Автор Тема: Этногенез восточных романцев  (Прочитано 5938 раз)

Оффлайн Supraom

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 712
    • E-mail
Этногенез восточных романцев
« : 25 Сентябрь 2012, 19:12:15 »
Проблема происхождения (этногенеза) румын является одной из наиболее сложных проблем румынской и мировой историографии. Сложность получения достоверного ответа на вопрос, где и когда появились румыны заключается в скудости источников по ранней истории территории современной Румынии, а также в предельной политизированности исторических дискуссий.

Представителями всех научных направлений признаются следующие положения:
В основе этногенеза румын (субстрат) находится некий балканский народ, язык которого находился в родственных отношениях с албанским.
В начале новой эры этот народ подвергся культурной и языковой романизации.
На завершающем этапе этногенеза румыны испытали сильное славянское влияние.

Основные споры ведутся по вопросам места и времени романизации, этнической принадлежности и названию народа подвергшегося романизации, автохтонности/пришлости румын на территориях их современного проживания, а также о характере и роли славянского влияния.

Всё разнообразие мнений по поводу этногенеза румын можно свести к трём основным теориям: миграционной, автохтонной и дако-латинской.
Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!

Оффлайн Supraom

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 712
    • E-mail
Этногенез восточных романцев
« Ответ #1 : 25 Сентябрь 2012, 19:14:47 »
Автохтонная или дакийская теория

Согласно этой теории основой румынского народа были племена дако-гетов, подвергшиеся в 106 году н. э. романизации и воспринявшие разговорную латынь. Римское владычество в Дакии продолжалось со 106 по 271 год. Эта теория в различных вариантах поддерживается практически всеми румынскими историками и подавляющим большинством европейских. Решительно отвергают идею континуитета (преемственности) только венгерские историки. Промежуточную позицию между сторонниками континуитета и «миграционистами» занимали советские историки.

Миграционная теория


Эта теория появилась в конце XVIII века и полностью оформилась к 1860-м годам в трудах австрийского историка Роберта Рёслера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106—271 гг. имела место римская колонизация этих земель.

В 275 году большая часть населения покинула Дакию, а оставшиеся были уничтожены мигрирующими племенами. Таким образом, эта теория отрицает гето-дакийскую преемственность. Сторонники этой теории считают, что румынский народ сформировался где-то к югу от Дуная, откуда эмигрировал в XII—XIII вв., вернувшись в Трансильванию, где уже проживало венгерское население. Следует отметить, что эта теория возникла во время борьбы румын за право владеть Трансильванией и имела вполне конкретные политические цели — доказать отсутствие «исторических прав» румын на Трансильванию.

В настоящий момент у данной теории в её классическом виде мало последователей.

Дако-латинская версия

Некоторые историки (преимущественно любители) высказывали предположение, что дакский язык был близок к латинскому. Этим и объяснялся феномен романизации населения Дакии в короткий промежуток времени. В настоящий момент эта теория считается одной из наименее вероятных.
Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!

Оффлайн Supraom

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 712
    • E-mail
Этногенез восточных романцев
« Ответ #2 : 25 Сентябрь 2012, 19:15:44 »
Дако-римляне (также фрако-римляне по аналогии с «галло-римляне», лат. Dacoromanus) — романская этноязыковая общность, сформировавшаяся во времена поздней античности на территории Балканского полуострова в результате прогрессивного этнокультурного синтеза (романизация) автохтонных гето-дакийских элементов с латиноязычными колонистами из других регионов Римской империи. По культуре, обычаям и языку дако-римлянам были близки фрако-римляне и др. романизированные группы Балканского п-ова к югу от. р. Дунай.

Основным регионом формирования дако-римлян стала Римская Дакия 101—275 гг. н. э. с главными городами Сармизегетуза, Апулум, Поролиссум и др., возникшими на месте римских военных лагерей-каструмов. В 212 году все дако-римляне получили римское гражданство. Среди них закрепился эндоэтноним «romani», впоследствии развившийся в «румынь» (румыны). Предположительно римские воины вступали в половые контакты с местными женщинами, которые массово овдовели или лишились кормильцев после трояновых войн, хотя завоз женщин из других регионов империи (например, Сирии) также имел место. Процесс этнокультурного смешения и интеграции нероманских племён (бессы, мёзы и др.) в романское ядро продолжался и после ухода римских легионов из Дакии при Аврелиане в 271—275 годах. На момент эвакуации в Римской Дакии проживало, как минимум, около 1 млн дако-римлян. Христианизация дако-римлян началась довольно рано и носила масштабный характер, учитывая, что провинция была потеряна империей в 271 году, а Миланский эдикт, признавший христианство официальной религией империи, был издал лишь в 313 году. Тем не менее основные христианские понятия румынского: «бисерика» — «церковь» от слова «базилика» (храм), «думнезеу» — «бог» от слов «Доминус Деус», «крэчун» от слова «креатионем» (созидание), «ынжер» — «ангел», «круче» — «крест» и др. имеют латинское происхождение. Отчасти это может объяснятся и тем, что дако-римляне поддерживали связь с южным берегом Дуная, откуда к ним в III—V веках приходили христианские миссионеры. Самый известный из них Ничета. В Средние века дако-римляне сильно рурализировались, утратили связь с латинской письменностью и вступили в тесный контакт с пришедшими на Балканы славянскими племенами и другими народами. Так образовалась средневековая народность валахи.
Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!

Оффлайн LeoNorton

  • Новичок
  • Сообщений: 2
Этногенез восточных романцев
« Ответ #3 : 23 Ноябрь 2018, 06:03:06 »
Вы не знаете, как мне помочь? Что касается знаний, которые я ищу, я продолжаю делиться этой информацией.