Помню, как в студенчестве преподаватель дал нам, будущим математикам, задачу. И вот бросились мы ее решать. Значит, делаем сложные выкладки, исписали кучу бумаги, вычисления - громоздкие и поэтому часто делаем чисто технические ошибки на уровне описок, а это приводит к очевидным глупостям, возвращаемся назад, перепроверяем, и опять идем дальше и так далее и так далее. В общем, преподаватель посмотрел на все это, и за две секунды показал решение. Когда он его написал, реакция была такой: «Вот, блин!», потому что задача решалась просто в полстрочки. И дело тут не в том, что преподаватель применил какой-то нетривиальный подход, ведомый только очень квалифицированным специалистам. Наших знаний второкурсников уже было достаточно. А произошло следующее. В условиях задачи не выполнялся один признак, который являлся НЕОБХОДИМЫМ условием. Приведу пример. Дают человеку геометрическую фигуру и говорят, докажи, что это квадрат. Чтобы фигура называлась квадратом, необходимо чтобы все ее углы равнялись 90 градусов. Но этого НЕДОСТАТОЧНО. Потому что у прямоугольника тоже все углы равны 90 градусов, но это не квадрат. Чтобы доказать, что у нас квадрат, мы должны еще и стороны измерить, если и стороны все равны, и все углы равны 90 градусов, вот тогда это квадрат.
Но вот другая задача, нам дают геометрическую фигуру и просят доказать, что это НЕ квадрат. Если мы покажем, что углы не равны 90 градусов, то мы точно знаем, что это НЕ квадрат. То есть задача упрощается, после этого стороны измерять не надо. Но это детская задача, а на втором курсе физмата двумя действиями мы не ограничились, и корпели над задачей, у которой не выполнялось ОДНО условие, и надо было просто проверить его выполнимость, что и продемонстрировал нам преподаватель.
К чему это я все говорю? А к тому, что хотя история – не точная наука, а исходя из здравого смысла тоже иногда можно применять методы подобные математическим. Вот, например, возьмем японскую историю. Считается, что еще до нашей эры там была самостоятельная государственность. Однако, даже в XIX веке значительная часть государственной документации велась на ДРЕВНЕКИТАЙСКОМ языке. Более того, сейчас в нынешнем японском языке газетных статей порядка 70-80% слов имеют древнекитайское происхождение.
Представьте себе, чтобы сейчас российские газеты писали тексты, на 80% состоящие из английских слов, а документация XIX века у нас шла например на староитальянском? Невозможно. Даже на старославянском это невозможно себе представить.
Можно годами и столетиями вести археологические раскопки, можно до одурения спорить, толковать, перетолковывать летописи, заодно доказывая, их древность, можно много чего еще изучать. А можно просто посмотреть на ЯЗЫК, то есть на основу культуры, то есть на отражение мышления, то есть на сам ключ к истории. То есть исторически Япония – это продолжение Китая, либо Япония была завоевана Китаем, и японская элита была долгое время китайской.
Д.Зыкин