Аналитический клуб

Исторический Клуб => Русская история => Тема начата: vlyerm от 12 Сентябрь 2011, 19:23:49

Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vlyerm от 12 Сентябрь 2011, 19:23:49
http://ttolk.ru/?p=6687

Исследование Владимира Безгина, доктора исторических наук, профессора кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета, описывает санитарно-гигиенические условия крестьянского быта конца XIX – начала ХХ века. (Опубликовано в сборнике «Российский крестьянин в годы войн и мирные годы (XVIII – XX вв. Сб. труд. участ. науч. конф. (Тамбов, 10 июня 2010 г.) Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ. 2010. С. 23 – 31. Исследование подготовлено при финансовой поддержке American Council of Learned Societies (ACLS), Short-term Grant 2009).

«Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». В 1892 году в селе Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались «по-черному» и 91 «по-белому». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах переполнен миазмами и чрезвычайно сильно нагрет.

Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее дети и больные члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли. О санитарных требованиях русские крестьяне имели смутное представление.

Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи.

О чистоте постелей в сельских избах можно говорить только относительно. Часто постелью служил «соломенник», т.е. мешок набитый ржаной или яровой соломой. Солома эта не менялась иногда по целому году, в нее набиралась масса пыли и грязи, заводились клопы. Почти не было постельного белья, лишь подушки иногда одевались в наволочки, да не всегда были подушки. Простыню заменяло рядно, домотканая подстилка, а одеяло не знало никаких пододеяльников.

Не было в сельском быту и надлежащей гигиены питания. Пищу в крестьянских семьях, как правило, употребляли из общей посуды, столовых приборов практически не знали, пили из кружек по очереди. Посуду крестьяне после приема пищи не мыли, а только ополаскивали ее в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом посуда мылась не более одного – двух раз в год.

…А в ряде сел и уборных не было. Так в воронежских селах отхожих мест не устраивали, а «человеческие экскременты были рассеяны по полям, на дворах, задворках и пожирались свиньями, собаками, курами».

Этнографические источники конца XX века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох. Можно сделать вывод о том, что они являлись неизменными спутниками сельского быта. Головная вошь – обычный спутник всего населения; особенно их много водится на детях. Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов. В путевых заметках А.Н. Минха, находим следующее наблюдение автора о любимом занятии крестьянок одного из сел: «Баба деревянным гребнем, употребляемым для расчески льна, роется в голове другой, а частое щелканье доказывает изобилие насекомым в волосах наших русских женщин».

В летнюю пору крестьян одолевали блохи, даже Петров пост мужики называли блошиным постом. В это период в вологодских деревнях можно было наблюдать такую картину: «В избе сидели мужик и баба, совершенно голые, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, – так принято и ничего здесь нет предосудительного».

Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. По сведениям А.И. Шингарева, в начале ХХ века бань в с. Моховатке имелось всего 2 на 36 семейств, а в соседнем Ново‑Животинном – одна на 10 семейств. Большинство воронежских крестьян, по подсчетам автора, мылись раз – два в месяц в избе в лотках или просто на соломе.

Отсутствие личной гигиены являлось причиной распространения большинства инфекционных заболеваний в русском селе. Исследователь дореволюционной поры Н. Бржеский на основе изучения быта крестьян черноземных губерний пришел к выводу о том, что «плохое качество воды и решительное равнодушие к содержанию себя в чистоте становится причиной распространения заразных заболеваний». Да и могло ли быть иначе, когда ели из одной миски, пили из одной кружки, утирались одним полотенцем, пользовались чужим бельем. Объясняя причину широкого распространения сифилиса в деревне, врач Г. Герценштейн указывал, что «болезнь распространяется не половым путем, а передается при повседневных общежительских отношениях здоровых и больных членов семьи, соседей и захожих людей. Общая миска, ложка, невинный поцелуй ребенка распространяли заразу все дальше и дальше…». Большинство исследователей, как прошлого, так и настоящего солидарны в том, что основной формой заражения и распространения сифилиса в русском селе являлась бытовая, вследствие несоблюдения населением элементарных правил гигиены.

Пищу грудных детей составляла молоко из рожка, с надетой гуттаперчевой соской, нередкой коровьей титькой, а также жовка, все это содержалось в крайней нечистоте. В страдную пору с грязным вонючим рожком ребенка оставляли на весь день под присмотром малолетних нянек. В воззвании д-ра В.П. Никитенко «О борьбе с детской смертностью в России» указывалась основная причина смерти младенцев, как в Центральной России, так и в Сибири: «Ни еврейки, ни татарки не заменяют собственного молока соской, это исключительно русский обычай и один из самых гибельных. По общему свидетельству, отказ от кормления младенца грудью – главная причина их вымирания». Отсутствие грудного молока в питании младенцев делало их уязвимыми для кишечных инфекций, особенно распространенных в летнюю пору. Большинство детей в возрасте до года умирали в русском селе по причине диареи».

Великий писатель Максим Горький в своём письме «О русском крестьянстве» так описывал их мысли по отношению к городу, то есть европейской цивилизации: «И в заключение, после длительной, жестокой критики городских «забавок», бородатый мужик сказал, вздыхая: – Если бы революцию мы сами делали, – давно бы на земле тихо стало и порядок был бы… Иногда отношение к горожанам выражается в такой простой, но радикальной форме: – Срезать надо с земли всех образованных, тогда нам, дуракам, легко жить будет, а то – замаяли вы нас!» «Теперь можно с уверенностью сказать, что, ценою гибели интеллигенции и рабочего класса, русское крестьянство ожило», – заключает Горький.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Мамай от 12 Сентябрь 2011, 20:01:59
А.Никонов "История отмороженных" (М., 2008). Часть 6, Глава 1

"Что же такого есть в русском крестьянском быте, что сделало русских русскими - ленивыми, необязательными, безответственными раздолбаями? Касательно подробностей российского бытия я в свое время подробнейшим образом консультировался у одного и лучших специалистов в этой области - профессора исторического факультета МГУ Леонида Милова, который всю жизнь занимается крестьянским бытом.
...

