Герой двух миров и опасные связи Людовик XVI получил титул Освободителя Америки и океанов. Победа над Англией и создание Соединённых Штатов обошлись Франции в 1 300 000 000 ливров. Это мероприятие оказалось дороже, чем Война за австpийское наследство, стоившaя миллиард, но дешевле, чем Семилетняя война, расходы на которую достигли одного миллиарда восьмисот миллионов ливров.
Разумеется, герои-освободители при этом не обеднели. Бомарше, через которого проходили поставки оружия американским повстанцам, построил себе дом в Париже за миллион ливров. В этом доме было двести окон. Доходы Ла Файeта в годы борьбы за американскую свободу превышали сто тысяч ливров в год. По возвращении он купил дом за двести тысяч и обставил его мебелью за пятьдесят тысяч. Его жилище было меньшим, чем обиталище Бомарше, зато располагалось в лучшем райoне.
Частыми гостями в доме Ла Файeта бывали американские дипломаты - Бенджамин Франклин, Джон Джей (впоследствии - первый госсекретарь США), Джон Адамс (второй президент США) и Джеймс Монро (пятый президент США). Для героя двух миров вообще было характерно водить близкое знакомство со всеми, кто что-то значил по обе стороны океанa. Ему доводилось встречаться с испанским королём Карлом III, прусским королём Фридрихом II, русским цесаревичем Павлом, австрийским канцлером Вацлавом Кауницем, польским повстанцем Тадеушем Костюшко и т.д. и т.п.
В 1784 году Ла Файeт предпринял ещё одну поездку в Америку. Его встречали, как национального героя. Город Нью-Йoрк по инициативе Александра Гамильтона даровал маркизу своё гражданство, а в Филадельфии в честь его приезда звонили колокола. Ла Файeт, в свою очередь, называл Америку храмом свободы. В наше политкорректное время принято подчёркивать, что герой двух миров дружил с индейцами и был сторонником освобождения негров. Известно, что после речи, которую он произнёс в Ричмонде перед законодателями штата Вирджиния, один афроамериканец по имени Джеймс, во время войны за независимость сражавшийся в полку Ла Файeта, действительно получил свободу. А уезжая в Европу, маркиз взял с собой двенадцатилетнего индейского мальчика Кайeнлаху.
Штат Вирджиния изготовил бюст маркиза и отправил его во Францию. Единственными людьми в королевстве, которым при жизни ставились памятники, были сами короли. Но Людовик XVI приказал сделать для героя двух миров исключение. Изваяние установили в Париже.
В 1785 году Ла Файeт объехал Голландию, Пруссию и Австрию, интересуясь в первую очередь устройством германских армий. На одном приёме в Берлине Фридрих Великий, превратившийся к тому времени в довольно вредного старикашку, усадил Ла Файeта рядом с английским генералом Корнваллисом, против которого маркиз сражался при Йoрктауне. Бывшие противники пообщались в достаточно дружелюбном тоне.
На манёврах в Потсдаме Ла Файeт познакомился с Франсиско де Мирандой, будущим национальным героем Венесуэлы, и заговорил с ним о том, что теперь, после освобождения Северной Америки от англичан, было бы неплохо освободить Южную Америку от испанцев. Он ещё не знал, что Франция вот-вот покатится к чёрту, и честь освобождения Латинской Америки достанется Великобритании (о том, как англичане руками Миранды освобождали Венесуэлу, см. Предтеча из Лондона. и Предтеча из Лондона - 2.).
Описание французской революции - а тем более анализ её причин - не входит в мои задачи. Я всего лишь излагаю биографию маркиза Жильбера де Ла Файeта, поэтому ограничусь некоторыми частными соображениями.
Всё, что обычно говорится о ситуации, сложившейся во французской экономике в 1786-1788 годах, в принципе, верно, но этого явно недостаточно для объяснения причин произошедшего в 1789 году. Говорят, что Франция разорилась на американском мероприятии. Это некоторое преувеличение, к тому же Англия разорилась на той войне ещё больше.
Франция вводила чрезвычайные налоги? Налоговое бремя в Англии было в три раза тяжелее. Франция тратила 50% своего бюджета на выплаты по долгам? У Англии на эти же цели уходило 70% бюджета. Королевский двор обходился Франции в 7-8 % её доходов? В Англии этот показатель был в два раза выше. Французский король совершал политические ошибки? Английский король был сумасшедшим, которого держали в смирительной рубашке.
Если бы революции случались от экономических проблем, пала бы не французская, а английская монархия. Однако даже массовый голод ещё никогда не приводил и никогда не приведёт ни к одной революции. Голод может привести лишь к голодному бунту, гарантированно подавляемому правительственным войсками. Для любой вековой династии марши пустых кастрюль - привычный фон правления. А уж в истории Парижа произошло столько мятежей недовольной бедноты, что ещё за сто лет до революции короли предпочли перебраться в Версаль. Место для его строительства было выбрано с расчётом, что любые манифестанты, направившиеся из города в резиденцию короля, утомятся в пути (дорога пешком из Парижа в Версаль занимала шесть часов).
Историография XIX века ставила перед собой неразрешимую задачу: она пыталась доказать, что революцию в собственных экономических интересах свершило третье сословие. Эта упрощённая версия наталкивалась на непреодолимое препятствие - длинный список революционных вождей, почти целиком состоящий из имён представителей первого и второго сословий.
Саймон Шама (на мой взгляд - лучший историк французской революции) заметил, что ещё до революции победу над Версалем одержал Пале-Рояль. Это тонкая и глубокая мысль.
http://bohemicus.livejournal.com/79795.html