Автор Тема: Инфляция  (Прочитано 4303 раз)

Оффлайн Supraom

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 712
    • E-mail
Инфляция
« : 05 Январь 2014, 17:06:32 »
Инфляция и падение Римской империи

Джозеф Педен «Инфляция и падение Римской империи», Институт Мизеса, Хьюстон, штат Техас, 27 октября 1984 года.


Более чем два столетия назад, в 1776 году, в Англии были опубликованы две книги, которые до сих пор воспринимаются современным читателем, не как исторические манускрипты, а как реальность, в которой нам приходится жить сегодня. Одна книга принадлежит перу Адама Смита, «The Wealth of Nations». Другая – «Decline and Fall of the Roman Empire.», ЭдвардаГиббона. Многотомная работа Гиббона описывает историю государства, которое смогло просуществовать двенадцать столетий на западе и еще дополнительную тысячу лет на востоке, в Константинополе.

Гиббон, изучая феномен Римской Империи, обнаружил для себя, что основное противоречие, которое его больше всего поразило, был не тот факт, что Империя, казавшаяся несокрушимой, развалилась, а то что она вообще смогла просуществовать столь долгое время. Многие учёные после работы Гиббона посвятили массу своей энергии для изучения этого парадокса. Развалилась ли Римская Империя? Или она просто трансформировалась в что-то совершенно другое? Трансформировалась в то, что мы теперь называем Европейской Цивилизацией?

Анализ, проведённый в этой лекции, базируется на том, что кредитно-денежная политика не должна быть оторвана или изолирована от изучения всех государственных процессов. Монетарные, налоговые, оборонные, политические и экономические вопросы переплетены настолько тесно, что их нельзя изучать отдельно. А переплетены эти вопросы только по одной причине – «Любое государство стремится к монопольному денежному обращению на своей территории».

Монетарные условия, навязанные государством своим гражданам, служат только для того, , чтобы обслужить нужды правителей этого государства. Иногда случается, что государственные монетарные условия увеличивают процветание обычных граждан этого государства, а также служат общественному прогрессу, но первейшая цель монетарных правил любого государства – обслуживать нужды правителей, а не тех кем правят. Эта точка зрения должна стать центральной для общего понимания того, что происходило в последние два века существования (Западной) Римской Империи.

Для начала мы посмотрим на менталитет римских императоров третьего столетия после рождества Христова (сто летний период). Историки называют этот период не иначе как «Кризис Третьего Столетия». А основная причина того, что проблемы римского общества были столь глубоки, лежит в том, что само общество и социальные условия в которых оно существовало, было абсолютно другим во всех областях общественной жизни, чем на протяжении нескольких предыдущих столетий. Как прекрасный пример императорского менталитета может послужить совет, данный императором Септимием Севером своим сыновьям Каракалле и Гите . Он сказал, «Живите в гармонии, позаботьтесь об армии и игнорируйте всех остальных».

Каракалла не стал придерживаться первой части предсмертного совета своего отца и первым делом убил своего брата Гиту. Но вторую часть совета – заботу об армии он воспринял настолько серьёзно, что в ответ на укор своей матери, которая призвала его к быть более бережливым с государственными финансами и не увеличивать и так непосильные налоги, он ответил, что налоги это не главное, поскольку пока у него есть армия, у него всегда будут деньги.
Понятие Каракаллы о государственных приоритетах можно изучить на основании его фразы, «Никто не должен иметь деньги кроме меня, а я их должен иметь чтобы отдавать своим солдатам». Каракалла увеличил солдатскую плату на пятьдесят процентов за счёт того, что поднял в два раза налоги на наследство. Когда поступлений от налогов граждан Рима стало нехватать для того чтобы покрыть траты императора, он решил дать гражданство всем без исключения людям, проживающим в Империи. То, что раньше было привилегией (римское гражданство), теперь стало означать просто расширение налоговой базы.