- Россия очень холодная страна с плохими почвами, поэтому здесь живут именно такие люди, а не иные. В Европе сельскохозяйственный период десять месяцев, а в России пять... Разница - в два раза. В Европе не работают в поле только в декабре и в январе. В ноябре, например, можно сеять озимую пшеницу, об этом знали английские агрономы еще в XVIII веке. В феврале проводить другие работы. Так вот, если просчитать, то получится, что русский крестьянин имеет на пашенные работы, кроме обмолота зерна, 100 дней. И 30 дней уходит на сенокос. Что получается? А то, что он жилы рвет и еле управляется. Глава семьи из 4х человек (однотягловый крестьянин) успевает вспахать две с половиной десятины. В Европе - в 2 раза больше.
О том, что в России беспашенный период длится 7 месяцев, писали в государственных документах еще в XVIII веке. Понимали проблему... Средний урожай при тех орудиях труда был сам-три. То есть из одного зернышка вырастало три. Из 12 пудов - 36. Минус одно зерно из трех на семена, получается 24 пуда - чистый сбор с десятины. С 2,5 десятин - 60 пудов. Это на семью из 4х человек. А семья из четырех человек, учитывая, что дети и женщины едят меньше, равна 2,8 взрослого. При том, что годовая норма потребления - 24 пуда на человека. То есть нужно без малого 70 пудов. А есть только 60. Причем из них нужно вычесть часть для прокорма скота - овес лошади, подсыпка корове. И вместо 24, положенных по биологической норме, россиянин потереблял 12-15-16 пудов. 1500 ккал/в сутки вместо положенных организму 3000.

Вот вам средняя Россия - страна, где хлеба всегда не хватало. Где жизнь была всегда на пределе возможности. Вечная борьба, вечный страх голода. И при этом страшная работа на износ с привлечением женщин, детей, стариков... А можно ли расширить пашню? Можно, если работать кое-как, на авось. Так и работали. Если в Англии пашут 4-6 раз, доводя землю до "пуховости", то в России до сих пор скверная обработка земли. Хотя изменилась техника - в Европе трактора и в России трактора - но соотношение пахотного времени осталось тем же и результат тот же: в Европе вот такусенького комочка на пашне не найдешь, а в России вот такие булыжники на поле валяются. ..

Вы видели фильм "Председатель"? Помните там душераздирающую сцену, когда бабы поднимают корову на веревках, чтобы она, обессилев, не упала? Это типичная для России картина. К весне коровы и лошади еле стояли. Казалось бы - огромные просторы, поля, перелески, луга. А у крестьянина дефицит сена. Почему? Потому что когда трава полна витаминов, ее только заготавливать и заготавливтаь - у крестьянина нет времени на это. Сенокос по старому стилю начинался с 29 июня и длился до конца июля. А с августа (а иногда и с 20 июля!) уже надо было торопиться жать поспевшую рожь.
Поэтому, несмотря на то что в период сенокоса вся деревня от мала до велика выезжала на косьбу и крестьяне просто жили в полях табором, при тогдашней технике косьбы крестьянин за 30 дней все равно накашивал сена недостаточно. А стойловый период в России от 180 до 212 суток - 7 месяцев... Нужно было заготовить сена по нормам XVIII века примерно 620 пудов. А крестьянин вместе с семьей мог в лучшем случае накосить 300. И так было всегда.
Какой же выход? Скоту давали солому, которая малокалорийна и напрочь лишена витаминов. Но и соломы не хватало! Свиней и коров кормили лошадиным навозом, осыпая его отрубями. Вечной головной болью председателей колхозов и русских помещиков была хроническая бескормица крестьянского скота. Скотина к весне буквально падала, ее подвешивали. И навозу от такой скотины было мало, не говоря уж о молоке. В некоторых губерниях коров держали не для молока, которого они практически не давали, а исключительно из-за навоза. Которого тоже было мало по понятным причинам. Навоз накапливали годами!
Русский скот был чрезвычайно низкого качества. А все попытки помещиков и просвещенных людей из правительства ввезти в Россию хорошие породы из Европы заканчивались одинаково - западные породы быстро вырождались и становились практически неотличимыми от худой русской скотины.
По всем законам при трехпольном севообороте земля каждые три года должна удобряться. А в реальной практике крестьяне удобряли землю примерно раз в 9 лет. Даже поговорка такая была: "добрая земля навоз 9 лет помнит". А были места в России - даже в начале XX века - где удобряли землю раз в 12, 15, 18 лет... О какой урожайности может идти речь?

Но если вы вдруг подумали: "Зато наши крестьяне 7 месяцев в году отдыхали! На печи зимой лежали", то глубоко ошиблись. Зимой работы тоже было невпроворот. Вот пример. Из-за перманентной нищеты русский крестьянин, в отличие от европейского, в сапогах не ходил. Для того чтобы обуть всю семью - 4 человека - в сапоги, крестьянин должен был продать три четверти своего зерна. Это было нереально. Сапоги были просто недоступны. Россия ходила в лаптях. В год крестьянин вынашивал от 50 до 60 пар лаптей. Делали лапти, естественно, зимой, летом некогда было...

- Летом русский крестьянин вставал в третьем-четвертом часу утра, шел на скотный двор - задавать корм, убирать навоз - а потом до обеда работал в поле. После обеда был часовой-полуторачасовой сон. Спать мужики ложились в одиннадцатом часу. Женщины немного позже, поскольку сидели за рукоделием. Зимой режим был практически тот же, с тем только исключением, что ложились спать на час раньше - в десять.
Ну скажите, можно так жить?

Жизнь русского крестьянина не сильно отличалась от жизни первобытного неолитического дикаря. Разве что в худшую сторону... Что представляла собой русская изба, например? Низкое однокомнатное сооружение, крытое соломой. Про отсутствие потолка мы уже сказали. Пол зачастую был земляным. Входная дверь - редко выше метра, а иногда встречались двери и по пол-метра! Типичная русская изба до XIX века топилась по-черному. Окон в этом странном сооружении не было. Дым выходил в так называемые волоковые оконца размером с пол-бревна. В одной "комнате" спали вповалку на лавках и полатях 8-10 человек. Здесь же находилась скотина - куры, свиньи, телята...
Крестьяне топили печь с утра. К трем-четырем часам дня она сильно нагревалась, и весь вечер стоялa дикая жара. Порой среди ночи, спасаясь от невыносимой духоты, мужики выскакивали на мороз с грудью нараспашку - охолонуть. Отсюда, кстати, и многочисленные болезни, простуды со смертельным исходом. Зато под утро изба выстывала настолько, что у спящих примерзали бороды к полатям. А поскольку изба топилась по-черному, везде висела черная бахрома из сажи.
А запах!...

