Россия возродит военные базы в трех океанах
30.07.2012
Российское руководство намерено восстановить военно-техническое обеспечение своих кораблей на бывших военных базах в Камрани (Вьетнам), Лурдесе (Куба) и на Сейшельских островах. Пока что речь идет не о планах военного присутствия, а о восстановлении ресурсов экипажей. Но это необходимо сделать, подведя под благие планы солидную договорную базу.
Намерения были озвучены 27 июля главнокомандующим ВМФ РФ вице-адмиралом Виктором Чирковым. "На международном уровне прорабатываются вопросы создания пунктов материально-технического обеспечения на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама", — цитируют СМИ Чиркова. Вопрос определенно обсуждался на встрече с лидерами всех стран. Президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг на днях провел переговоры с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Москве и президентом Владимиром Путиным в Сочи. Кубинский лидер Рауль Кастро встречался с Путиным в российской столице в начале этого месяца. Чуть раньше однозначно высказался и президент Республики Сейшельские Острова Джеймс Мишель.
"Мы предоставим России преимущества в Камрани, в том числе в целях развития военного сотрудничества", — цитируют СМИ президента Вьетнама. Куба, имеющая военную американскую базу в Гуантанамо и протестующая против развертывания новых баз американцев в Колумбии, несомненно, хочет приобрести союзника в лице России для сдерживания США. Сейшельские острова, расположенные в Индийском океане, всегда были в зоне советского влияния. В 1981 году советские ВМС помогли их правительству не дать осуществить военный переворот и до развала СССР здесь присутствовали постоянно. В июне 2012 года Джеймс Мишель по случаю открытия православного храма в столичном городе Виктория отметил роль России в сфере борьбы с пиратством и поддержал предложение российской стороны о строительстве в порту Виктории причала, предназначенного для приема боевых кораблей ВМС РФ.
После заявления вице-адмирала российский МИД и министерство обороны дали понять, что речь идет об отдыхе и пополнении запасов экипажей после походов "в тех краях", а не о военных базах. Очевидно однако, что и первое, и второе российские военные корабли могли делать и без особых договоренностей, учитывая отличное отношение к России руководителей упомянутых стран. Можно предположить, что российский адмирал невольно выдал далеко идущие планы российского руководства. Во всяком случае, очень хочется на это надеяться, поскольку со времен Петра I Россия была сильна своим флотом и армией. Кроме того, стоит вспомнить заявление Путина на встрече G20 в июне. После встречи с президентом США Бараком Обамой он сделал неожиданно резкое заявление для прессы. Приводим его почти полностью, поскольку оно отлично иллюстрирует намерения России в отношении упомянутых военных баз.
"В 2001 году я, как президент Российской Федерации и верховный главнокомандующий, признал целесообразным вывести радиоэлектронный центр "Лурдес" с Кубы. В обмен на это Джордж Буш, бывший тогда президентом США, заверил меня, что это решение станет окончательным подтверждением того, что Холодная война окончилась и оба наших государства, избавившись от реликтов Холодной войны, приступят к выстраиванию новых отношений, основанных на сотрудничестве и прозрачности. В частности, Буш убедил меня в том, что система американской противоракетной обороны никогда не будет развернута в Восточной Европе.
Российская Федерация выполнила все условия соглашения. И даже больше. Я закрыл не только кубинский "Лурдес", но и "Камрань" во Вьетнаме. Закрыл потому, что дал честное слово. Я, как мужик, свое слово сдержал. Что сделали американцы? Американцы не отвечают за свой "базар". Не секрет, что в последние годы США создают буферную зону вокруг России, вовлекая в этот процесс не только страны Центральной Европы, но и балтийские государства, Украину, Кавказ. Ответом на это могло стать лишь асимметричное расширение российского военного присутствия за рубежом, в частности, на Кубе. На Кубе есть удобные бухты для захода наших разведывательных и боевых кораблей, сеть так называемых "аэродромов подскока". При полном согласии кубинского руководства 11 мая этого года наша страна не только возобновила работу радиоэлектронного центра в Лурдесе, но и разместила на острове новейшие мобильные ядерные стратегические ракетные комплексы "Дуб". Не хотели по-хорошему, пусть теперь щи лаптем хлебают", — сказал Путин.
Очевидно, что Россия не остановится на простом "отдыхе" своих моряков. Вернемся к заявлению Чиркова. Американцы на официальном уровне не стали им возмущаться. Так, пресс-секретарь Пентагона Джордж Литл заявил, что Россия имеет "право на вступление в военные соглашения и отношения" с другими странами, как это делают США, сообщает агентство Франс Пресс. Объясняется это просто. Среди американских аналитиков есть мнение, что России сейчас не по силам создавать свои военные базы.
Американцы говорят об отсутствии у РФ влияния, денег и собственно флота. Западные СМИ цитируют "независимого московского эксперта по обороне" Павла Фенгельгауэра. Он заявил, что у России пока нет необходимых военно-морских ресурсов для постоянного присутствия вне своих территориальных вод, так как она имеет всего 30 крупных военных кораблей, служащих на пяти флотах. Потому возможность размещения "дозаправочной" станции не означает расширения морского могущества России. Да, можно признать, что это во многом объективная оценка. Но начиная с кризисного для Запада 2008 года, Россия начинает восстанавливать состав своих ВМС. Да и потери составляют не так уж много — около четверти от советского потенциала. Другое дело, что надо говорить о модернизации флота. А обслуживать есть что. В четверг Чирков заявил, что в этом году наши военно-морские силы могут пополниться еще 10-15 военными кораблями, включая эсминцы и атомные подлодки.
Что касается влияния, то здесь, судя по словам российского президента, Россия тоже активно приобретает, хотя работа в этом направлении только начата. Причем, как мы видим, здесь грамотно задействованы и Тихий, и Атлантический, и Индийский океаны. Это обусловлено не только геополитическими причинами, но растущим экономическим присутствием РФ в регионах. Например, на шельфе Вьетнама активно работает "Газпром". В Карибском бассейне он же участвует в проекте строительства трансамериканского газопровода и освоения месторождений в Венесуэле. На той же Кубе строится завод для производства патронов.
Однако начинать надо с солидной договорной базы. Возьмем, к примеру, договоры о взаимной обороне, которые США имеют и с Филиппинами, и с Японией, и с Колумбией, и с Мексикой. При наличии подобных актов военные базы не смогут быть оспорены как военная экспансия. А стремиться России есть куда — из 16 действовавших в советское время военных баз сегодня осталось всего одна — в сирийском Тартусе, или две, учитывая базу в Севастополе.