Немного о частной полицииЧастная полиция – правоохранительные подразделения, находящиеся в собственности и/или под контролем со стороны частных или неправительственных организаций. Формой взаимодействия между государством и частной полицией могут быть правительственные контракты, дающее частникам полномочия по осуществлению полицейской деятельности.
Частные силовые традиции.
Среди всех стран мира наиболее богатыми традициями в этом вопросе, пожалуй, обладают США. В настоящий момент в стране действуют 264 частных тюрьмы. Первая в США частная тюрьма – знаменитый Сэнт-Квентин – появилась еще в 1852 г. Частные компании привлекались к выполнению задач по обеспечению безопасности объектов и конвоев в Ираке.
В 1975 г. городок Оро Вэлли с населением 1200 попытался нанять частную компанию Rural/Metro Corporation для выполнения функций местной полиции. Но контракт был оспорен властями штата Аризона и отменен два года спустя.
Пример недолгой полицейской работы Rural/Metro в Оро Вэлли характеризуется тем, что городу удалось существенно сэкономить: частная компания за $35 000 выполняла работу, на которую в 1982 г. власти штата тратили $241 000. При этом за счет использования более эффективных методов работы Rural/Metro смогла снизить число краж со взломом в зоне своей ответственности в 20 раз – с 14 до 0,7 в месяц.
В 1976 году корпорация также осуществляла полицейские функции в Индиано-Спрингс во Флориде и в Буффало-Грик в Западной Вирджинии.
Другой, менее известный пример частной полиции в США – компания Corporate Security Inc., исполнявшая функции полиции в городе Ремайндервиль, штат Огайо в 1981-1983 гг. Расходы на работу компании оказались вдвое меньше, чем на полицию ($90 000 в год против $180 000), а результат – лучше. Так, частный патрульный автомобиль приезжал на вызов граждан в среднем через 6 минут, тогда как прежде полицейской машине требовалось 45 минут. Как и в случае с Оро Вэлли, эксперимент вскоре пришлось свернуть из-за давления властей.
Позднее частных охранников для наблюдения за общественным порядком нанимали жители отдельных районов. Но они играли роль дополнения к полиции, не заменяя ее. Подобная практика применялась в 1990-е гг. в ряде районов Лос-Анджелеса – и насильственная преступность там снизилась на 8% больше, чем в других частях города. Дополнительная частная охрана действует в некоторых районах Нового Орлеана – для этого жители таких районов платят специальный дополнительный сбор. Профессор криминологии из Университета Пенсильвании Джон Макдональд заявил WSJ, что охранники – полезное дополнение к полиции и должны взаимодействовать с ней.
Оплачиваемая государством полиция современного типа – сравнительно позднее изобретение, которая была создана позже добровольных полицейских подразделений. Первым примером такого рода была государственная полиция, созданная в 1667 г. в Париже, на тот момент – крупнейшем и самом опасном городе Европы. Постепенно совершенствуясь, этот институт распространился по континентальной Европе, в начале XIX в. перекочевал в Англию, а в середине – в США.
Постепенно, со временем, в большинстве стран государственная и муниципальная полиция заменила собой различные частные структуры, обеспечивавшие контроль за правопорядком. В Англии и Америке это, например, были стражники (watchmen), нанимавшиеся на службу жителями района и следившие за порядком. В странах континентальной Европы за порядком вполне могли надзирать представители местной знати вместе со своими слугами. Государственный сектор вытеснил частный из сферы охраны правопорядка как раз потому, что на от момент мог лучше справляться с все более сложными угрозами, возникавшими по мере развития и усложнения общества.
Новый расцвет частных структур охраны правопорядка может означать движение истории по спирали в той или иной степени.
Так в феврале 2012 года СМИ сообщили, что полицейские обязанности были возложены на сотрудников частной охранной компании «G4S» (ранее носившее название «Group 4»). После переговоров с полицией Шотландии на частных охранников были возложены обязанности по охране мест предварительного заключения. «G4S» уже имеет 7-и летний опыт по перевозке заключенных в Шотландии. Власти этого региона Великобритании заявили, что привлечение ЧОП к полицейской деятельности является исключительно прерогативой руководства полиции. На униформу сотрудников ЧОП были добавлены знаки различия полиции Линкольншира.
Кроме того, частники могут наделяться полномочиями для работы на объектах инфраструктуры, например на железной дороге или в торговых центрах. В некоторых случаях частная полиция приводится к присяге в качестве государственных служащих в целях обеспечения соблюдения законодательства, как например, в городе Каламазу, в штате Мичиган. В этом случае к присяге приводились сотрудники компании «Charles Services». Контракт продолжался на протяжении трех с половиной лет.
В частных охранных фирмах в Соединенных Штатах работает больше охранников, патрульных и детективов, чем в федеральных, региональных и местных органах власти. Они играют центральную роль в обеспечении общественной безопасности. Эксперты высказывали мнение, что развитый рынок частных полицейских услуг дает ощутимые свидетельства, что общество сформировало запросы на обеспечение безопасности, которые не может удовлетворить государственная полиция. Рост числа частных полицейских – это общемировая тенденция. Так в Австралии частная и государственная полиция существуют параллельно.
