Морасания — несбывшаяся мечта Центральной АмерикиВ период правления военных диктатур и правых партий в Латинской Америке выдвигались и реализовывались самые разнообразные амбициозные проекты, как национального, так и континентального масштабов. Правые лидеры и партии давно пытаются реализовать концепции «антикоммунистического интернационала» в самых разных видах — создание единой центральноамериканской армии (Сомоса, Трухильо), единого политического пространства (Стресснер), единого антитеррористического блока (Урибе, Молина). Одним из самых любопытных интеграционных проектов в Латине 50-х годов была Морасания — страна, которую планировалось создать путем слияния Гондураса и Сальвадора. Вокруг проекта Морасании закрутился целый узел демографических, экономических и политических проблем, обусловленный как общей бедностью и зависимостью участвовавших стран, так и тем, что в малых странах Центральной Америки правления правых партий и военных хунт проходили очень болезненно и жестоко. В крови и грязи по уши регулярно замазывались все участники событий — правые, левые, военные, партизаны, миротворцы, даже дипломаты. Исключение составлял только крайне аутичный режим династии Сомоса, который прославился прямо-таки полуанархическим либертарианским подходом к экономике и хозяйствованию, и совершенным равнодушием к общественной жизни. Но речь сегодня пойдет не о нем.
В 1950 году в Сальвадоре, уставшем от нищеты, военного беспредела и диктатуры, прошли первые за двадцать лет выборы, на которых победил Оскар Осорио. Перед новым правительством стояли задачи, с которыми не справились ни предшественники, опиравшиеся на олигархию, ни правительство относительно прогрессивного генерала Кастаньедо Кастро, который, к слову, тоже озвучивал идею создания Союза Центральной Америки. Идея объединить небольшие, бедные и зависимые страны Центральной Америки приходила в головы многим лидерам как правого, так и левого крыла. Рафаэль Трухильо, Анастасио Сомоса, упомянутый Кастаньедо Кастро понимали, что проблема региона заключается в политике «разделяй и властвуй», которую к нему применяли более крупные и мощные партнеры, заинтересованные в раздробленной и неконкурентной ЦА. Объединив несколько государств в единую федеративную (концепция преимущественно левых и умеренных праволибералов), построенную на экономической интеграции, или конфедеративную (концепция ультраправых и радикалов-военных), построенную в первую очередь на милитаристском и антитеррористическом базисе, структуру, предполагалось в решить те проблемы, которые малые государства ЦА не могли уладить самостоятельно.
У Кастаньедо Кастро, впрочем, ничего не получилось. Он увяз в классической для Сальвадора милитаристско-этатистской риторике, и в 1948-м году был отстранен от власти группой офицеров из Революционного правительственного совета. Совет продвигал идею «управляемой революции» и хотел провести глубокие реформы при сохранении капиталистической модели. Все эти события в 1950-м привели к власти Оскара Осорио — оппозиционного политика, который выступал против подконтрольного богатейшим фамилиям Сальвадора полковника Хосе Менедеса Асенио. Тот баллотировался от партии Partido de Acción Renovadora, которую сам же и основал. Осорио умело воспользовался высокими ценами на кофе на мировом рынке, провел значительную электрификацию страны и улучшил жизнь «среднего класса», усилил сотрудничество с США, но ужесточил репрессии против леводемократических и социалистических движений, в результате чуть не превзойдя предыдущие олигархические правительства в своем рвении «искоренить коммунистов». Я не буду останавливаться на печальных страницах его правления; важно отметить, что Осорио зашел гораздо дальше предшественников в стремлении интегрировать страны региона в единое политико-экономическое пространство. В октябре 1951го года в Сан-Сальвадоре прошла встреча министров иностранных дел центральноамериканских государств, на которой было принято решение основать Организацию центральноамериканских государств. Резиденция секретариата ОЦАГ разместилась здесь же, в столице Сальвадора, а первым генсеком стал сальвадорский министр иностранных дел. На этом все не кончилось — Сальвадор развил бурную деятельность в рамках Экономической комиссии ООН для Латинской Америки: являясь членом этой организации, он интенсивно работал над углублением сотрудничества стран Центральной Америки.
http://rln.fm/authors/kitty_s/2241-morasaniya-nesbyvshayasya-mechta-centralnoy-ameriki.html