Современный мир > Общие вопросы современного мира
Путёвые заметки.
ViGo:
В течение всего того времени, которое я называю раннекапиталистической эпохой, следовательно, в те столетия, когда еврейский дух прокладывал себе дорогу во все хозяйственные отношения, господствовали те же основные экономические воззрения, как и в средние века: феодально-ремесленные, находившие свое внешнее выражение в сословном строе общества.
Согласно этим воззрениям, — которые являются доминирующими, определяющими весь остальной образ мыслей и действий, — в центре экономических интересов стоит человек. Человек как производитель и
потребитель благ своими интересами определяет отношения как отдельных лиц, так и всего общества; определяет внешний порядок экономического процесса точно так же, как и формы деловой практической жизни. Все мероприятия, — как всего общества, так и отдельных лиц, — имеющие своей целью урегулирование экономических явлений, носят личный, индивидуальный характер. Основное настроение всех участвующих в экономическом процессе носит личную окраску. Конечно, этого не надо понимать в том смысле, что каждый хозяйственный субъект может распоряжаться в народно-хозяйственной жизни по своему усмотрению. Наоборот, индивидуум, как известно, связан определенными объективными нормами; но эти самые нормы — что особенно важно — проникнуты индивидуалистическим духом: жизненные блага производятся и обмениваются для того, чтобы потребители могли в достаточной степени удовлетворять свои потребности, а также для того, чтобы и производители, и торговцы могли вести беспечное существование в пределах традиционного жизненного обихода. Это можно было бы также выразить словами: экономический процесс рассматривался еще собственно с точки зрения натурального хозяйства, т.е. категория качественно определенных потребительных благ стояла еще в центре оценки жизненных отношений.
ViGo:
Попытки поэта сочинить заявление насчет страшного консультанта непривели ни к чему. Лишь только он получил от толстой фельдшерицы, которуюзвали Прасковьей Федоровной, огрызок карандаша и бумагу, он деловито потерруки и торопливо пристроился к столику. Начало он вывел довольно бойко: «В милицию. Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного. Заявление.Вчера вечером я пришел с покойным М. А. Берлиозом на Патриаршие пруды...» И сразу поэт запутался, главным образом из-за слова «покойным». С меставыходила какая-то безлепица: как это так -- пришел с покойным? Не ходятпокойники! Действительно, чего доброго, за сумасшедшего примут! Подумав так, Иван Николаевич начал исправлять написанное. Вышлоследующее: «...с М. А. Берлиозом, впоследствии покойным...». И это неудовлетворило автора. Пришлось применить третью редакцию, а та оказалась ещехуже первых двух: «...Берлиозом, который попал под трамвай...» -- а здесьеще прицепился этот никому не известный композитор-однофамилец, и пришлосьвписать: «...не композитором...» Намучавшись с этими двумя Берлиозами, Иван все зачеркнул и решил начатьсразу с чего-то очень сильного, чтобы немедленно привлечь вниманиечитающего, и написал, что кот садился в трамвай, а потом вернулся к эпизодус отрезанной головой. Голова и предсказание консультанта привели его к мыслио Понтии Пилате, и для вящей убедительности Иван решил весь рассказ опрокураторе изложить полностью с того самого момента, как тот в белом плащес кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца. Иван работал усердно и перечеркивал написанное, и вставлял новые слова,и даже попытался нарисовать Понтия Пилата, а затем кота на задних лапах. Нои рисунки не помогли, и чем дальше—тем путанее и непонятнее становилосьзаявление поэта. К тому времени, как появилась издалека пугающая туча с дымящимисякраями и накрыла бор и дунул ветер, Иван почувствовал, что обессилел, что сзаявлением ему не совладать, не стал поднимать разлетевшихся листков и тихо и горько заплакал.
