Решетников - общезападное заблуждение интелемунции, что если мы будем сейчас проявлять толерантностьк муслимам, то завтра они будут проявлять толернатность к нам.
Почему же они так думают?
Определяй сам:
"Исламизация Европы", может, и миф, но теракты Андерса Брейвика - ужасающая реальность, и идеология, которой он руководствовался, присутствует в европейском дискурсе на вполне законных основаниях, пишут СМИ. Правый радикализм отпугивает большинство граждан, но всегда найдется 1%, которому он импонирует. А "волка-одиночку" вычислить очень сложно.
Обличать упадок нации из-за притока иммигрантов, отрицать исламизм, защищать Израиль или проповедовать консервативно-христианские ценности - это не то же самое, что стрелять в беззащитных подростков или минировать автомобиль, однако идеология, которой руководствовался Андерс Брейвик, присутствует в европейском дискурсе на вполне законных основаниях, пишет La Vanguardia.
Книги об "исламизации" Норвегии предлагают традиционный антимусульманский набор, ничем не отличающийся от того, что можно найти на всем пространстве от Лиссабона до Москвы. Корреспондент приводит в пример книгу "Тревога. Размышления о культуре в кризисе" Ханны Набинту Харланд - ее автор бьет тревогу из-за опасной "исламизации" Норвегии (где всего 4% жителей имеют мусульманские культурные корни) и обличает "гламурный прогресс" и "добрячество", как говорится в статье, ради поддержки вульгарных идей расистского и ксенофобского толка.
"Отсутствие элементарного уважения, невежественная грубость и нравственное хулиганство триумфально шествуют сегодня по Европе, которая, похоже, возвращается в 1930-е годы, - пишет автор публикации Рафаэль Поч. - Партия прогресса, оказавшаяся сегодня в центре внимания, рассматривается не как проблема, а как норма. Сегодня она является второй политической силой в стране, не будучи радикальнее своих шведских, датских, финских или голландских аналогов. Норвежский мясник Андерс Беринг Брейвик был членом молодежного отделения партии незадолго до того, как начал разрабатывать свой преступный план. Партия прогресса - это не Брейвик, но убийца является продуктом среды, которую Европа уже признала респектабельной, симпатичной и смелой. Если это произошло в Норвегии, то может произойти где угодно".
Немецкая Sueddeutsche Zeitung публикует интервью Рика Итона, который более 25 лет работает агентом под прикрытием и преследует праворадикальные движения. Специалист рассказал, как террористы становятся "волками-одиночками" и из-за чего случай Андерса Брейвика вызывает у него особое беспокойство.
Ознакомившись с "манифестом" Брейвика, Итон делает вывод, что ранее он был членом группы, которая собиралась в 2002 году, имея целью воссоздание Ордена Тамплиеров для борьбы с мусульманами. "К философии "волка-одиночки" приходят с годами", - считает он. Ее преимущество заключается в том, что одиночку сложнее вычислить.
"Интернет не изменил праврадикальные движения. Они сами преобразовались и за последние 20 лет стали действовать еще более изощренно", - сказал Итон. На вопрос, с каких пор антиисламизм вошел в репертуар правых, эксперт ответил: "Мы наблюдаем антиисламизм всего несколько лет, и определенно он является следствием событий 9/11. Однако теракт в Норвегии вызывает особое беспокойство. Я не думаю, что это был последний случай".
Первая реакция была рефлекторная, а потому ожидаемая: исламистам настолько успешно удалось посеять страх и ужас по всему миру, что сразу после сообщений о теракте в Осло заговорили об исламском следе. Между тем автор статьи в SPIEGEL ONLINE, озаглавленной "Предрассудки ослепляют", подчеркивает: оголтелые обвинения лишь способствуют эскалации вражды на религиозной почве и мешают видеть другие угрозы.
"Шоку от событий 11 сентября скоро 10 лет - а он все еще не ушел в прошлое. С этого момента в головах людей прочно засела убежденность: тот, кто смог превратить в развалины гигантские башни-близнецы в Нью-Йорке, способен на все". За это время произошли теракты в Мадриде и Лондоне, бомбы обнаруживали в ботинках и на борту самолетов, многочисленные теракты были предотвращены - и всегда за ними стояли исламисты. После публикации карикатур на пророка Мухаммеда целью атак становилась и Скандинавия. Неудивительно, констатирует Хазнаин Казим, что автоматически первыми под подозрения попадают "Аль-Каида" и "Талибан".
