Кстати политика России в этом вопросе абсолютно правильная. Чудовищно глупо отдавать транзитные потоки кому-бы то ни было. Ведь это и бабки (в отличии от нефтяных - вечные), и геополитическое влияние, и развитие регионов, и торговля и еще много чего.
Однако отдают. В Днепропетровске есть замечательный журнал "Промышленные грузы", в нем есть статистика, через какой украинский порт с какого российского меткомбината сколько грузов было отправлено. До недавнего времени был рост.
Единственно, для развития портов нужно время
Времени было до хера. Что имеем? Новороссийск ограничен, Усть-Луга так и не построена, Санкт-Петербург - опять же инфраструктурные ограничения.
В том и числе и поэтому и везут и будут везти через украинские порты по украинской ж-д. Не сегодня, так завтра, а рост будет.
Более того, не только время важно в портовом деле. Сервис -- это вот то самое слово, из-за которого господа Тимченко и Аксененко разработали в 1997-м схему поставок нефти и нефтепродуктов с Киришей через Муугу. Причем схема не простая, в нее вбухано много денег и труда, и просто так менять ее никто не будет. Другим вариантом рассматривался как раз СПб, но -- риски.
С металлами через Украину, конечно, попроще, никаких схем шибко умных не надо, но есть другой фактор - порты, даже принадлежащие самим металлургам, столько не "вытащат". Потому не спешите украинскую ж-д хоронить: если кто будет продавать, могут и купить.