ViGo:
Напившись горячего молока, Иван опять прилег и сам подивился тому, какизменились его мысли. Как-то смягчился в памяти проклятый бесовский кот, непугала более отрезанная голова, и, покинув мысль о ней, стал размышлять Ивано том, что, по сути дела, в клинике очень неплохо, что Стравинский умница изнаменитость и что иметь с ним дело чрезвычайно приятно. Вечерний воздух ктому же и сладостен и свеж после грозы. Дом скорби засыпал. В тихих коридорах потухли матовые белые лампы, ивместо них согласно распорядку зажглись слабые голубые ночники, и все режеза дверями слышались осторожные шажки фельдшериц на резиновых половикахкоридора. Теперь Иван лежал в сладкой истоме и поглядывал то на лампочку подабажуром, льющую с потолка смягченный свет, то на луну, выходящую из-зачерного бора, и беседовал сам с собою. -- Почему, собственно, я так взволновался из-за того, что Берлиоз попалпод трамвай? -- рассуждал поэт.—В конечном счете, ну его в болото! Кто я,в самом деле, кум ему или сват? Если как следует провентилировать этотвопрос, выходит, что я, в сущности, даже и не знал как следует покойника. Всамом деле, что мне о нем было известно? Да ничего, кроме того, что он быллыс и красноречив до ужаса. И далее, граждане, -- продолжал свою речь Иван,обращаясь к кому-то, -- разберемся вот в чем: чего это я, объясните,взбесился на этого загадочного консультанта, мага и профессора с пустым ичерным глазом? К чему вся нелепая погоня за ним в подштанниках и со свечкойв руках, а затем и дикая Петрушка в ресторане? -- Но-но-но, -- вдруг сурово сказал где-то, не то внутри, не то надухом, прежний Иван Ивану новому, -- про то, что голову Берлиозу-то отрежет,ведь он все-таки знал заранее? Как же не взволноваться? -- О чем, товарищи, разговор! -- возражал новый Иван ветхому, прежнемуИвану, -- что здесь дело нечисто, это понятно даже ребенку. Он личностьнезаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное иесть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснеенадобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, неумнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этимарестованным Га-Ноцри? А я черт знает чем занялся! Важное, в самом деле, происшествие --редактора журнала задавило! Да что от этого, журнал, что ли, закроется? Ну,что ж поделаешь: человек смертен и, как справедливо сказано было, внезапносмертен. Ну, царство небесное ему! Ну, будет другой редактор и даже, можетбыть, еще красноречивее прежнего. Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана: -- Так кто же я такой выхожу в этом случае? -- Дурак! -- отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному изИванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта. Иван, почему-то не обидевшись на слово «дурак», но даже приятноизумившись ему, усмехнулся и в полусне затих. Сон крался к Ивану, и ужпомерещилась ему и пальма на слоновой ноге, и кот прошел мимо -- нестрашный, а веселый, и, словом, вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решеткабеззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура,прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем. Иван без всякого испуга приподнялся на кровати и увидел, что на балконенаходится мужчина. И этот мужчина, прижимая палец к губам, прошептал: -- Тссс!
ViGo:
Пока не дошло до психушки, ну его к черту.
В той части, что острое столкновение мнений сопутствовало более острому же их выявлению, Мэнс прав. В остальном - без разницы.
Поэтому намечу отправные тезисы для статьи и обсуждения (коли будет желание):
0. пары противоположностей :
Каин - Авель;
земледелец - кочевник
территория - имущество, стадо (?)
общество - племя
обожествление природы - творение
язычество (многоликость) - монотеизм (безличность)
производство - торговля
военная аристократия - финансовая аристократия
сословные уклады - демократические
Расширение :
1. брамин, кшатрий, вайшья, шудра - грубо, но для начала пойдет.
2. брамин и шудра, классы определяемые, формируемые.
3. разграничение проходит в точке кшатрий-вайшья.
наподобие Х две пересекающиеся линии:
брамин (К)- кшатрий - шудра (К)
брамин(В) - вайшья - шудра (Ш)
4. Концепт "талассократия - теллурократия " в общем красивый фантик, не имеющий внутренней сути. Не море и суша создают те черты, которые пытаются обяснить в том концепте, а торговля и производство. "Каин" стремиться создать самодостаточную стабильную страну-землю, "Авель" хочет торговать в землях и носить с собой свои богатства. С развитием техники и науки расширяется мир и те купцы, что ранее бороздили земли по шелковым путям и проводили жизнь в переходах и караван-сараях, осваивают и морские пути. Море в плане торговли - более "узкое горлышко", чем сухопутье, поэтому морская торговля это своего рода естественная монополия с естественными сверхприбылями. Поэтому в самых лучших для торговли портах концентрируются лучшие торговцы и финансы. Порты - узлы мировой торговли и финансов. Поэтому же и некоторые гос-ва, по своему географическому положению становятся не морскими, а в первую очередь торговыми и финансовыми державами. Они "обиходят" торговые пути.
А континентальные гос-ва "обиходят" свою территорию, общежитие, производство. Это своего рода специализация и разделение труда.
5. Та же самая история и с постиндустриальным золотым миллиардом и глобализмом и "всеобщим возвратом к природе" и анти-глобализмом. У этих концептов те же корни:
Золотой миллиард постиндустриала хочет "унести свои богатства" и продолжить торговлю, теперь уже в мире без всяких границ, теперь уже всякой фигней - иллюзиями.
Традиционалы и изоляционисты хотят наоборот пересмотреть структуру к более изолированной и сбалансировать потерриториально и меж собой.
6. И нет перехода от феодализма к капитализму, и капитализм не естественная форма дальнейшего развития феодализма, корни этих систем хоз-ния "Каин" и "Авель". Они братья погодки, а не отец и сын. Так же и с их идеологиями в различных вариациях....
Mens:
7. И нет ни субъекта, ни объекта, ни микрокосма, ни макрокосма, внутренний, живой антропос (Каин) тождествен внешнему, мёртвому (Авель), производство симметрично отражается в зеркале финансово-торговых махинаций. Всё равно всему - человек, кит, светлячок тёмной ночью, медуза в зелёной волне и орёл в облаках.
Навигация
Перейти к полной версии