http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/02-06-2013/1159076-holiday-0/Он до смерти работает, до полусмерти пьет
Известен непонятно, кем сотворенный миф о природной лени русского человека. Между тем, не было в страду большего трудяги, чем русский крестьянин. Да и после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Почему же живучи искаженные представления о природе русского человека? Попробуем найти причины, заглянув в церковные святцы.
Начнем мы, однако, с исторического факта — вопиющей бедности русской деревни, которую советские историки объясняли ни чем иным, как жестоким крепостным правом. Однако причиной низкой урожайности всегда была нехватка времени на тщательную обработку земли из-за очень короткого цикла сельскохозяйственных работ — 125-130 рабочих дней. Времени не хватало и на заготовку корма для скота. А вместе с очень длительным периодом стойлового его содержания это вело к низкой продуктивности скотоводства (Россия не Франция, где пасли даже свиней!) и как следствие — к острой нехватке удобрений.
Следует учитывать, что кроме пресловутой "эксплуатации" большое влияние на историческое развитие России оказывал и продолжает оказывать климатический фактор. В Европе колебания температуры составляют до 10-20 градусов в год, в России они колеблются от 35 до 40. Более теплый климат позволял европейцам большую часть года заниматься сельским хозяйством и приучаться к систематическому труду. Не было необходимости спешить ни с севом, ни с уборкой, тогда как в России из-за короткой весны, переходящей в жаркое лето, от скорости засева зависел урожай — "день год
Лето — это период предельного напряжения сил. А затем, в течение 5-6 месяцев длительный период неторопливого пассивного труда. Находясь в жестком цейтноте, русский земледелец должен был за 21-25 рабочих дней реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях занял бы дней 40 никак не меньше. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, труда ночью и днем, с использованием всех резервов семьи (труда детей, стариков и женщин на мужской работе). Однако это отнюдь не означало, что российский крестьянин при этом даже в страдную пору не имел времени на отдых, и точно также обстояло дело и с трудом российских фабричных рабочих.
В свое время нам говорили о том, каким благом для них оказался восьмичасовой рабочий день, как, мол, они за него неистово боролись. Однако прежде чем говорить о нем, как об огромном завоевании Великого Октября есть смысл взять святцы и календарь, да и посчитать: а, сколько у нас в России до революции было праздников и соответственно нерабочих дней в году?
Наверное, вам приходилось слышать на уроках отечественной истории в школе о том, что к нерабочим дням в России того времени относилось воскресенье, потом тезоименитство государя-императора, Рождество, Пасха. Но, люди, мол, все равно работали по 10-15 часов и в ужасных условиях. А уж как тяжко трудились крестьяне, можно и не говорить!
Все это так, но если взять и посчитать праздничные и нерабочие дни хотя бы по святцам, то нетрудно узнать, что накануне отмены крепостного права в 1861 году рабочее время крестьянина составляло всего 38 процентов от общего времени, а нерабочее — 62 процента! То есть при царе-батюшке и помещиках-крепостниках люди больше отдыхали, чем работали, так как кроме воскресных было еще и исключительно много праздничных дней, когда работать строго-настрого запрещалось.
Количество воскресений в году, понятное дело, увеличиться не могло, зато праздники множились непрерывно! Так что уже в 1902 году нерабочих дней в году было 258, а праздничных из них — 123! И шестнадцатичасовой рабочий день на фабриках был нормой прежде всего потому, что, а когда же тогда было вообще работать? И если бы в 1913-м наши крестьяне имели столько же выходных, сколько американские фермеры, то есть 68 вместо 135, а те деньги, что в праздники тратились на выпивку шли бы в их хозяйство, то именно наша страна за считанные годы превратилась бы в мировую сельскохозяйственную державу!
Сегодня мы это понимаем, хотя и не все! Но это понимали люди уже того времени, причем отнюдь не ученые, а что называется от сохи. Так осенью 1906 года газета Харьковские ведомости" напечатала письмо крестьянина К. Блюдникова, бывшего матроса с броненосца "Ретвизан", жившего по окончании службы в селе Беленькое Изюмского уезда. И вот что он писал: "… братья-крестьяне, меньше б вы пили, так были бы в 10 раз богаче!". Однако проблема в том и заключалась, что меньше пить наши крестьяне просто не могли (а как же иначе-то праздновать?), ведь церковные праздники шли буквально один за другим!
Вот, например, 24 июня праздник Ивана Купала под прикрытием дня Иоанна Крестителя. 27 июля у нас чтят святого мученика Пантелеймона, а прежде на Руси в это время отмечали летний солнцеворот — сугубо языческий праздник и, естественно, в этот день никто не работал. Чтили день Святого Кирика (чтобы не стать калекой), Русалии (во искупление младенцев, умерших без крещения), день Святого Фоки (от пожара), день Симеона Столпника (чтобы небо, которое он поддерживает, не упало на землю), день Святого Никиты (от бешенства), Святого Прокопия (против засухи), и опять же Святого Харлампия (против чумы) ну и так далее и тому подобное. Ну и понятно, что обилие праздников было выгодно, прежде всего… сельским попам, да и вообще всем священнослужителям, потому что на праздники люди приносили им подношения, поэтому ни каком сокращении их даже и не помышляли.
В XVII веке известны были случаи, когда бояр знатных родов бросали в застенок только потому, что патриарху довелось узнать, что в праздник такой-то на дворе у такого-то работали холопы! А все почему? Да потому, что "не собирай богатств на земле, но собирай их на небе!", и что "птички Божии не сеют, не жнут, а Господь Бог их питает!".
Православие это не протестантизм с его пропагандой труда, а религия с несколько другой обрядностью! И надо ли удивляться тому, что в полях у русских крестьян бывало, осыпался хлеб, спелую пшеницу побивало градом и мочило дождем, а наши селяне вместо того, чтобы это все убирать свято предавались отдыху и лени, потому что были просто обязаны не работать, а праздновать!
Вячеслав Шпаковский