Аналитический клуб
Исторический Клуб => Русская история => Русская история - XX век => Тема начата: vlyerm от 18 Сентябрь 2011, 13:14:20
-
http://rutube.ru/tracks/4796798.html
Хазин:
"В конце 80-х годов СССР произвел примерно 40% невоенных самолетов, которые на тот момент летали в мире. Можно спорить о цифрах, 42% или 35%, но вообщем достаточное количество. И если бы Россия оставила за собой только этот рынок, то с учетом того, что у самолетостроения как у высокотехнологической отрасли мультипликация денег в экономике много выше, чем скажем у нефти, мы бы получили суммарный эффект примерно такой же, как от продажи нефти вот за эти 20 лет.
Главным ударом, который понесли СССР и Россия по итогам начала 90-х годов, это была потеря рынков. Из-за того, что мы потеряли рынки, мы не могли развивать наши, вполне себе на тот момент еще существующие наукоемкие отрасли, потому что вложения в них не окупались".
-
Хазин прав
Даже с учётом того, что советское авиастроение было менее эффективно (народу была занята уйма по сравнению с америкосами), его влияние на экономику и доходность были бы именно такими.
Надо однако учитывать, что возможность иметь собственное авиастроение может только тот, кто имеет возможность контроля рынков, так как отрасль монополизированная, и конкуренция там монополистическая, то бишь силовая.
Кстати, та же картина с атомным судостроением и прочим хайтеком. Чтобы все эти отрасли иметь, надо иметь суверенитет (то есть суверенное правительство, суверенную денежную систему, суверенную силовую структуру)
-
Там либо на яхту Абрамовича нефть качать, либо на поддержание неэффективной отрасли на плаву.
Очень похоже на ситуацию с ЯО, которое еще в 90-ые перестало быть таковым.