Рабский труд в стране экономического чуда: в России множатся случаи торговли людьми и их жестокой эксплуатации. В государстве на положении нелегальных гастарбайтеров находится до 7 млн человек, тысячи пашут за копейки или за просто так.
В промзону в деревне Чулково, что к юго-востоку от Москвы, в конце прошлой недели был направлен отряд ОМОН. Милиционеры освободили 49 узбеков, которых удерживали в плену азербайджанские преступники и рабовладельцы.
Преступники отобрали у узбеков паспорта. Рабочие месяцами не получали зарплату. Им объяснили, что они должны отработать "долг" за свою доставку в Россию.
Если кто-то пробовал роптать, его избивали. Пятерым рабам-узбекам потребуется длительное лечение.
Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", были арестованы два азербайджанца. Им будет предъявлено обвинение в лишении людей свободы и использовании рабского труда. Арестованным угрожает до 15 лет лишения свободы.
Показания тринадцати освобожденных звучат жутковато: их завербовали в Узбекистане и нелегальным путем доставили в Россию. Промзону, где они по 14 часов в сутки сортировали для московских рынков фрукты и овощи, узбекам покидать не разрешалось. Некоторых женщин из числа пленниц преступники принуждали к занятиям сексом.
Показательный расстрел в лесу
Прецедент в деревне Чулково – не исключение. Зоя Светова, журналистка из "Новых известий", уже в марте писала об аналогичном случае, местом действия которого был город Орел, расположенный к югу от Москвы.
Алексей Прыгунов, бывший мафиози, который от имени своей сестры управляет несколькими автомойками, держал там 40 рабов-узбеков. Они договаривались мыть автомобили за сдельную плату, однако никаких денег за свою работу не получали. Рабочих Прыгунов привез через посредника, узбекского милиционера. По прибытии в Орел Прыгунов забрал у рабочих паспорта и мобильные телефоны. Затем он заявил, что теперь им придется "отработать" несколько месяцев, чтобы компенсировать ему расходы на их доставку и регистрацию. Если кто-то начинал возмущаться, того избивали бейсбольной битой.
Не исключено, что рабочим, проявлявшим недовольство, устраивали показательные расстрелы в лесу. Их заставляли рыть самим себе могилы.
Прыгунов чувствовал себя в безопасности, поскольку бывший мафиози принадлежал к сливкам городского общества. Сегодня он член городского комитета по борьбе с коррупцией. Однако бизнесмену все же пришлось предстать перед судом. Работавшим на него узбекам как-то удалось проинформировать о своем положении ФСБ.
В Москве насчитывается от 1 до 2 млн гастарбайтеров
Как утверждает американское правительство в опубликованном на прошлой неделе докладе о ситуации с правами человека за 2008 год, в России имеется 1 млн рабов. Доклад обвиняет: российские власти предпринимают недостаточно усилий, чтобы положить конец этому безобразию.
Тем не менее, в 2007 году в России было расследовано 139 случаев торговли людьми. 45 торговцев людьми были приговорены к лишению свободы, среди них также и чиновники. Сегодня по официальным данным в Москве проживает 10,5 млн человек, 1-2 млн из них – это гастарбайтеры. По месту жительства они обычно не регистрируются, поскольку попадают в Москву через нелегальные посреднические фирмы.
Согласно информации правозащитницы Светланы Ганнушкиной, многое указывает на то, что рабство практикуется и в Москве. Единый социальный налог за незарегистрированных рабочих не платится. Если кто-то из них заболевает или становится жертвой несчастного случая, то выход из положения ему приходится искать самому.
На стройке за 486 евро в месяц
На дешевых и бесправных нелегальных рабочих зарабатывают не только строительные подрядчики, но и фирмы, предоставляющие рабочую силу внаем, а также нередко милиционеры, которые за взятку готовы закрывать глаза на нарушения.
Дагестанец Омар – один из тех, кто строил в Москве высотные здания. Мужчина лет тридцати заливал опалубку, штукатурил стены, трудился каменщиком. Как и другим рабочим, строительная фирма "Дон-Строй" не платила ему зарплату в течение нескольких месяцев. Поэтому в 2005 году разразилась забастовка, которая даже обсуждалась в Думе. Сегодня строитель в "Дон-Строе" зарабатывает 18 тыс. рублей в месяц, что эквивалентно 486 евро. "Работая на стройке на свой страх и риск, можно заработать в три раза больше", – говорит Омар.
Однако в этом не заинтересованы ни строительные, ни посреднические организации. В 2004 году Омар заболел. В общежитии он подцепил туберкулез. Восемь месяцев он пролежал в больнице. "Сил, которые у меня были раньше, сейчас уже нет". Российский частный телевизионный канал РЕН-ТВ снял о нем документальный фильм. Но он был куплен "Дон-Строем" и в эфир так и не вышел.