После того, как стало очевидно, что дальнейшее расширение налоговой базы невозможно, Каракалла начал уменьшать количество серебра в императорских монетах. В 211 году от рождества Христова в Римской Империи имели хождение серебряные динарии, которые ввел в обращение, за двести лет до этого, император Август. Во время введения в обращение серебряного динария, количество серебра в нём составляло 95 процентов. Ко времени царствования Марка Аврелия (180 год) количество серебра в динарии сократилось до 75 процентов. Отец Каракаллы, Септимий Север, уменьшил количество серебра в динарии до шестидесяти процентов, а сам Каракалл решил уменьшить количество серебра в составе монеты до пятидесяти процентов.
Каракалла был убит в 217 году. После него начался период, который историки привыкли называть Казарменными Императорами, потому что на протяжении всего третьего столетия все императоры были бывшими солдатами и все они приходили во власть только при помощи военного переворота. (Никогда в истории не было другого исхода. Взращенный монстр всегда поднимал руку на своего родителя)

В течении третьего столетия в Риме сменилось двадцать шесть императоров. Только один из них умер своей смертью. Остальные либо погибли в бою, либо были убиты заговорщиками, что не имело прецедента во всей предыдущей римской истории за исключением двух императоров – Нерона, который покончил жизнь самоубийством и Калигулы, который был убит. Каракалла также умудрился уменьшить количество золота в золотой монете. Монеты в царствование императора Августа изготавливались в количестве сорок пять штук из одного фунта золота. Каракалла изменил это соотношение к пятидесяти монетам на один фунт золота. Через двадцать лет после Каракаллы из фунта золота выпускалось уже семьдесят две монеты.
Но настоящий кризис начался только после Каракаллы, между 258 и 275 годами в период интенсивных гражданских войн и иностранных вторжений. Империя просто перестала выпускать серебряные монеты. К 268 году в «серебряном» динарии осталось только пол процента серебра. Цены в этот период выросли на тысячу процентов. Единственные люди, которые получали оплату в золоте были наёмники-варвары, которые служили в императорских войсках. Варвары были настолько нецивилизованны, что соглашались принимать оплату исключительно в виде золота, в то время как все остальные, цивилизованные римские граждане, довольствовались монетой произведенной из чёрт знает чего.

При императоре Диоклетиане в 284 году, была предпринята попытка исправить положение в денежном обращении. Он увеличил количество золота в золотых монетах и ввел в обращение бронзовую мелочь. К концу третьего столетия из-за появления бронзовых денег, население римской империи начало изготавливать монеты самостоятельно. Если римлянин нуждался в денежной мелочи он мог спокойно изготовить её из подручных средств. Количество денег в обороте всё возрастало.
В третьем столетии императорские правительства Рима осознали, что как только они проводят платежи своим войскам или чиновникам в эрзац-деньгах, цены на товары начинают расти пропорционально денежным выплатам. В результате этого эффекта императоры начали требовать от своих граждан проводить выплаты налогов не деньгами, а товарами или услугами. Фактически правительство империи отказалось принимать в виде налогов свою собственную бронзовую монету.
Император Константин провёл собственную денежную реформу. Он перестал требовать от налогоплательщиков платить натуральные налоги. Вместо этого он потребовал платить налоги золотом. В течении долгого времени золото оставалось единственными твёрдыми деньгами циркулирующими в Римской империи. Однако инфляция не остановилась. Основная масса людей просто не имела золота, а пользовалась бронзовой монетой, поэтому ухудшение уровня жизни продолжалось. Единственные кто получил привилегии от этой новой системы – армия и чиновники. Империя оплачивала их услуги золотом.

Обычные налогоплательщики, для того чтобы заплатить налоги, должны были покупать золотые монеты, которые постоянно росли в цене по отношению к бронзовым деньгам. Если налогоплательщик был достаточно богат, то ему не стоило больших усилий приобрести золото для уплаты налогов империи, но если он был беден, ему приходилось просто бросать свою собственность и исчезать на просторах империи. В течении третьего столетия римские граждане взяли моду пытаться ускользнуть от уплаты налогов при помощи всех доступных им средств. Императорская армия же выросла более чем в два раза, с двухсот пятидесяти тысяч человек до шестисот тысяч.

