На саммите лидеров государств и министров финансов стран Еврозоны был принят пакет мер по спасению экономики и валютной системы стран зоны евро. Главный вывод: чтобы жить более стабильно, европейцам придется жить более бедно.
Лидеры государств и министры финансов еврозоны в субботу договорились о принятии нового пакета мер, направленных на восстановление экономики Еврозоны. Актуальность встречи добавило понижение рейтингов Греции и Испании, проведенное накануне встречи агентством Fitch. Если действия Fitch валютный рынок оценил падением стоимости евро на 1,5 проц, то новый пакет мер для еврозоны – скачком курса евро вверх на 1 проц.
В пятницу и субботу лидеры государств и министры финансов еврозоны договорились о новом пакете мер, призванном остановить сползание еврозоны к кризису /Греции грозит дефолт/ и консолидировать усилия по восстановлению европейской экономики. Во-первых, лидеры 17 стран зоны евро на саммите в Брюсселе достигли соглашения по доработанной версии "Пакта по повышению конкурентоспособности" европейской экономики. Этот проект был предложен Германией и Францией в феврале для снижения социальных расходов. Государства ЕС, не входящие в зону евро, также смогут на добровольной основе присоединиться к этому пакту.
Документ создает механизм контроля роста заработной платы, надзор за которым будет осуществлять Еврокомиссия на ежегодной основе. Это не запрет на индексацию зарплат бюджетников в Европе, однако пакт предполагает ее ограничение и гармонизацию между странами сообщества. Документ также предусматривает реформы рынка труда, в частности - сокращение пособий по безработице с целью заставить европейских безработных активнее искать работу. Также предполагается модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, чтобы "предложение рабочей силы больше соответствовало спросу на рынке труда", что может означать сокращение финансирования некоторых образовательных направлений. Все эти меры добавят социальной напряженности государствам ЕС.
Что касается пенсий, то авторы проекта отказались от идеи единого пенсионного возраста в Европе /в Германии, например один из самых высоких - 67 лет/ . В то же время страны сообщества "должны сделать пенсионные системы экономически состоятельными", что подразумевает практически повсеместное повышение пенсионного возраста или снижение размеров пенсий.
Саммит зоны евро также принял решение о создании постоянного стабилизационного фонда Евросоюза с 2013 г, доступные для заимствований активы которого составят 500 млрд евро. Как сообщил президент ЕС Херман Ван Ромпей, лидеры ЕС также договорились увеличить активы ныне действующего временного европейского стабилизационного механизма, который создан на период до 2013 г с 250 млрд до 440 млрд евро. Фонды этого механизма, предоставленные государствами еврозоны, изначально составляли 440 млрд евро, однако из них только 250 млрд могли быть использованы для оказания практической финансовой помощи соседям. Остальные 190 млрд евро должны были сохраняться в виде резервов, необходимых для обеспечения наилучших процентных ставок при привлечении кредитов на финансовом рынке. К настоящему моменту помощь по линии этого фонда получает Ирландия. Для Греции, которая стала источником прошлогоднего кризиса евро, действует отдельная европейская программа помощи. Кроме того, саммит ЕС согласился снизить процентную ставку по предоставляемым Греции кредитам на 1 проц, однако отказал в этом Ирландии. Лидеры ЕС сочли, что Ирландия прилагает недостаточные усилия по оздоровлению своего бюджета – не повышает свой самый низкий в Европе налог на прибыль. Участники саммита также пришли к выводу, что Португалия пока не нуждается в финансовой помощи сообщества и справляется с проблемами самостоятельно.
Как пишет WSJ, по итогам саммита ЕС можно отметить два ключевых новых момента. Во-первых, лидеры еврозоны договорились, что фонд спасения напрямую, минуя вторичный рынок, будет выкупать гособлигации проблемных государств, которые срочно нуждаются в заимствованиях. То есть бремя расходов государств по спасению еврозоны растет, но при этом проблемные гособлигации не будут давить на вторичный рынок. Кроме того, выкуп будет проводиться оперативно и помощь будет приходить своевременно, но "не даром", а только при условии выполнения проблемными государствами финансовых требований европейского фонда спасения.
Во-вторых, достигнута принципиальная договоренность, что процентные ставки по кредитам для спасения проблемных стран должны быть снижены. Это существенное изменение по сравнению с прошлогодними договоренностями, когда по настоянию Германии лидеры еврозоны согласились, что процентные ставки не должны содержать элемент субсидирования.
Среди важных моментов встречи лидеров ЕС - также принято решение о необходимости снижения уровня долга на 5 проц каждый год до приемлемого уровня в течение 20 лет для тех стран, для которых внутренний госдолг составляет 60 проц ВВП /Греция, Испания/. Но как отмечает FT, остается затруднительным наказывать те страны, которые будут нарушать это правило.
В целом как отмечает ряд экспертов, вывод проблемных европейских гособлигаций со вторичного рынка охладит спекулятивный капитал и уменьшит ценовые колебания акций европейского фондового рынка. Кроме того, будут снижены риски фондового рынка, так как вопросы проблемных гособлигаций будут решаться на межгосударственном уровне. Но в долгосрочной перспективе улучшение экономики еврозоны, рост курса евро будет зависеть от финансовой дисциплины партнеров по еврозоне и намерений твердо придерживаться принятых в пятницу-субботу договоренностей.