Про «Чёрную пантеру» и её опасные заблужденияСегодня на широкие российские экраны должна была выйти 18-ая картина кинематографической вселенной Marvel – фильм «Чёрная пантера». Благодаря тому, что в Беларуси премьерная дата не менялась в угоду протекционизма («Беларусьфильму» защищать, увы, особо и нечего), я уже успел посмотреть кино, которое провозгласили едва ли не новой вершиной и эталоном, о чём обожатели трубят уже с начала февраля и без устали ссылаются на главное мерило своей правоты – заоблачные кассовые сборы и рейтинги на киноагрегаторах.
Но так ли он хорош? Хорош ли он вовсе? Давайте разберёмся вместе, для чего устроим маленький исторический экскурс.
В этом году своё десятилетие отмечает Marvel Studios, которая всего лишь за декаду прошла путь от небольшой компании до всемогущей империи. После долгих лет доминирования на широких экранах Бэтмена и Супермена – воспитанников конкурирующей студии DC Comics – инициативу перехватила Марвел и, похоже, не планирует сбавлять обороты. Каждый новый её фильм неизменно привлекает в кинотеатры толпы зрителей, даже если лента посвящена относительно малоизвестным героям, вроде Человека-Муравья или Стражей галактики.
В год десятилетия этот парад кассовых рекордсменов возглавила очередная тёмная лошадка – «Чёрная Пантера»: первый в этом году фильм Marvel Studios.
За премьерные выходные «Чёрная пантера» уже поставила несколько рекордов.
Например, фильм превзошёл предыдущий лучший показатель среди всех февральских премьер и дважды перекрыл рекорд «Дэдпула». Также по итогам первых четырёх дней проката лента собрала порядка $200 млн и готова возглавить список фильмов с самыми большими стартовыми сборами, обогнав два последних Эпизода «Звёздных Войн», «Мир Юрского периода» и даже «Мстителей».
Критики и пресса вторят простым зрителям и уже с начала февраля, когда было снято эмбарго на отзывы с предпремьерных показов, единодушно нарекают Пантеру новым королём Марвел. Например, издание The Verge назвала «Пантеру» поворотной точкой и взрослым фильмом, который все так долго ждали. Издание Entertainment Weekly идёт ещё дальше и делает громкий вывод о «Пантере» как о фильме, который перерос банальные «бум!» и ему, в отличие от предшественников, есть что сказать.
“Сарафан” у фильма, как видите, превосходный, а критические замечания если и есть, то касаются они каких-то незначительных вещей вроде темпа повествования или не всегда превосходной компьютерной графики.
Ну что ж. Не всегда приятно быть тем, кто портит всю малину, но пора прервать подобострастное заискивание перед этим торжеством diversity. За обрушившейся на зрительские головы лавиной провозглашённой безупречности и чуть ли не уникальности – когда словно нарочно игнорируются «Хранители», «V for Vendetta» или та же нолановская трилогия – скрывается немало серьёзных изъянов.
Драматургию и сценарные находки уровня «Короля льва», равно как и актёрское мастерство, не шагающее дальше рассерженного сжимания губ и раздувания ноздрей, я даже говорить не стану. Всё это и так слишком очевидно, чтобы в очередной раз придираться. В конце концов, я в кинотеатр шёл не за этим: лично я выбираю продукцию Марвел-Дисней не за шекспировские страсти, а за тщательно выверенный развлекательный контент, сомневаться в качестве которого уже давно не приходится.
Проблемы начинаются, когда развлекательный элемент начинают подчинять конъюнктуре и каким-то сиюминутным политическим веяниям.
Нечто подобное произошло с «Формой воды» Гильермо дель Торо. Обильно “нафаршировав” свою историю темами харрасмента, домогательств, женского равноправия, лгбт-движения и даже противостоянию с русскими, дель Торо впервые так далеко отступил от присущей его работам аполитичности и тут же собрал букет всевозможных наград, став в этом году главным претендентом на Оскар с 13-тью (!) номинациями.
«Чёрная пантера» идёт по стопам «Формы воды», хоть и делает это с небольшим опозданием: тема с “белым Оскаром” была в тренде несколько лет назад, но, похоже, ещё долго не исчезнет с медиаполя.
Вы просто послушайте, что говорит Эван Нарцисс – соавтор комикса о Чёрной Пантере – в интервью газете Washington Post:
«Ваканда (прим. – название вымышленной африканской страны, в которой происходят события фильма) представила непрерывную цепь достижений чёрного превосходства, которая не была разорвана политикой колониализма».
В тот же день BBC приводит слова оскароносной актрисы Лупиты Нионго, сыгравшей одну из главных ролей в «Чёрной пантере»:
«Это очень высокоразвитая нация, потому что она не находились под гнётом колонистов».Конечно же, и Нарцисс, и Нионго, говоря такие слова о вымышленной африканской стране Ваканде, в которой каждый 20-летний и врач, и инженер, и виртуозный гонщик, за ночь лечащий переломанные позвоночники, изобретающий левитацию и управляющий космолётами, не имеют в виду ничего буквального. Они лишь заявляют о потерянных поколениях и утраченных возможностях, которых лишились их африканские предки, попавшие под иго белых колонизаторов.
Вот только к сказанному им бы не помешало добавить немного информации, лежащей вне поля высоких размышлений о судьбах угнетённых, а лежащей в открытом доступе на Википедии.
Лупита, Эван, друзья, добро пожаловать в Эфиопию!
Это восточноафриканское государство никогда не находилось в статусе колонии. Да, за неё бились итальянцы и британцы, но не без помощи советников из Царской армии Эфиопия отстояла свою независимость. Вышла ли из неё Ваканда? Судите сами. До сих пор эфиопы живут сельским хозяйством – страна аграрная, а возделыванием земли и выращиванием скота занимаются 85% населения.
А это – Либерия.
Ещё один пример, с хрустом ломающий хребет теории о том, что в бедах африканцев виноваты европейцы. Либерия тоже никогда не была колонией, что не помешало ей стать одним из трёх беднейших государств мира. Подобно Ваканде, она обладает богатыми недрами, но почему-то на экспорт идёт кофе и какао: добывать всё это некому – в промышленности трудятся лишь 8 % населения. Все остальные, подобно своим неугнегнетённым эфиопским bro, машут в поле мотыгой.
Все эти внеэкранные высказывания, равно как и присутствующие в фильмы акценты на том, что именно белые несут ответственность за проблемы Африки (и её сынов по всей планете) сильно диссонируют с генеральной развлекательной линией фильма.
Но авторы взялись гнуть свою конъюнктурную линию, отчего их идиллическая утопия о чудесной мононациональной стране иногда становилась похожа на манифест расового превосходства. Как говорится, за что боролись.
*всё сказанное выше – частное мнение: никоим образом не отговариваю вас от покупки билета на этого «Гражданина Кейна» от мира кинокомиксов. Потому что кто не пойдёт – тот расист!
Читать далее:
https://aleksei-turchin.livejournal.com/100733.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=24_02_weekly&media