Когда Петр I начинал свои реформы, в России было 6% некрестьянского населения. Только шесть! Потому что живущее впроголодь крестьянство большее количество иждивенцев прокормить при здешнем климате просто не могло. И из этих шести процентов формировалось монашество, дворянство, армия, чиновничество, наука... Удивительно неэффективная страна!"

Отупляющий ежедневный труд, не приносящий однако сколько-нибудь значимых плодов и не сулящий перспектив; черный беспросветный быт; жизнь на грани постоянного голода; абсолютная зависимость от погодных условий не могли не сказаться на формировании русского психотипа.

Сколько бы ты ни работал, все равно все в руках Божьих, захочет - даст, не захочет - сдохнешь. Работай, не работай - от тебя почти ничего не зависит. Отсюда в русских эта вечная зависимость от "решений свыше". Отсюда доходящая до мракобесия суеверность и вечный расчет на "авось". И по сию пору основными богами после Христа для россиянина остаются Великий Господь Авось и брат его Небось.

Все жизненное время русского человека, кроме сна, с самого детства уходило на простое физическое выживание. Беременные бабы горбатятся в поле до последнего и там же рожают. Не зря в русском языке слова "страда" и "страдания" имеют один корень... Живущий в вечном экстремуме человек, у которого вымирает до половины родившихся детей, перестает ценить и чужую, и собственную жизнь. Которой все равно не он, а Бог распоряжается.
Отсюда и отношение к детям - совершенно потребительское. Дети - вещь для подмоги по хозяйству. ..

...Детей у нас заводят не ради самих детей, а "чтобы было кому стакан воды в старости подать". "Дети - наше богатство", - самый ужасный, самый потребительский лозунг, придуманный советской властью, словно вытащен из крестьянской России XVIII века. Тогда дети действительно считались богатством, потому что с 7 лет их можно было впрячь в работу. До 15 лет мальчик нес полтягла, а с 16 - уже полное тягло, то есть работал как мужик. Малые дети - обуза, лишние рты...
Отсюда и поговорка: "Дай бог скотину с приплодцем, а детей - с приморцем"
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: tx3 от 12 Сентябрь 2011, 22:16:19
Про блох, может, и соглашусь. Хотя и маловероятно. Постелей нет. Соломенный тюфяк поменять - пять минут работы. Одеяло - в баню на прожарку. Хотя, конечно, пол земляной. Могла блоха и сохранится.
А вот про головную вошь - не верю. Баня даже два раза в месяц -это не мало. В принципе - раз в 10 дней достаточно.
Бытовой сифилис - это нечто. Даже не комментирую.
"Посуда только ополаскивалась водой". А как её ещё мыть? И что значит "два раза в год мылась по настоящему"? В посудомоечной машине?
В общем, это злобный поклеп буржуинов!
Вот про нормы питания -верю. Почти. Кроме хлеба есть ещё немного продуктов у селянина. Но в основном верю. Если говорить о центральных областях России.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Евгений_Витальевич от 13 Сентябрь 2011, 01:05:30
http://ttolk.ru/?p=6687
 Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов.


У нашей воспиталки в детсаду была такая привычка
С деревни вывезла... в середине уже XX ВЕКА
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Merrlin от 13 Сентябрь 2011, 07:51:20
http://ttolk.ru/?p=6687
 Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов.


У нашей воспиталки в детсаду была такая привычка
С деревни вывезла... в середине уже XX ВЕКА

Скорей не привычка, а обязанность. В нашем детсаду было то-же самое. А в школе этим занималась медсестра. Раз в полгода всю школу обследовала.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 13 Сентябрь 2011, 08:12:41
http://ttolk.ru/?p=6687
 Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов.


У нашей воспиталки в детсаду была такая привычка
С деревни вывезла... в середине уже XX ВЕКА

Скорей не привычка, а обязанность. В нашем детсаду было то-же самое. А в школе этим занималась медсестра. Раз в полгода всю школу обследовала.

И сейчас тоже ищут. Профилактика. В западных странах детей тоже на вшей проверяют.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vitalik82 от 13 Сентябрь 2011, 17:24:12
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Евгений_Витальевич от 13 Сентябрь 2011, 17:37:39
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 13 Сентябрь 2011, 18:44:43
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vlyerm от 13 Сентябрь 2011, 20:38:39
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

В начале ХХ века?
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Dimitry-188 от 13 Сентябрь 2011, 22:21:04
Цитировать
В зимнее время воздух в избах переполнен миазмами и чрезвычайно сильно нагрет.

Даже в 19 веке даже в дворянских домах форточек, как правило, не было. Боялись простыть.
И зимой топили очень сильно. С непривычки горожане сильно удивлялись.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 14 Сентябрь 2011, 06:11:18
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

В начале ХХ века?

То, что руссие отстают от Европы на сотню или две лет, так это не новость. Кроме того крестьяне сильно обнищали во времена Столыпинских(Витте) реформ. По крайней мере голодоморов раньше не было. А вообще эти опусы похожи на современную антипропаганду советского времени. Ведь и сытые 70 годы можно описать так, что жители нищей Эфиопии ужаснутся. В этом же и есть суть пропаганды, вызывать нужные эмоции. Лучше почитать Гиляровского. Для противовеса этому. Там все не так плохо выглядит.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Евгений_Витальевич от 14 Сентябрь 2011, 10:01:45
Лучше почитать Гиляровского. Для противовеса этому. Там все не так плохо выглядит.

