Современный мир > Общие вопросы современного мира

Север и Юг

<< < (2/4) > >>

Mens:
Заинтересовался вопросом и попытался найти что-нибудь в тему. Увы, негусто. Но вот интересная таджикская сказка про Симурга:
http://www.skazka.com.ru/people/tadg/0000037tadg.html

Сюжет распространён по всей Азии и засвидетельствован в России. Восходит к т. н. основному мифу, содержит ряд характерных элементов (цепь на шее богатыря, ритуальное проглатывание чудовищем человека, похищение невесты и т. д.).

Основной миф рассказывает о том, как лунный змей проглатывает Солнце (более поздние варианты: похищает невесту, скот, чужих детей, сокровище, напиток бессмертия, мировые воды или артефакт). Солярный герой (само Солнце, или пришедший ему на выручку богатырь), обозначаемый корнями per(k)- или tar-, разрубает змея, обозначаемого корнем uel- (вар.: находит пещеру, прорубает гору) и освобождает Солнце или его субститут. Иногда змей выступает в качестве сына бога-громовержца, а похищенная им солнечная дева является его сестрой, Отец гонится за ними и убивает Сына (тело его расчленяет на множество частей) и вступает в брак с дочерью.

Отголоски основного мифа прослеживаются в мифе о Дионисе-Загрее (центральном для орфико-пифагорейских мистерий, легших в основу александрийского культа Сераписа и более позднего культа Христа). А также в мифе об Эдипе, положенном Фрейдом в основу своего полурелигиозного учения.

Считается, что новогодние, инициатические, свадебные и коронационные ритуалы и церемонии восходят к данному мифу. Характерно, что в отношении кавказцев, помимо военной и криминальной, лидируют две темы: пленение и похищение женщин (невест).

Энциклопедия "Мифы народов мира", изданная коллективом авторитетнейших советских специалистов (Топоров, Токарев, Иванов и др.) приводит интересный факт:

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, "поражает змея в отношении скалы" (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, "порождает огонь с помощью двух камней" (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), "поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы". Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

Mens:

--- Цитировать --- более поздние варианты: похищает невесту, скот, чужих детей, сокровище, напиток бессмертия, мировые воды или артефакт
--- Конец цитаты ---
Вообще, кража, узурпация является распространённым мифологическим мотивом, восходящим именно к основному мифу. Интересно, что мифы всех народов мира дают единый вариант решения проблемы: встречная кража (или самоуправное уничтожение похитителя, с последующим завладением всей его собственностью - т. е. разбойное нападение с убийством из корыстных соображений). Т. е. практически все боги и герои древности, с точки зрения современных морально-правовых норм - самые обычные уголовники.

Впрочем, это уже для другой ветки.

Mens:
И ещё один Симург:



Новый Государственный герб Республики Узбекистан создан с учетом многовекового национально-государственного опыта нашего народа.
Государственный герб Республики Узбекистан представляет собой изображение восходящего солнца над цветущей долиной, окруженной венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками хлопка. В верхней части герба находится восьмиконечная звезда, символизирующая собой утверждение и единство республики; полумесяц и звезда, расположенные внутри восьмигранника, являются священными символами мусульман. В центре герба изображена легендарная птица Симург с распростертыми крыльями – символ национального возрождения. Вся композиция призвана выразить чаяния узбекского народа о мире, доброте, счастье и благополучии. Внизу на трехцветной ленте венка, символизирующей флаг республики, надпись на узбекском языке «Узбекистон».
Немного истории. Слово «герб» происходит от немецкого слова «эрбо», что означает отличительный знак унаследованных королями и иными правителями государств, территорий и различных видов собственности.
В древнетюркском каганате Огузхана, правившего 2500 лет тому назад на огромной территории от Ирана до Алтая, точно такое же значение придавалось тюркскому слову «тамга». Как свидетельствует знаменитый историк XII века Рашидиддин Хамадани в своей книге «Избранные истории», Огузхан раздал свои владения сыновьям как большие улусы – вассальные государства. И каждый правитель этих тюркских государств имел свою ханскую тамгу. Как мы видим, смысл термина «тамга» с давних времен почти полностью совпадает со смыслом немецкого слова «эрбо», от которого происходит термин «герб».[/size]

http://search.uz/uzbekistan/emblem.php

Mens:

--- Цитировать --- На госфлаге республики Иран - традиционный символ Персии - схематическое изображение Симурга.
--- Конец цитаты ---
Проблема в том, что в Иране и Таджикистане есть мощные (нео-) зороастрийские элиты, а ислам запрещает изображать живые существа.

На таджикском гербе также присутствует Симург - на схематическом Мировом Древе вверху обозначено "гнездо Симурга".

Mens:

--- Цитировать --- Ну и русский герб - двуглавый орёл (он же - символ 33 градуса Шотландского обряда) - из той же оперы.
--- Конец цитаты ---
Эквивалентными являются масонский Кадош (кадуцей Гермеса-Трисмегиста) и древнехристианский амбисфен - тот же кадуцей, но символизирующий единство Христа и Антихриста.

Аналоги - египетский Гор-а-Сет (Гор и Сет в едином теле, либо в гомосексуальном браке - славянская Кострома, сестра-жена Купалы, также иногда считается его братом, кроме того, пара тождественна античным Кастору и Поллуксу/Полидевку, что подразумевает ту же символику) и римский Янус (Сатурн). Близка к этому кругу символика братьев-тамплиеров верхом на одном коне.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии