Солью запаслись. Теперь затаримся водкой и ширпотребом.
Обзор социально-экономической ситуации в России с 14 по 28 февраля
27.02.2006 20:20
МОСКВА, 27 февраля (АНН). От двух последних недель февраля ни власти, ни россияне чудес не ожидали. И просчитались: то, что произошло в эти 14 дней, до боли напомнило времена тотального дефицита – конец 80-ых – начало 90-ых годов прошлого века.
Тогда люди выстаивали многочасовые очереди за предметами первой необходимости: мылом, хлебом, маслом. На этот раз в список стремительно исчезающих с прилавков товаров попала соль. В результате цены на этот продукт взлетели в несколько раз по сравнению с началом февраля, а в России впервые с «черного августа» 1998 года всерьез стали задумываться о возможности наступления полномасштабного экономического кризиса.
«Соляной бунт» - как зеркало российских реформ
«Соляной бунт», как уже прозвали февральские события, затронул практически все крупные российские города и уже «на излете» прошелся по Москве. В Нижнем Новгороде, как сообщает АНН, на настроения горожан повлиял 12-процентный рост цен на хлеб, а затем – неожиданно начавшиеся перебои с поставками сахара. На эту почву слухи об исчезновении с прилавков соли легли, что называется, «на ура»: люди легко поверили в «соленую месть» Украины, которая якобы собирается ответить сокращением поставок соли на газовый «шантаж» со стороны России.
Когда паника улеглась, выяснилось, что цены на соль взлетели в разы. Между тем, как считают эксперты, никаких экономических причин для подобного мини-кризиса не было. Зато были причины психологические: экономисты и социологи полагают, что «соляной бунт», как лакмусовая бумажка, проявил, насколько не уверены россияне в завтрашнем дне, и с точки зрения экономики, и с социальной точки зрения. Фактически, спрос на соль, который буквально за несколько дней приобрел ажиотажный характер – это своеобразный ответ властям на социальные реформы, начиная с реформа монетизации льгот и кончая «плавным» переходом на 100-процентную оплату коммунальных услуг. А также ответ на вопрос, согласны ли россияне с тем, что их благосостояние – во всяком случае, по официальным статистическим данным - неуклонно растет. Теперь ясно, что подавляющее большинство наших соотечественников в этом не уверено, иначе люди не стали бы сметать с прилавков магазинов продукт, который, по сложившейся традиции, закупают перед грядущими потрясениями на социальной или экономической почве.
А «алкогольный» - как зеркало российской революции
По иронии судьбы, перебои скоро могут начаться с совсем другим излюбленным продуктом россиян – алкогольными напитками. Как сообщает АНН, правительство РФ ввело 15 февраля новые ограничения для торговцев спиртным. Теперь продавцы должны проверять качество алкоголя, а также удостоверяться, маркированы ли бутылки федеральными специальными марками, если речь идет об отечественных алкогольных напитках, или акцизными марками, если товар зарубежного производства. В противном случае продукция считается запрещенной к продаже. Ужесточение правил призвано сократить объемы реализации некачественной алкогольной продукции. В то же время, оно может привести к падению объемов продаж в этом секторе торговли и, как следствие, к росту цен на «правильные» алкогольные напитки.
Впрочем, этим перемены в алкогольной отрасли не ограничиваются. Как передает АНН, в ближайшее время будет введена госмонополия на сырье для алкогольной продукции. Соответствующий законопроект уже подготовлен и скоро будет внесен на рассмотрение Госдумы. Правительство надеется, что с помощью этого шага удастся на 60% сократить число преступлений, совершаемых ежегодно в сфере производства и реализации алкогольной продукции. Остается только надеется, что оно не ошибется в своих прогнозах, и планируемые реформы в отрасли не приведут к ее параличу. Потому, что хорошо известно, какими социальными и политическими потрясениями чреваты в России перебои с поставкой и продажей алкоголя.
.........
А россияне готовятся к взлету цен на «ширпотреб»
Иногда, как показали события последних двух недель, власти не столько борются с инфляцией, сколько способствуют росту ее показателей. Так, например, Минэкономразвития РФ намерен с 1 января 2007 г. снизить стоимостную норму беспошлинного ввоза товаров в Россию с 65 до 15 тыс. руб. В результате с российских прилавков может исчезнуть дешевый ширпотреб, что неизбежно приведет к росту цен на оставшиеся товары, как российского, так и иностранного производства. Подсчитать эту «инфляционную составляющую» не представляется возможным. Но то, что в случае реализации негативного сценария развития событий, она может нарушить планы правительства, очевидно.
Аналитическая группа АНН