Особенно жизнь на Хитровке  ;)
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 14 Сентябрь 2011, 15:22:46
  Ну хорошо. Россия вплоть до революции была вся в дерьме. Но при этом непонятно, как  умудрились Сибирь освоить, как сеть железных дорог построили, на которых страна до сих пор держится. Воевать не умели, но все свои самые главные войны выиграли. урожая не хватало даже на четырёх человек, а плодились быстрей чем в Африке. Промышленный рост был колоссальным, флот создали, наука была, литераторов с композиторами наплодили - не чета нынешним.
  Эти статьи на самом деле похожи на завывания Сванидзе, только наоборот. Он тоже любит попиздеть, как при Столыпине крестьяне себе автомобили покупали телефоны, самолеты. И ведь по фактам-то он прав. Действительно какие-то удачливые кулаки покупали. Но общая картина- лживая. Потому-что факты слишком тщательно подобраны. И здесь тоже самое.
  Это как советские журналисты найдут в Америке какого-нибудь безработного негра и давай репортажи снимать для советских людей про то как злые капиталюги трудящихся увольняют. А вот про велфер, который был больше советской зарплаты почему то молчёк. Или как тебе капиталюги за свои деньги школы и больницы строят - тоже молчёк.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 14 Сентябрь 2011, 15:25:52
Сейчас тоже можно по московским бомжатникам и притонам походить, поснимать там алкашей с наркоманами, а потом пустить репортаж: смотрите мол как москвичи живут.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: yiri_a от 14 Сентябрь 2011, 17:54:31
tx3 про вшей. к моей маме, она в1957 в городе на заводе работала, из деревни сестра младшая приехала. И у сестры на голове ,через пробор в волосах , воши туда сюда бегали. Она конечно меры приняла, но факт хорошо запомнила.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: yiri_a от 14 Сентябрь 2011, 18:02:10
Сейчас тоже можно по московским бомжатникам и притонам походить, поснимать там алкашей с наркоманами, а потом пустить репортаж: смотрите мол как москвичи живут.
Не про бомжей сдесь. Мой дед не ленился. да только, в новгородской области земли такие. Что прежде чем посадить, весной, нужно сначала урожай из камней собрать. И стоят кучи рядом с полями как символ труда. А урожаи с гулькин нос. И коров действительно на ремни подвешивали. А когда корову зарезали, то мясо на студень похоже было.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Flammar от 14 Сентябрь 2011, 21:22:11
Лучше почитать Гиляровского. Для противовеса этому. Там все не так плохо выглядит.

Особенно жизнь на Хитровке  ;)
То-то Галковский писал, что было всё сильно иерархично по уровню жизни: переехал из деревни в уездный город - небо и земля, переехал из уездного в губернский - небо и земля, переехал из губернского в столицы - небо и земля.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: tx3 от 15 Сентябрь 2011, 01:55:37
Не поленился и посмотрел я немного санитарные отчеты по Российской империи.
Нашел, кстати, откуда этот Безгин тамбовский (автор первой статьи) почти полностью передрал свое "исследование". Это скопипастенный отчет "Шингарев А.И. Вымирающая деревня: Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда." http://ibyu.narod.ru/vimirder.html   Который, похоже, то же не сам по селам ездил, а удачно накопипиздил материал из нескольких санитарных отчетов перед земством и губернией. Плюс добавил много собственных вольных трактовок. Как видно уже из названия этой работы и библиографии Шинглера -дядя был ещё тот писатель. И цель его творчества видна очень четко. Это по цитируемой статье. Мое заключение осталось прежним - сказка.

Теперь о вшах. Если вши были буквально поголовно, то обязан был быть и сыпной тиф. С учетом резистентности и т.д., заболеваемость по губернии должна быть по несколько тысяч случаев в год. Но такого нет. Вот отчет по Московской губернии
Главные эпидемические формы по годам. Абсолютные числа.
   1885 г.   1886 г.   1887 г.   1888 г.   1889 г.   1890 г.   1891 г.   1892 г.   1893 г.   1894 г.   Итого
                                 
Тиф сыпной   —   1   20   2   33   32   28   76   19   7   218
« возвратный   121   26   9   6   9   4   2   2   2   27   208
« брюшной   1   5   19   11   84   127   154   94   114   133   742
« без означ. фор.   22   3   32   90   37   58   59   12   52   51   416
Все формы тифа    144   35   80   100   163   221   243   184   187   218   1584
Грипп   3   158   18   58   1706   289   5518   2809   6795   4006   21360
Азиатская холера   —   —   —   —   —   —   —   —   450   —   450
http://bogorodsk-noginsk.ru/stena/52_dvigenie.html

Почему такие цифры? Я не могу этого понять. объясните, пожалуйста.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Евгений_Витальевич от 15 Сентябрь 2011, 03:33:46
То-то Галковский писал, что было всё сильно иерархично по уровню жизни: переехал из деревни в уездный город - небо и земля, переехал из уездного в губернский - небо и земля, переехал из губернского в столицы - небо и земля.

Да и сейчас то же самое
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Мамай от 15 Сентябрь 2011, 05:55:09
Теперь о вшах. Если вши были буквально поголовно, то обязан был быть и сыпной тиф.

Сыпной тиф переносит платяная вошь. Головные вши - это практически симбиоты человека, им экологически невыгодно переносить такие инфекции.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Flammar от 15 Сентябрь 2011, 09:25:48
Теперь о вшах. Если вши были буквально поголовно, то обязан был быть и сыпной тиф.

Сыпной тиф переносит платяная вошь. Головные вши - это практически симбиоты человека, им экологически невыгодно переносить такие инфекции.
У одноклассницы моей второй жены были вши. В 80-х годах. В деревню летом удачно съездила.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Merrlin от 15 Сентябрь 2011, 09:52:47
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

В начале ХХ века?