Частная полиция обычно сосредотачивается на предотвращении материальных потерь, а не на раскрытии преступлении, на профилактике, а не на наказании, на частном правосудии, а не на открытом судебном заседании, на защите частной собственности. Большинство частных полицейских не обладают полномочиями по задержанию преступников. Тем не менее, такие полномочия могут быть делегированы частным полицейским. Так, в Южной Каролине, в США, все сотрудники частных охранных компаний имеют такие же полномочия и такой же объем власти, как и заместители шерифов. Они могут производить арест подозреваемых. В ТСЖ «Спринг Валлей», расположенном в том же штате, частные охранники могут отвечать на звонки по телефонам экстренной помощи, производить аресты, использовать синие проблесковые маячки на автомобилях, пользоваться радарами для определения скорости движения автотранспорта и выписывать штрафные квитанции.
В Бостоне, в штате Массачутетс более 100 районов, застроенных социальным жильем для лиц с низким уровнем доходов, патрулируется сотрудниками частных организаций. Одна из таких компаний: «Naratoone Security Corporation» имеет в своем штате 122 сотрудника безопасности и 43 «частных полицейских», которые имеют право на ношение оружия и разрешение от департамента полиции Бостона на арест нарушителей.
В Великобритании частные компании осуществляют полицейские функции еще с 1500 года. Они финансируются из частных источников, получают награды за поимку преступников и возвращение похищенного имущества.
Тонкая грань
Понятие «полиция» и «частная полиция» в современном мире разделены очень тонкой и зачастую условной гранью. Однако, в основе и той и другой организации лежит борьба с преступностью.
Соблюдение закона допускает бесконечное количество нюансов и замены понятий. Возьмем к примеру ювелирный магазин. Кража в нем является преступлением в соответствии с законом. Но владелец магазина не может полагаться исключительно или даже в основном на работу государственных органов. Ювелирный магазин предпринимает многообразные формы защиты своей собственности: он оформляет страховой полис, он оборудует систему видеонаблюдения, его сотрудники наблюдают за посетителями с помощью специальных зеркал, он держит деньги и ценности в специальном закрытом хранилище, он нанимает вооруженную охрану, которая может действовать и днем и ночью. Все эти «полицейские» услуги предоставляются частными компаниями и могут не зависеть от желания и возможностей правительственных органов.
Что лучше?
Одним из предполагаемых преимуществ частных полицейских подразделений является открытое поле для конкуренции: разные подрядчики могут конкурировать между собой, добиваясь оптимального соотношения цены и качества.
Отдельные фирмы и домохозяйства могут выбирать собственную полицейскую компанию. Конкуренция дает большие преимущества для граждан, так как подрядчики стремятся занимать все существующие рыночные ниши в сфере обеспечения безопасности. В рамках этой системы отдельные граждане, компании, товарищества собственников жилья могут выбирать услуги, которые представляются для них наиболее необходимыми.
Некоторые исследования показывают, что частная полиция может предоставлять услуги дешевле, чем правительственная. Так стоимость частного патруля в Сан-Франциско колеблется в диапазоне 25-30 долларов за час. Стоимость предоставления услуг во внеслужебное время сотрудником полиции штата составляет от 58 долларов в час. В одном из американских городов частная фирма предложила полицейское обслуживание за 90 тысяч долларов в год, гарантируя максимальное время прибытия в 9 минут и количество экипажей, в два раза превышающее количество имеющихся полицейских машин. До этого государственная полиция за 180 тысяч долларов в год могла обеспечивать прибытие с гарантированным сроком в 45 минут. Да и вообще множество американских городов, столкнувшись из-за экономического кризиса с резким ростом бюджетного дефицита, стали предлагать функции полиции частным охранным предприятиям. Так на частичную замену полиции частными охранниками пошли власти Окленда (город с населением около 400 000 человек и дефицитом бюджета-2009 примерно в $83 млн). Городской совет Окленда проголосовал за заключение контракта с охранным предприятием International Services Inc. на патрулирование района Ист Окленд, – наиболее криминального в городе. В марте там были убиты при исполнении обязанностей 4 полицейских. Сам Окленд относится к числу неблагополучных в криминальном отношении американских городов: В 2008 г. там совершено 124 убийства, с начала 2009 г. – 25 убийств. Услуги частной компании стали обходиться городу гораздо дешевле, чем услуги полиции. Один полицейский стоит городу $250 000 в год, включая расходы на зарплату, медицинскую страховку и различные пособия. Найм на год четырех сотрудников частного охранного бюро стоит всего лишь $200 000, причем их страховка на случай гибели или увечья оплачивается компанией. Для Окленда вопрос расходов на полицию является весьма болезненным – в общей сложности на полицейских и пожарных город тратит 65% своего бюджета, составляющего, по данным газеты Oakland Tribune, $491 млн. Окленд не одинок. Городской совет Чикаго подумывает разрешить частным охранным предприятиям, нанятым городом, выписку штрафов за нарушение правил дорожного движения. Дефицит бюджета Чикаго в текущем финансовом году (начался 1 октября), как ожидается, составит $200 млн.
