7.Ложные ценности
Отнятое или присвоенное у человека является ложной ценностью. Хотя для отнимающего или берущего такая ценность обладает всеми признаками истинной ценности (совершена работа), это действие происходит в четверти «приобретение-накопление», т.е. является социальным паразитизмом. Для того, у кого ценность была отнята, действие происходит в четверти «добыча-растрата». Такое поведение в обществе признано девиантным, но не изжито, а только закамуфлировано с помощью иных ложных ценностей.
Религиозные и идеологические догматы являются ложной ценностью. Принятие на веру положений любых догм, запрет на их осмысление и пересмотр ведет к тому, что правильные идеи перестают выражать свой первоначальный смысл, вырождаются в форму, не имеющую содержания. Высказанные кем-то когда-то идеи перестают усваиваться людьми и перестают приниматься ими как истинная ценность, становясь ценностью ложной.
Деньги являются ложной ценностью. С помощью денег производится отчуждение от человека выработанных им ценностей и приобретение человеком иных ценностей. Для обладателя, деньги являются почти абсолютным правом требования к обществу. Деньги – наиболее сильная и всеобъемлющая ложная ценность, они являются символом наиболее широкого спектра ценностей, производимых человеком. Операция обмена выработанных человеком ценностей на деньги находится в четверти «добыча-растрата», а денег на ценности в четверти «приобретение-накопление». Признавая деньги ценностью, человек становится их рабом. Казалось бы, черт с ним, баланс соблюден, деньги лишь инструмент обмена ценностями между людьми. На самом деле, на каждом уровне пирамиды Маслоу, человеку необходимы ценности именно этого уровня. Уровни нельзя «проскочить». Т.е. обменивая знания, общественное положение на еду человек прерывает свое развитие, т.к. зацикливается на нижних ее уровнях, прекращает развитие и проедает накопленное за время своей жизни и накопленное предками. Это к вопросу вырождения элиты.
Еще интереснее обстоит дело с кредитными операциями. Получение кредитных денег человек воспринимает как приобретение, на самом деле приобретается лишь символ ценностей. Т.е. операция нейтральна. Далее полученные деньги обмениваются на ценности («получение-накопление») а затем следует расплата («добыча-растрата»). Как метко: деньги взаймы берем чужие и на время, а отдаем свои и навсегда. Суть в том, что развитие человека прерывается раньше, чем, если бы он был вынужден довольствоваться только заработанными деньгами. Не будучи способным развиваться, он раньше застревает на нижних уровнях пирамиды и с огромной вероятностью итог жизни такого человека будет в четверти «приобретение-растрата», чистый социальный паразитизм.
Символ права собственности – ложная ценность. Само право собственности, во многом, ложно. Обладать можно лишь тем, что можешь сам непосредственно контролировать. Т.е. станок, автомобиль, стол, стул могут быть собственностью одного человека, а завод или даже маленькая пекарня, где работает хотя бы еще один человек кроме «владельца», яхта, которой нужна команда, собственностью одного человека быть не могут, но могут быть предоставлены в пользование. Символ права собственности приобретается за деньги. Покупка или продажа «прав собственности» нейтральны (ничто поменяли на ничто). Субъективно, конечно, эти операции воспринимаются как операции с настоящими ценностями. Можно купить, таким образом, завод. Но, что бы распоряжаясь им удовлетворить свою потребность в уважении, необходимо совершить работу над собой, не раз пройти по пирамиде потребностей от самого низа до самого верха.
Суррогатная (поп) культура – ложная ценность. Ее цель – удовлетворение потребностей верхних уровней в пирамиде Маслоу. Истинное искусство, в отличие от суррогатного, не удовлетворяет потребности верхних уровней, а является исходным материалом для их удовлетворения. Т.е. человек должен совершить определенную работу для того, что бы понять, оценить и принять предлагаемый ему материал. Это не значит, что только Григ – настоящий композитор. Стал понятен Рыбников – слушайте Моцарта, а там и до Баха дорастете. А до Грига, может и дети не доберутся. Произведения суррогатной культуры дают иллюзию удовлетворения эстетических потребностей и замыкают круг, отправляя человека вновь удовлетворять физиологические и экзистенциальные потребности. Как в школе. Урок можно прослушать и забыть, а можно усвоить предлагаемые знания и использовать их в последующем для усвоения более сложных знаний или в практической деятельности.
Отсюда: суррогатное образование – ложная ценность. Истинное образование – это усвоение и осмысление полученного материала, приобретение способности развивать полученные знания, усваивать новые, более сложные знания, создавать свое собственное, новое знание.
Ценности виртуального мира – ложные ценности. На то он и виртуальный, не настоящий. Т.е. любые ценности, произведенные в виртуальном мире нельзя конвертировать в какие либо реальные ценности. Это как писателю всегда писать в стол и при том жить надеждой на признание. Это почти финиш. Почти, поскольку жить в виртуальном мире пока нельзя, хотя бы иногда надо оказываться в реальности.
Все виртуальные ценности служат одному: симуляции удовлетворения потребностей человека. Однако, обман он и есть обман. Чем больше обман, тем хуже. Атрибуты удовлетворения потребности есть, а потребность так и остается неудовлетворенной. Путь к трансформации пирамиды потребностей в перевернутую усеченную пирамиду становится недоступным уже в детстве.
И суррогатное образование и суррогатная культура и ценности виртуального мира – их потребление всегда регресс.