Жизнь и быт в Париже начала 20-го века неплохо описаны у Хемингуэя: канализации не было, уборная во дворе, топили дровами в плохеньких каминах (описание жизни в многоквартирном многоэтажном доме). Про мытье не помню, но уж точно не ежедневно.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Отец русской нетократии от 15 Сентябрь 2011, 10:52:40
у нас сейчас так полсимферополя еще обитает - частный сектор, халупы с высотой потолков 2,2 метра, газа нет, удобства на улице, раньше просто на это внимания не обращал
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Евгений_Витальевич от 15 Сентябрь 2011, 14:23:18
у нас сейчас так полсимферополя еще обитает - частный сектор, халупы с высотой потолков 2,2 метра, газа нет, удобства на улице, раньше просто на это внимания не обращал

Симферопль  -Париж XXI века!  :P
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vicsel5 от 15 Сентябрь 2011, 17:48:55
У культурных немцев в войну тоже вши были. Дед рассказывал как они фашистам носили им в дома обычную полынь чтоб на ней спать. Способ от вшей известный и вряд ли его не знали древние русские крестьяне.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Мамай от 15 Сентябрь 2011, 17:51:33
Вши на войне - обычное дело. В походе особо гигиену не соблюдешь.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Merrlin от 15 Сентябрь 2011, 18:42:44
У культурных немцев в войну тоже вши были. Дед рассказывал как они фашистам носили им в дома обычную полынь чтоб на ней спать. Способ от вшей известный и вряд ли его не знали древние русские крестьяне.

Насколько я знаю, полынь использовали от блох. От вшей она не помогает.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Dj Sparcle от 17 Сентябрь 2011, 16:08:01
у нас сейчас так полсимферополя еще обитает - частный сектор, халупы с высотой потолков 2,2 метра, газа нет, удобства на улице, раньше просто на это внимания не обращал

Я бурчу что мне газ не подводят...роскошно живу, однако!
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Dimitry-188 от 17 Сентябрь 2011, 21:39:43
По крайней мере голодоморов раньше не было.

Голодоморов было полно.
СМИ были не такими дотошными...
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Dj Sparcle от 17 Сентябрь 2011, 22:31:52
В журнале Наука и жизнь были даже выкладки по голодоморам.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Токатезука от 04 Октябрь 2011, 14:27:54
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 04 Октябрь 2011, 15:59:10
По крайней мере голодоморов раньше не было.

Голодоморов было полно.
СМИ были не такими дотошными...

Голодоморы не были такими массовыми. Миллионами начали умирать только после начала реформ Витте и Сталыпина. Интересно что либерасты про это молчат.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 04 Октябрь 2011, 16:03:19
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...

Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Мамай от 04 Октябрь 2011, 20:30:43
Был такой православнутый философ из Алматы Владлен Берденников. 15 лет назад он писал про то, что "русский народ погубила отмена крепостного права".
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vlyerm от 04 Октябрь 2011, 22:23:52
Голодоморы в РИ начались со строительства железных дорог локально и массово после отмены крепостного права 

До отмены голода не было?
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Orest от 05 Октябрь 2011, 10:35:56
Голодоморы в РИ начались со строительства железных дорог локально и массово после отмены крепостного права 

До отмены голода не было?

была система прод складов и обязательного резервирования продовольствия на случай неурожая или природных катаклизмов
у помещиков была обязанность кормить своих крестьян во время неурожая и голодные годы
те голод который случался до 50х годов 19 века был именно природным явлением и существовали достаточно эффективные механизмы резервирования продовольствия и наказания виновных 


А наказания за что ? За засуху, мокроту , недород, заморозки и прочие явления природы, влиявшие на урожайность ? Или наказания виновных за все сразу ? Если так, то это очень даже по русски....
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Токатезука от 06 Октябрь 2011, 14:09:19
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...

Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Делать вывод по американским фильмам? Это сильно....
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 06 Октябрь 2011, 18:29:48
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.
Где как
в западной Европе уже было по-другому
Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.
Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...
Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Делать вывод по американским фильмам? Это сильно....
  Не нужно смущаться при слове Голливуд.
 Кино часть культуры нации и по нему эта культура прекрасно изучается. Особенно если обращать внимание на мелочи и второстепенные вещи.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: tx3 от 06 Октябрь 2011, 19:58:33
Был такой православнутый философ из Алматы Владлен Берденников. 15 лет назад он писал про то, что "русский народ погубила отмена крепостного права".

сам период крепостного права 1762-1861 один большой кошмар для русского народа 
С каких делов?
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Токатезука от 07 Октябрь 2011, 10:14:53
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.
Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.
Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...
Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Делать вывод по американским фильмам? Это сильно....
  Не нужно смущаться при слове Голливуд.
 Кино часть культуры нации и по нему эта культура прекрасно изучается. Особенно если обращать внимание на мелочи и второстепенные вещи.
На моей памяти еще ни один Голливудский фильм не отличался достоверностью сценария... Ради Экшена они готовы перевернуть реальность... Вспомните Шерлока Холмса... Битву Титанов...
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Отец русской нетократии от 07 Октябрь 2011, 19:10:07
Шерлок Холмс - фильм зачетный с элементами РМ
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Мамай от 07 Октябрь 2011, 19:46:40
На моей памяти еще ни один Голливудский фильм не отличался достоверностью сценария... Ради Экшена они готовы перевернуть реальность... Вспомните Шерлока Холмса... Битву Титанов...

Какую реальность можно перевернуть по мотивам фантазий викторианского джентльмена или мифов древней Греции?
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Токатезука от 10 Октябрь 2011, 11:03:48
На моей памяти еще ни один Голливудский фильм не отличался достоверностью сценария... Ради Экшена они готовы перевернуть реальность... Вспомните Шерлока Холмса... Битву Титанов...

Какую реальность можно перевернуть по мотивам фантазий викторианского джентльмена или мифов древней Греции?
Можно, еще как можно... Шерлок Холмс, это литературное произведение, и если сценарист может изменить содержание этого произведения для большего эффекта, то что мешает ему подредактировать труды историков, исторические рукописи и т.д?
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Токатезука от 11 Октябрь 2011, 10:04:26
труды историков, исторические рукописи и т.д?

это такие же заказные литературные произведения, только заказчика волнует не коммерческий успех, а идеологическая обработка читателей
пока наконец к этому привыкнуть 
То есть, по вашей логике - верить нельзя никому и мы можем лишь строить домыслы, а как же было на самом деле... Зачем тогда вообще изучать Историю, если в ней все заведомо ложно?
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Мамай от 19 Октябрь 2011, 06:53:56
1. Самая большая кочевая армия не более 40 тысяч бойцов была. И то, передвигалась частями и по разным маршрутам, поскольку на одну саблю 3-4 лошади приходились, которых надо было в пути чем-то кормить и чем-то поить.

