К КАКОЙ ВОЙНЕ ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬСЯ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
http://www.strana-oz.ru/?numid=9&article=356Об авторе: Владимир Иванович Слипченко
Академик Академии военных наук, доктор военных наук, профессор, генерал-майор. Крупный специалист в области войн будущего, военной политики. Имеет около 300 научных трудов, опубликованных в стране и за рубежом, в том числе книги: "Война будущего" (1999); "Бесконтактные войны" (2001).
Отдельные выдержки из статьи:
Вооруженные силы большинства государств должны готовиться к бесконтактным безъядерным войнам, хотя ядерное оружие в обозримый период будет оставаться в арсеналах многих стран, поэтому и способность отразить ядерный удар должна сохраняться. Боевой потенциал вооруженных сил будет представлять собой совокупность современных систем высокоточных ударных и оборонительных вооружений, способных без ставки на ядерное оружие и на живую силу выполнить стоящие перед ними задачи.
Вооруженные силы суверенных стран уже примерно через десять лет должны будут состоять не из видов и родов сил, действующих по сферам — суша, море, воздух, а из разведывательно-ударных и оборонительных боевых систем, объединяющих информационные поля в космосе, воздухе, на море и на суше, а также сил и средств доставки высокоточного ударного и оборонительного оружия. Вооруженные силы стран должны будут состоять из двух функциональных видов— стратегических оборонительных и стратегических ударных сил (в том числе и ядерных), а также могут иметь в своем составе относительно небольшие мобильные силы и единую систему управления. В вооруженных силах должно начаться широкомасштабное наращивание количества безъядерных стратегических ударных вооружений воздушного и морского базирования, космических средств различного назначения, но одновременно должна значительно повыситься роль воздушно-космической (противокрылаторакетной, противоракетной, противокосмической) обороны.
Кардинально меняется понятие «победа». Достаточно с помощью стратегических ударных (неядерных) сил бесконтактным способом разгромить экономический потенциал противника, вывести из строя системы энергоснабжения, коммуникации, и политическая система противника, скорее всего, развалится сама по себе.
Кроме того, руководство страны, подвергшейся бесконтактной агрессии, все же вряд ли решится применить имеющееся у него ядерное оружие, т. к. оно, скорее всего, есть и у агрессора.
Принципиально новым в военном искусстве бесконтактных войн может стать постепенное смещение функций стратегического ядерного сдерживания к стратегическому неядерному сдерживанию. В отличие от ядерного сдерживания, высокоточным оружием можно будет не только угрожать нанесением неотвратимого неприемлемого ущерба, но и осуществлять упреждающий удар по ним. Сдерживающий эффект от угрозы применения высокоточного оружия будет несравнимо более высоким, чем от нереальной угрозы привлечения ядерного оружия. Учитывая его значительную легитимность по сравнению с ядерным оружием, следует ожидать, что оно непременно возьмет на себя реальные функции сдерживания любого противника в любом регионе планеты.
Следует также особо подчеркнуть, что стратегическое неядерное сдерживание, в отличие от ядерного, может осуществляться не из центра, а из региональных командований на стратегических направлениях, что повышает гибкость его применения и эффективность.
Для реализации концепции стратегического неядерного сдерживания и ведения бесконтактных войн должны быть созданы разведывательно-ударные боевые системы, включающие:
— разведывательные средства стратегического предупреждения о начале подготовки противника к нападению, о его готовности нанести бесконтактный высокоточный удар в ближайшее время (месяцы, недели, сутки, часы, минуты), о начале воздушно-космическо-морской ударной операции с применением определенных видов оружия и сил;
— требуемое количество стратегических высокоточных неядерных сил и средств различного базирования и их носителей;
— автоматическую систему управления всеми силами и средствами стратегического неядерного сдерживания и ведения войны;
— средства воздушно-космической обороны (противокрылаторакетной, противоракетной, противокосмической);
— силы и средства технического обеспечения.
Вполне очевидно, постепенно утратят смысл и значение или изменят свое содержание такие фундаментальные понятия современной теории стратегии, как стратегическое развертывание (отмобилизование, оперативное развертывание, перегруппировка войск, резервов), стратегическое наступление или стратегическая оборона группы фронтов на континентальных театрах военных действий.
Наполнятся новым содержанием принципы военного искусства:
во-первых, главными в таких войнах будут спрессованные одновременные действия разведывательно-ударных боевых систем. Носители средств поражения в своем большинстве не будут находиться в непосредственном контакте с противником;
во-вторых, резко уменьшится, а может, исчезнет вообще влияние ядерного оружия на достижение стратегических и политических целей. Ядерное оружие сохранится на вооружении ряда стран, но его нельзя будет применять ни в каких критических ситуациях;
в-третьих, в связи с бесконтактным характером войн перестанут быть необходимыми группировки сухопутных войск, сил и средств, оружие поля боя;
в-четвертых, согласование усилий видов вооруженных сил и родов войск будет осуществляться по двум взаимоувязанным, но противоположным направлениям — действиям стратегических безъядерных ударных и стратегических оборонительных сил и средств;
в-пятых, из трех известных в прошлых поколениях контактных войн элементов боя и сражения — огонь, удар и маневр — сохранится лишь удар высокоточных сил и средств, запускаемых из зон, находящихся за пределами досягаемости средств поражения обороняющейся стороны.
Отсюда следует, может быть, категоричный, но очень важный для практики вооруженных сил вывод. В бесконтактных войнах, которые, скорее всего, в полной мере проявятся после 2010–2015 годов, победа может быть достигнута нападающим не только без оккупации, но и вообще без контакта с противником, лишь в результате проведения длительной стратегической воздушно-космическоморской ударной операции и выигрыша в информационном противоборстве.
Необходимо решительно приступить к подготовке военных кадров для ведения бесконтактных войн. В военных институтах соответствующего назначения надо изучать высокоточное ударное и оборонительное оружие, его воздушные и морские носители, а также все виды обеспечения и управление им. В военных университетах и военных академиях учить работать с разведывательно-ударными боевыми системами. В военных академиях национальной обороны (генерального штаба) государств изучать воздушно-космическо-морские ударные операции, виды обеспечения операций и управление вооруженными силами в целом.