Система частной полиции может предотвратить плохое обслуживание и другие нарушения, так как граждане могут в одностороннем порядке отказаться от предоставляемых услуг, вместо того, чтобы пытаться влиять на правительство, не имея гарантии выполнения своих требований.
Частная полиция во всем мире пользуется большим спросом у товариществ собственников жилья и владельцев земельных участков. Таким образом, они получают конкурентные преимущества в привлечении новых жителей и арендаторов.
Другим аспектом взаимоотношений частной полиции и потребителей ее услуг является возможность объективного рассмотрения судебных споров между ними. Компании, предоставляющие услуги по обеспечению безопасности в отличие от правительственных органов обычно не имеют коррупционных связей в судах и будут тщательно реагировать на заявления граждан и подбирать такой кадровый персонал, который позволит им избежать дорогостоящих судебных процессов, способных причинить значительные убытки и повысить уровень страховых выплат. Даже исходя из чистой юридической теории, государственная полиция обладает судебным иммунитетом во многих ситуациях. Теоретически граждане государства могут рассматриваться как «владельцы» или «инвесторы» правительства, но если проводить аналогию с бизнесом, то такие инвесторы практически не имеют возможность отозвать свои инвестиции, если их перестанут удовлетворять решения, принимаемые «советом директоров». Договорные отношения между гражданами и организациями и частной полицией, сформулированные в соответствии с господствующим коммерческим правом, позволят сторонам более эффективно отстаивать в суде свои позиции.
Кроме того, частная полиция может получать широкое распространение на рынке дополнительных или альтернативных услуг. В этом случае правительственная полиция вполне может сотрудничать с частной. Многие государственные органы обеспечения безопасности используют «вспомогательных полицейских», на которых возложены функции по обеспечению основной деятельности. Некоторые правительственные органы используют сотрудников частных охранных компаний в качестве действующего резерва, нанимая их по мере необходимости, или наделяя их ограниченными полномочиями.
Принцип работы частных полицейских организаций можно сравнить с принципом работы частных страховых фондов: чем меньше страховых случаев у страховой компании, тем эффективней она в экономическом плане, таким образом работают и частные полицейские компании: чем меньше преступлений, тем они более эффективны в экономическом плане, тем самым заинтересованы в соблюдении правопорядка.
Тем не менее, между частной и государственной полицией имеются и существенные отличия. В основном они проявляются в различном уровне полномочий, уровне подготовки, источников финансирования предоставляемых услуг и объеме обязанностей. Использование частных полицейских имеет особую привлекательность для заказчиков, потому что владельцы бизнеса или имущества могут заключать договор общественной безопасности напрямую, обеспечивая существенную экономию региональных или муниципальных бюджетов. Кроме того, частные полицейские функции могут быть чрезвычайно гибкими в зависимости от финансовых, организационных, политических и других ситуационных обстоятельств.
Проблемы
Проблемы в отрасли частной полицейской деятельности заключаются в возможности криминальных элементов организовывать собственные силы безопасности, злоупотреблений в использовании средств наблюдения, широком распространении оружия, а также ростом напряжения в отношении между государственными и частными полицейскими подразделениями.
Экстремальным развитием системы частной полиции является анархо-капитализм, когда любая полицейская деятельность будет финансироваться исключительно из частных источников. Такое положение дел поставит в невыгодное положение бедные слои населения, не имеющие возможность тратить деньги на обеспечение своей безопасности. В качестве одного из подходов к решению этой проблемы некоторые либертарианцы предлагают выдачу социально незащищенным слоям населения своеобразных ваучеров, которыми они смогут расплатиться за предоставляемые частными фирмами услуги безопасности.
Некоторые американские эксперты видят выход в создании двойной системы полиции, одна из которых будет предоставлять более качественные услуги для обеспеченных слоев, а общественная, правительственная полиция будет сосредотачиваться на бедных слоях.
Стоит отметить, что проведение государственными органами полицейских мероприятий, например, в Великобритании имеет определенный бюджет в зависимости от тяжести совершенного деяния. Государственная полиция не станет проводить дорогостоящие экспертизы по факту кражи велосипеда, и даже расследование убийства имеет определенный бюджет, в который включаются затраты на оплату рабочего времени сотрудников, использования материально-технических средств, организацию и проведение оперативных мероприятий.
Во многом система предоставления услуг безопасности в современных западных странах схожа с системой здравоохранения. Государство обеспечивает для всех только минимальный уровень услуг или оказание экстренной помощи. Все более дорогостоящие мероприятия осуществляются уже за отдельную плату, которая может компенсироваться покупкой полисов дополнительного страхования.
http://vk.com/politikeconomy