2. Современная Монголия населена людьми, которые к монголам Чингисхана имеют еще меньше отношения, чем румыны к древним римлянам.
Название: Re: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: ростовец от 12 Декабрь 2011, 10:50:25
Представляется важным рассмотреть данные составляющие у «капиталистых» крестьян - торговцев и огородников Ростовского уезда Ярославской губернии. Ключевыми, на наш взгляд, факторами, оказавшими воздействие на формирование их менталитета, были: аграрное перенаселение Ростовского уезда; развитие промыслов; православие; государственная политика по отношению к крестьянскому сословию; разнообразное отношение к нему различных социальных слоев; социокультурная среда города. По мысли Ф.Я. Никольского «нужда…», заставила крестьян искать действительных средств к существованию, заняться торговлей и промыслами, привела их в города . Созданию и проявлению у ростовских огородников специфического, отличного от традиционного для российского крестьянства менталитета также весьма способствовал просвещенный патронаж их помещиков .
В середине XIX в. И.И. Хранилов писал, что благодаря широкому развитию торговли и промышленности большая часть селений Ростовского уезда отличалась многолюдством, богатством, высокой грамотностью и удобством жилища. В числе заслуживавших особого внимания населенных пунктов, он выделял г. Петровск, Борисоглебские слободы, села Вощажниково, Поречье-Рыбное, Угодичи и Воржу .
Существенным фактором, определяющим развитие материальной культуры ростовских огородников, являлось городское влияние. Уже в топографическом описании Ярославской губернии 1798 г. отмечается, что крестьяне «…живущие близ городов и часто бывающие в оных празднолюбивее отдаленных и привыкают к излишествам» . Отхожие промыслы были важным социально-экономическим явлением в истории верхневолжского региона, способствовали модернизации, демократизации и эмансипации крестьянского общества, вели к определенной трансформации не только социально-экономических, но и культурологических процессов, повышению уровня крестьянского сознания . А.А. Титов, приводит известную характеристику ярославского крестьянина, данную Артемьевым: «Вращаясь между людей всех классов и по преимуществу в столицах, он (ярославец – А.Т.) усвоил себе манеру общения, вежливую, вкрадчивую, то льстивую и уклончивую, то самоуверенную, подзадоривающую и вызывающую…» и отмечает, что «эта характеристика ярославца вообще применима и к ростовцу в частности» .
Материальная культура крестьян ростовских приозерных торгово-промышленных сел значительно отличалась от деревенской культуры тех районов уезда, где крестьяне занимались традиционным полевым земледелием. По числу жителей и внешнему облику данные селения превосходили многие уездные города страны . Вслед за городами, нередко возникавшими из сёл, особенно в ходе административной реформы 1775 - 1785 гг. в крупных ростовских приозерных селах, распоряжениями губернских, уездных властей и просвещенных помещиков, принимались специальные меры, чтобы придать селениям соответствующий «городской» вид . По утверждённым помещиками планам осуществлялась перепланировка : создавались правильной формы кварталы, обустраивалась центральные площади, получавшие постоянные для локального торгового центра атрибуты в виде соборов, храмовых комплексов, общественных - административных зданий вотчинных правлений, торговых рядов, пожарных депо с каланчой, школ, обсадки улиц деревьями, их мощение . Улицы, прилегающие к центру, лучшие участки «красных посадов» отводились под застройку домов наиболее состоятельных крестьян . Так, во второй четверти XIX в. с. Поречье, по свидетельству современников, приобрело вид «красивого богатого города с широкими мощеными улицами» .
В топографическом описании Ярославской губернии 1798 г. отмечается, что строение домов у жителей Ростовского уезда гораздо лучше, чем в других округах . В конце XVIII в. в Поречье характерным типом гражданской застройки, как в Голландии, стал так называемый «дом в ряду», активно использовались развитые «городские» архитектурные формы жилых домов: двухэтажные деревянные и каменные пятистенки, имевшие как правило, проездную арку с улицы в деревянный двухэтажный двор . В середине XIX в. «…крыши у домов каменных почти все железные, а деревянные все под тесовою кровлею, крутою, высокою, пирамидальной формы, соломенных кровель нет даже и на дворах…» .
Вследствие малоземелья, на ограниченном пространстве застройка улиц была очень плотной «дом к дому». Однако, через каждые 4 - 8 домов, согласно «Повелениям», а затем «Уложению» графа В.Г. Орлова, следовал довольно широкий проулок - пожарный проезд, разделяя улицу на жилые блоки, в которых часто жили дальние родственники . Зажиточные крестьяне стремились подчеркнуть свой достаток размерами дома и богатым его украшением в современном архитектурном стиле, имелись дома «…с колоннами и фронтонами времен Александра Благословенного и сравнительно немного зданий с фасадами без всяких украшений» . Членение внутреннего пространства жилых помещений, с несколькими чистыми горницами с изразцовыми голландской печью и лежанками, было сложным. Дом мог иметь следующие «покои»: прихожую, гостиную, залу, спальные горницы, кухню .
В вотчинной документации также перечисляются бытовые и хозяйственные постройки, среди которых: коридоры или «мосты», чердаки, чуланы для хранения «домашнего скарба», «мучные», каменные бани, где не только парились, но и сушили травы, горох и цикорий, специальные каменные и деревянные цикорные сушильни или «риги», теплицы и парники, колодцы и пруды, гряды с товаром на огородных участках, сады, сально-свечные заводы, кузницы и торговые лавки с надлежащим оборудованием. Порой упомянут и домашний скот – одна или две коровы, места их стоянки во дворах – «остаи» и др.
Описания интерьеров крестьянских домов - важный показатель уровня материальной культуры. Отделка поверхности стен шпалерой, разнообразие мебели и предметов утвари, собрание икон, портреты, картины, небольшие библиотеки, широкое использование свечного освещения, термометр, чистота и порядок в домах - по этим характеристикам быт ростовских огородников отличался от быта, сохранявшегося у хлебопашцев . Позитивную роль в ускорении процесса развития материальной культуры сыграли вотчинное патронирование, направленное также на использование крестьянами более совершенных методов строительства и деятельность сельской общины, в поле зрения которой находилось внутреннее состояние домов . Подчеркнем отсутствие или минимальное число в приозерных селениях курных изб, широкое применение бань для помывки вместо печей; страхования строений; использование лошадей в большей степени или только в качестве транспортного средства - по-городскому; развитие ремесленного, мелкого и среднего промышленного производства, кредитной системы и найма рабочей силы .
Откуда: Морозов А.Г. О материальной культуре и менталитете ростовских огородников в конце XVIII - первой половине XIX в. // История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции в ГМЗ "Ростовский кремль". ИКРЗ 2010. Ростов, 2011. С. 110-112.
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: vasil от 05 Июнь 2013, 14:46:13

http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/02-06-2013/1159076-holiday-0/

Он до смерти работает, до полусмерти пьет


Известен непонятно, кем сотворенный миф о природной лени русского человека. Между тем, не было в страду большего трудяги, чем русский крестьянин. Да и после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Почему же живучи искаженные представления о природе русского человека? Попробуем найти причины, заглянув в церковные святцы.