Однако "рефлекторный порыв обвинить во всем исламистов таит в себе двойную угрозу: с одной стороны, он закрепляет образ врага, который и так прочно укоренился в головах у многих. Зачастую не делается различий между правоверными мирными мусульманами и военизированными исламистами. Кроме того, часто забывают о том, что от террора страдает больше мусульман, чем представителей других религий". Если мировое сообщество хочет выиграть борьбу с терроризмом, резюмирует комментатор, мы должны иметь ясное представление о существующих угрозах: нередко поспешные выводы и однобокие подозрения искажают картину реальности, делая нас слепыми.
"Пусть в качестве предостережения послужит официальная статистика Европола: за последний год в ЕС было зафиксировано 249 терактов, и лишь за тремя из них стоят исламисты", - заключает автор.
Corriere della Sera рассказывает о первом судебном заседании по делу Брейвика. "Он явился в суд с издевательской улыбкой на лице. Он хотел получить подмостки, чтобы распространять свой глагол, но оказался за закрытыми дверями. Суд пошел на беспрецедентный шаг в истории Норвегии: в зале суда не было ни публики, ни представителей СМИ.
В суде "норвежский киллер" заявил, что целью теракта было не убийство как можно большего числа людей: он вместе со своими сообщниками хотел дать сигнал о необходимости спасения Европы от исламского вторжения. Брейвик отверг любую уголовную ответственность, назвав свои действия "необходимыми для спасения Норвегии, которую предала Партия труда". В ходе судебного заседания Брейвик впервые заявил о том, что вместе с ним в "крестовом походе против культурного марксизма и исламизации", действуют "две ячейки", сообщает автор статьи.
"Опасным Брейвик показался еще в марте, когда норвежские службы безопасности просигнализировали о подозрительной закупке в Польше большого количества химикатов, которые потом были использованы для изготовления взрывного устройства. Но тогда, по мнению агентов, факта закупки было недостаточно для начала расследования", - пишет Corriere della Sera.
Самое поразительное, что Андерс Брейвик отводит массовым убийствам, которые совершил в пятницу, лишь второстепенную роль, замечает в статье для The Independent Мэттью Фелдмен, директор Radicalism and New Media Group при Нортгемптонском университете. "Массовая бойня была чем-то вроде пиара для террориста. Точно так же следует рассматривать его просьбу об открытом судебном процессе, отклоненную властями, - как неудачную попытку развернуть жестокую антимусульманскую пропаганду среди общемировой аудитории". Автор советует также срочно задуматься о "широкополосном терроризме": использовании виртуального пространства для организации реальных терактов.
"Наши" и Путин дистанцируются от комплиментов убийцы, информирует The New York Times. Российская молодежная прокремлевская организация и премьер-министр Владимир Путин в понедельник постарались дистанцироваться от позитивных высказываний в их адрес, прозвучавших в манифесте Брейвика.
Автор манифеста объемом 1500 страниц задается риторическим вопросом: "С кем из ныне живущих вы бы хотели встретиться?" - и отвечает: "С Папой Римским или с Владимиром Путиным". Путина Брейвик называет "справедливым и решительным лидером, достойным уважения", при этом добавляя: "Пока я не уверен, каким потенциалом он обладает, - стать нашим лучшим другом или злейшим врагом".
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, по сообщению газеты "Коммерсант", заявил: "Этот человек - исчадие ада. Абсолютно сумасшедший. И что бы он ни написал или ни сказал, иначе как бредом сумасшедшего это не назовешь".
Брейвик также рекомендует создать в Западной Европе "культурные консервативные студенческие организации" для пропаганды новой идеологии по образцу российского движения "Наши". Комиссар "Наших" Марина Кислицына сказала информагентству "Интрефакс": "Мы впервые слышим об упоминании нашей организации в этом контексте и ничего сказать не можем".
"Дисциплинированное и хорошо финансируемое движение, которое иногда сравнивается с советской молодежной организацией Komsomol, - поясняет корреспондент Эндрю Крамер, - выступает с проправительственной, но не националистической программой".