В дополнении к этому, в течении третьего столетия, в геометрической прогрессии росла армия чиновников. Империя решала вопрос потери управляемости за счёт увеличения чиновников и администраторов. В 301 году фунт золота стоил пятьдесят тысяч динариев. В 324 году цена за фунт золота достигла трёхсот тысяч динариев. То есть выросла в шесть раз всего за двадцать три года. В 337 году (ровно за тринадцать лет) цена фунта золота выросла до двадцати миллионов динариев. Императорские чиновники просто штамповали новые нолики на старых монетах, точно также как это делала Веймарская Республика в период гиперинфляции – допечатывая нолики на банкнотах.

Всё третьё столетие, несмотря на то что цена на золото постоянно росла, оно сохраняло примерно одну и ту же покупательную способность, являясь тем самым защитой от инфляции для чиновников и армии, которые получали оплату в золоте . Достигалось это за счёт постоянного снижения уровня жизни обычных налогоплательщиков, которые были вынуждены пользоваться бронзовой монетой.
Когда римский император не имел достаточно золота для выплаты своим солдатам – его убивали и на его место заступал другой император. В то же самое время размер армии постоянно рос. В течении столетий римская империя получала свои основные налоги от класса людей, который носил название Декурионы – наследственная аристократия, которая являлась основой императорской администрации. В обязанности декурионов входил сбор подушных податей. Если Декурион собирал недостаточно податей он должен был покрыть недостачу из своих собственных доходов.

В один прекрасный день наступил момент, когда декурионы начали просто исчезать со своих земель, убегая куда глаза глядят, стремясь быть кем угодно, только не наследственными аристократами. Император повелел отыскивать таких нерадивых декурионов, заковывать их в железо и под охраной привозить на места их прежнего проживания. Возвращать собственность и снова возвращать в ранг аристократов. Дело дошло до того, что не имея возможности отыскать всех декурионов, частенько в их ранг возводили некоторых только что пойманых христиан, которые в обмен за возможность стать аристократами (громкий смех) избавлялись от участи быть посланными на съедение львам на арену Коллизея.
Инфляция между тем продолжала расти невиданными темпами.

Для борьбы с инфляцией, император Диоклетиан издал указ о максимальной цене на товары. В те времена римская империя простиралась от Британии до Египта и Палестины. Уровень цен в разных местах империи исторически был разным. В Египте цены были низкими. В Палестине цены были в два раза больше, чем в Египте, а в Италии цены были в два раза больше чем Палестине. Указ Диоклетиана о допустимом максимуме цен на товары ударил в основном по жителям Рима и Италии, поскольку это было единственное место, где рыночная цена на товары была выше допустимых, контролируемых государством цен.
Диоклетиан был первым императором (руководителем государства) кто начал обвинять в инфляции торговцев. Он первый подменил причину со следствием, назвав жадность торговцев основной причиной повышения цен. Жадность государства и уничтожение золотого или серебряного содержания римских монет была забыта.

Римское государство выжило. Оно выжило за счёт уничтожения свобод, которыми раньше наслаждались римские граждане. Крестьяне стали крепостными. Государство привязали их к земле. Декурионы «наслаждались» своим аристократическим положением, неся всю тяжесть налогов. Ремесленники платили налоги результатами своего труда. Торговцы были обязаны торговать товарами принадлежащими государству. Владельцы морских судов были обязаны перевозить государственный хлеб из Египта в Италию. А жители Палестины, покупая товары за «копейки» в Египте, продавали их с большой прибылью в пределах Италии, даже в условиях ограничения цен, тем самым полностью разрушив Римскую экономику.
В определенный момент времени наступил такой период, когда римские граждане начали смотреть на собственное государство как на врага, а на варварские армии, стоящие на границах империи, как на долгожданных освободителей. Как только наступил этот момент — Рим исчез.
А началось всё с того, что правители Рима начали решать свои проблемы и удовлетворять свои нужды за счёт инфляции и порчи золотой и серебрянной монеты.

http://archive.lewrockwell.com/orig10/peden1.1.1.html
Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5 102
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Инфляция
« Ответ #1 : 05 Январь 2014, 17:52:38 »
Гиббон, изучая феномен Римской Империи, обнаружил для себя, что основное противоречие, которое его больше всего поразило, был не тот факт, что Империя, казавшаяся несокрушимой, развалилась, а то что она вообще смогла просуществовать столь долгое время.

А ведь челу оставался один шаг до логического вывода: следственно, не существовала она столь долгое время.
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/