Начнем мы, однако, с исторического факта — вопиющей бедности русской деревни, которую советские историки объясняли ни чем иным, как жестоким крепостным правом. Однако причиной низкой урожайности всегда была нехватка времени на тщательную обработку земли из-за очень короткого цикла сельскохозяйственных работ — 125-130 рабочих дней. Времени не хватало и на заготовку корма для скота. А вместе с очень длительным периодом стойлового его содержания это вело к низкой продуктивности скотоводства (Россия не Франция, где пасли даже свиней!) и как следствие — к острой нехватке удобрений.

Следует учитывать, что кроме пресловутой "эксплуатации" большое влияние на историческое развитие России оказывал и продолжает оказывать климатический фактор. В Европе колебания температуры составляют до 10-20 градусов в год, в России они колеблются от 35 до 40. Более теплый климат позволял европейцам большую часть года заниматься сельским хозяйством и приучаться к систематическому труду. Не было необходимости спешить ни с севом, ни с уборкой, тогда как в России из-за короткой весны, переходящей в жаркое лето, от скорости засева зависел урожай — "день год

Лето — это период предельного напряжения сил. А затем, в течение 5-6 месяцев длительный период неторопливого пассивного труда. Находясь в жестком цейтноте, русский земледелец должен был за 21-25 рабочих дней реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях занял бы дней 40 никак не меньше. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, труда ночью и днем, с использованием всех резервов семьи (труда детей, стариков и женщин на мужской работе). Однако это отнюдь не означало, что российский крестьянин при этом даже в страдную пору не имел времени на отдых, и точно также обстояло дело и с трудом российских фабричных рабочих.

В свое время нам говорили о том, каким благом для них оказался восьмичасовой рабочий день, как, мол, они за него неистово боролись. Однако прежде чем говорить о нем, как об огромном завоевании Великого Октября есть смысл взять святцы и календарь, да и посчитать: а, сколько у нас в России до революции было праздников и соответственно нерабочих дней в году?

Наверное, вам приходилось слышать на уроках отечественной истории в школе о том, что к нерабочим дням в России того времени относилось воскресенье, потом тезоименитство государя-императора, Рождество, Пасха. Но, люди, мол, все равно работали по 10-15 часов и в ужасных условиях. А уж как тяжко трудились крестьяне, можно и не говорить!

Все это так, но если взять и посчитать праздничные и нерабочие дни хотя бы по святцам, то нетрудно узнать, что накануне отмены крепостного права в 1861 году рабочее время крестьянина составляло всего 38 процентов от общего времени, а нерабочее — 62 процента! То есть при царе-батюшке и помещиках-крепостниках люди больше отдыхали, чем работали, так как кроме воскресных было еще и исключительно много праздничных дней, когда работать строго-настрого запрещалось.

Количество воскресений в году, понятное дело, увеличиться не могло, зато праздники множились непрерывно! Так что уже в 1902 году нерабочих дней в году было 258, а праздничных из них — 123! И шестнадцатичасовой рабочий день на фабриках был нормой прежде всего потому, что, а когда же тогда было вообще работать? И если бы в 1913-м наши крестьяне имели столько же выходных, сколько американские фермеры, то есть 68 вместо 135, а те деньги, что в праздники тратились на выпивку шли бы в их хозяйство, то именно наша страна за считанные годы превратилась бы в мировую сельскохозяйственную державу!

Сегодня мы это понимаем, хотя и не все! Но это понимали люди уже того времени, причем отнюдь не ученые, а что называется от сохи. Так осенью 1906 года газета Харьковские ведомости" напечатала письмо крестьянина К. Блюдникова, бывшего матроса с броненосца "Ретвизан", жившего по окончании службы в селе Беленькое Изюмского уезда. И вот что он писал: "… братья-крестьяне, меньше б вы пили, так были бы в 10 раз богаче!". Однако проблема в том и заключалась, что меньше пить наши крестьяне просто не могли (а как же иначе-то праздновать?), ведь церковные праздники шли буквально один за другим!

Вот, например, 24 июня праздник Ивана Купала под прикрытием дня Иоанна Крестителя. 27 июля у нас чтят святого мученика Пантелеймона, а прежде на Руси в это время отмечали летний солнцеворот — сугубо языческий праздник и, естественно, в этот день никто не работал. Чтили день Святого Кирика (чтобы не стать калекой), Русалии (во искупление младенцев, умерших без крещения), день Святого Фоки (от пожара), день Симеона Столпника (чтобы небо, которое он поддерживает, не упало на землю), день Святого Никиты (от бешенства), Святого Прокопия (против засухи), и опять же Святого Харлампия (против чумы) ну и так далее и тому подобное. Ну и понятно, что обилие праздников было выгодно, прежде всего… сельским попам, да и вообще всем священнослужителям, потому что на праздники люди приносили им подношения, поэтому ни каком сокращении их даже и не помышляли.

В XVII веке известны были случаи, когда бояр знатных родов бросали в застенок только потому, что патриарху довелось узнать, что в праздник такой-то на дворе у такого-то работали холопы! А все почему? Да потому, что "не собирай богатств на земле, но собирай их на небе!", и что "птички Божии не сеют, не жнут, а Господь Бог их питает!".

