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко рассказал, как создавался неофициальный, или даже "протестный", талисман Олимпиады - голубая лохматая гипножаба Зойч. Как оказалось, этот образ был попросту заказан оргкомитетом для разогрева интереса к голосованию за символ предстоящего спортивного события.
После голосования оргкомитет Сочи-2014 зарегистрировал права интеллектуальной собственности на десять различных логотипов - Зайца, Дельфина, Леопарда, Снежка и других. Но наряду с ними права были оформлены и на жабу Зойч, хотя в шорт-лист официального конкурса он все же не попал.
Зойч завоевал огромную популярность среди интернет-пользователей: количество просмотров ролика в его поддержку на YouTube превысило полмиллиона человек, сюжет о нем оказался в эфире почти всех ведущих российских и некоторых зарубежных телеканалов. В своем блоге создатель голубой гипножабы сотрудник "Студии Артемия Лебедева" Егор Жгун рассказал, что жаба вышла на первое место интернет-голосования в первый же день публикации и за три месяца была не на первой строчке только три дня.
"Когда-нибудь, лет через тридцать (или сто тридцать), и в России поймут наконец, что талисман не обязательно должен быть улыбчивой белочкой в стиле открыток 70-х годов", - выразил надежду Жгун на своей интернет-странице.
Но сегодня Дмитрий Чернышенко рассказал, что Жгун работал на организаторов Игр. "Не хотел раскрывать карты, но, видимо, придется лишить интернет-сообщество интриги, - начал он, - Лохматая гипножаба - антигерой конкурса Олимпийских талисманов - была создана Оргкомитетом "Сочи 2014" полгода назад. Причина проста - мы хотели привлечь внимание активно растущей аудитории интернет-пользователей к выборам талисманов Игр, и у нас получилось," - цитирует его слова "Московский комсомолец".
Он рассказал, что в 1980-е годы по тем же причинам популярным персонажем стала Баба Яга — потому что она была "против". И вот теперь этот PR-ход снова сработал. Имя новому "злодею" нашлось само собой: после создания логотипа Игр-2014 с легкой руки тогда шеф редактора "Коммерсанта" Андрея Васильева в народе читали как ZOIЧ, Зоич.
Оргкомитет решил пойти "по пути арт-эксперимента". Его участники не стали по всем законам PR-технологий кропотливо создавать персонаж и наделять его определенными чертами согласуясь с задачами и целевой аудиторией. Вместо этого они полностью доверили создание Зойча популярному интернет дизайнеру. Причем в курсе этого проекта было всего несколько человек.
Егор Жгун был не единственным претендентом на эту вакансию, существовали и "запасные варианты". По словам Чернышенко, Зойч стал первой коммерческой работой, которую Жгун выложил в своем блоге. Поэтому в обмен на создание популярного анти-логотипа оргкомитет пообещал не вмешиваться в творческий процесс. "Правда в брифе мы обозначили, что герой не должен быть резко негативным. Вместе с тем он может быть сколь угодно абсурдным и странным," - уточнил Чернышенко.
В оплаченный проект входило не только создание персонажа, но и последующее создание анимационных роликов в его поддержку. Первые наброски Зойча заказчики не оценили: "Нам, людям, занимающимся Играми с "серьезной стороны", было сложно судить о том, хорошо это или плохо. Но по-крайней мере, Зойч выглядел оригинальнее некуда и мы изначально договорились о "не вмешательстве"", - вспоминает Чернышенко.
Глава оргкомитета рассказал и о том, какой ошеломительный успех ждал лохматую лягушку: "буквально за неделю мы собрали несколько сотен тысяч просмотров ролика практически без дополнительного продвижения. Количество ссылок в блогах и форумах шло на тысячи". Несмотря на это, по его словам, в оргкомитете "ни на секунду не забывали, что наша главная задача - это выбор талисмана для массовой народной аудитории". "И лохматая жаба не может претендовать на роль официального талисмана Игр," - резюмировал Чернышенко.
Тем не менее, те, кто отдал свои голоса за "протестный" талисман, смогут еще не раз увидеть его и не только в Сети. "Мы планируем, что он будет развиваться на стыке современного искусства и интернет-технологий," - рассказал Чернышенко и пояснил, что речь идет о сувенирах, играх или мобильных приложениях. Вероятно, Егору Жгуну предложат принять участие в дальнейшей коммерческой судьбе персонажа.
Хороший пример пиара...