Православие это не протестантизм с его пропагандой труда, а религия с несколько другой обрядностью! И надо ли удивляться тому, что в полях у русских крестьян бывало, осыпался хлеб, спелую пшеницу побивало градом и мочило дождем, а наши селяне вместо того, чтобы это все убирать свято предавались отдыху и лени, потому что были просто обязаны не работать, а праздновать!


Вячеслав Шпаковский
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: swb от 05 Июнь 2013, 16:30:00
Цитировать
Все это так, но если взять и посчитать праздничные и нерабочие дни хотя бы по святцам, то нетрудно узнать, что накануне отмены крепостного права в 1861 году рабочее время крестьянина составляло всего 38 процентов от общего времени, а нерабочее — 62 процента! То есть при царе-батюшке и помещиках-крепостниках люди больше отдыхали, чем работали, так как кроме воскресных было еще и исключительно много праздничных дней, когда работать строго-настрого запрещалось.

Цитировать
И надо ли удивляться тому, что в полях у русских крестьян бывало, осыпался хлеб, спелую пшеницу побивало градом и мочило дождем, а наши селяне вместо того, чтобы это все убирать свято предавались отдыху и лени, потому что были просто обязаны не работать, а праздновать!

 :D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Ramil от 06 Июнь 2013, 11:04:24
:D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D

Зимовать в доме вместе со скотиной ?
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: yiri_a от 06 Июнь 2013, 11:10:32
:D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D

Зимовать в доме вместе со скотиной ?
Вши божьи посланники. Не дают отлететь душе во время сна.
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: swb от 06 Июнь 2013, 12:20:12
:D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D

Зимовать в доме вместе со скотиной ?

если ты не понял это была ирония  ;)
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Flammar от 08 Июнь 2013, 18:20:55
:D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D

Зимовать в доме вместе со скотиной ?
Спать с козой, как Ельцин в детстве...
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Рина от 05 Август 2014, 14:30:57
"Жизнь Ивана" Ольга Семеновна Тян-Шанская

Как наказывают семи-одиннадцатилетних ребят их родители и за что преимущественно

"Как уже говорилось, за воровство и разные проказы, либо грозящие ушибом самому ребенку, либо убытком в хозяйстве (нечаянный поджег, пролитое молоко, разбитая посуда т.п.), наказывают главным образом битьем (веревкой, хворостиной, крапивой, кулаком, пинками, драньем за уши и за волосы). Иногда не дают в наказанье поесть за обедом или за ужином. Очень небольших ребят (лет четырех) привязывают на несколько часов к столу или к лавке."
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: Bokorez75 от 24 Сентябрь 2018, 16:26:02
53 cекунды. Тверская улица, Москва. Май 1896 год.
Съёмка Шарля Муассона (Charles Moisson) и Франсиса Дублие (Francis Doublier) для Люмьеров.
Коррекция скорости и наложенный звук – Guy Jones: https://www.youtube.com/channel/UCpUBuSn_Io93AMpOSw88afQ


https://www.facebook.com/nakhim.shifrin/posts/10217750074882461?__tn__=-R
Название: New Kriya Yoga Meditation Advice
Отправлено: FrankJScott от 06 Август 2022, 04:06:17
For the person talking about kundalini yoga poses, babaji maharaj images, shakti kriya yoga, kriya yoga youtube, kriya yoga sutras, meditación guiada,  I highly recommend this top rated kriya yoga meditation site (https://forum.kingtowel.com/index.php?topic=118642.new) or kundalini yoga video for beginners, kundalini tantra yoga in practice pdf, shakti kundalini yoga, como practicar kriya yoga, mahavatar babaji mantra, kriya yoga lecciones, not to mention this great kriya yoga meditation details (http://www.byyysc.com/home.php?mod=space&uid=593349) on top of babaji maharaj pandit, kriya yoga book by paramahansa yogananda, Qué es kriya yoga, difference between kriya yoga and sudarshan kriya, swami satyananda saraswati books, babaji kriya yoga in tamil, and don't forget this top rated kriya yoga meditation blog (http://forum.xn----7sbgje3a0a5a0g.xn--p1ai/viewtopic.php?f=6&t=146890) which is also great. Also have a look at this high rated kriya yoga meditation info (http://xn--est85hsx5a650a.xyz/home.php?mod=space&uid=119560) alongside all babaji's kriya hatha yoga pdf, manual de kriyas para instructores de kundalini yoga, kundalini yoga youtube videos, surya kriya kundalini yoga pdf, mahavatar babaji and jesus, kriya yoga exercises, and don't forget this excellent kriya yoga meditation tips (https://beneyoyo.com/view-articles-Updated-Kriya-Yoga-Info-6331/) alongside all iniciación de actividades, yoga mexico beach florida, mahavatar babaji kriya yoga technique, kriya yoga patanjali, bikram yoga en mexico, kriya yoga pdf book free download, and don't forget top rated kriya yoga meditation site (https://forum.sypercoin.org/viewtopic.php?t=50586) which is also worth a look. I also recommend this great kriya yoga meditation link (http://forum.venkatrp.com:/member.php?action=profile&uid=79440) as well as swami sri yukteswar giri cause of death, clases de kundalini yoga, clases de kundalini yoga gratis online, tecnicas kriya yoga pdf, hariharananda kriya yoga technique, kriya hatha yoga de babaji pdf, and don't forget this new kriya yoga meditation link (http://forum.toolkitme.com/member.php?action=profile&uid=1045) alongside all best kriya yoga teacher, swami yogananda yogacharya, mahavatar babaji photo, swami sri yukteswar giri quotes, sudarshan kriya yoga video, clases de yoga para principiantes cerca de mi, on top of great kriya yoga meditation blog (https://vippost.xyz/index.php/topic=48544.new.html) which is also great. Finally, have a look at this useful kriya yoga meditation tips (http://iuctmt.com/home.php?mod=space&uid=65273) for good measure. Check more Excellent Kriya Yoga Meditation Site (http://permitbeijing.com/forum/showthread.php?tid=843374&pid=1459035#pid1459035) 04e7772
Название: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века
Отправлено: denisbeta от 06 Апрель 2023, 10:55:18
ウェブ ページ情報
http://denisyakovlev.ru/
6   ВЕРА ЯРОШИК | VERA YAROSHIK - официальная. Официальный фан блог.