Автор Тема: Быт русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века  (Прочитано 114454 раз)

Оффлайн vicsel5

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 221
    • E-mail
У культурных немцев в войну тоже вши были. Дед рассказывал как они фашистам носили им в дома обычную полынь чтоб на ней спать. Способ от вшей известный и вряд ли его не знали древние русские крестьяне.

Оффлайн Мамай

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 217
  • Жолтая опасность
Вши на войне - обычное дело. В походе особо гигиену не соблюдешь.
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.

Оффлайн Merrlin

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 235
    • E-mail
У культурных немцев в войну тоже вши были. Дед рассказывал как они фашистам носили им в дома обычную полынь чтоб на ней спать. Способ от вшей известный и вряд ли его не знали древние русские крестьяне.

Насколько я знаю, полынь использовали от блох. От вшей она не помогает.

Оффлайн Dj Sparcle

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 984
  • Арканоид - Князь СССР
    • E-mail
у нас сейчас так полсимферополя еще обитает - частный сектор, халупы с высотой потолков 2,2 метра, газа нет, удобства на улице, раньше просто на это внимания не обращал

Я бурчу что мне газ не подводят...роскошно живу, однако!
"Я - раб лампы. Я твой друг, но я раб лампы! — Так ты друг или раб?" ©
толерантность - это боязнь получить от идиота по ебалуу

Оффлайн Dimitry-188

  • Новичок
  • Сообщений: 21
    • E-mail
По крайней мере голодоморов раньше не было.

Голодоморов было полно.
СМИ были не такими дотошными...

Оффлайн Dj Sparcle

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 984
  • Арканоид - Князь СССР
    • E-mail
В журнале Наука и жизнь были даже выкладки по голодоморам.
"Я - раб лампы. Я твой друг, но я раб лампы! — Так ты друг или раб?" ©
толерантность - это боязнь получить от идиота по ебалуу

Оффлайн Токатезука

  • Новичок
  • Сообщений: 5
    • E-mail
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...

Оффлайн vasil

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 953
    • E-mail
По крайней мере голодоморов раньше не было.

Голодоморов было полно.
СМИ были не такими дотошными...

Голодоморы не были такими массовыми. Миллионами начали умирать только после начала реформ Витте и Сталыпина. Интересно что либерасты про это молчат.

Оффлайн vasil

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 953
    • E-mail
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...

Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:

Оффлайн Мамай

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 217
  • Жолтая опасность
Был такой православнутый философ из Алматы Владлен Берденников. 15 лет назад он писал про то, что "русский народ погубила отмена крепостного права".
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.

Оффлайн vlyerm

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 268
Голодоморы в РИ начались со строительства железных дорог локально и массово после отмены крепостного права 

До отмены голода не было?

Оффлайн Orest

  • Новичок
  • Сообщений: 73
Голодоморы в РИ начались со строительства железных дорог локально и массово после отмены крепостного права 

До отмены голода не было?

была система прод складов и обязательного резервирования продовольствия на случай неурожая или природных катаклизмов
у помещиков была обязанность кормить своих крестьян во время неурожая и голодные годы
те голод который случался до 50х годов 19 века был именно природным явлением и существовали достаточно эффективные механизмы резервирования продовольствия и наказания виновных 


А наказания за что ? За засуху, мокроту , недород, заморозки и прочие явления природы, влиявшие на урожайность ? Или наказания виновных за все сразу ? Если так, то это очень даже по русски....

Оффлайн Токатезука

  • Новичок
  • Сообщений: 5
    • E-mail
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.

Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.

Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...

Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Делать вывод по американским фильмам? Это сильно....

Оффлайн vasil

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 953
    • E-mail
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.
Где как
в западной Европе уже было по-другому
Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.
Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...
Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Делать вывод по американским фильмам? Это сильно....
  Не нужно смущаться при слове Голливуд.
 Кино часть культуры нации и по нему эта культура прекрасно изучается. Особенно если обращать внимание на мелочи и второстепенные вещи.

Оффлайн tx3

  • Модератор
  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 715
Был такой православнутый философ из Алматы Владлен Берденников. 15 лет назад он писал про то, что "русский народ погубила отмена крепостного права".

сам период крепостного права 1762-1861 один большой кошмар для русского народа 
С каких делов?
http://www.topmed.com.ua Выбор медстраховки и клиники

Оффлайн Токатезука

  • Новичок
  • Сообщений: 5
    • E-mail
Вы так рассуждаете, как будто в других странах по другому было.
Где как
в западной Европе уже было по-другому

Ничего не подругому. Фекалии прямо на улицу выплёскивали. Не мылись по полгода. Духи для того и изобрели, чтобы вонь от тела перебить. Это же общеизвестные факты.
Ну, в начале XX, конечно, вряд ли можно было увидеть выплескивание экскрементов из окна в Париже или Лондоне))) Это было в Европе в XVII - XVIII вв. Жуткая антисанитария и тому подобное... Ну а так как Россия традиционно отстает от старушки Европы, годков эдак на 100, то вполне логично, что когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право и начали бороться с клопами...
Несколько раз видел в американском кино как там моются. Поплескалось в мыльной ванне, потом встало, халат на мыльное тело одело и пошло. Ни тебе сполоснуться, ни полотенцем обтереться... :g:
Делать вывод по американским фильмам? Это сильно....
  Не нужно смущаться при слове Голливуд.
 Кино часть культуры нации и по нему эта культура прекрасно изучается. Особенно если обращать внимание на мелочи и второстепенные вещи.
На моей памяти еще ни один Голливудский фильм не отличался достоверностью сценария... Ради Экшена они готовы перевернуть реальность... Вспомните Шерлока Холмса... Битву Титанов...

Оффлайн Отец русской нетократии

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 368
  • rocknrolla
    • Клуб АНЛАРР
    • E-mail
Шерлок Холмс - фильм зачетный с элементами РМ

Оффлайн Мамай

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 217
  • Жолтая опасность
На моей памяти еще ни один Голливудский фильм не отличался достоверностью сценария... Ради Экшена они готовы перевернуть реальность... Вспомните Шерлока Холмса... Битву Титанов...

Какую реальность можно перевернуть по мотивам фантазий викторианского джентльмена или мифов древней Греции?
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.

Оффлайн Токатезука

  • Новичок
  • Сообщений: 5
    • E-mail
На моей памяти еще ни один Голливудский фильм не отличался достоверностью сценария... Ради Экшена они готовы перевернуть реальность... Вспомните Шерлока Холмса... Битву Титанов...

Какую реальность можно перевернуть по мотивам фантазий викторианского джентльмена или мифов древней Греции?
Можно, еще как можно... Шерлок Холмс, это литературное произведение, и если сценарист может изменить содержание этого произведения для большего эффекта, то что мешает ему подредактировать труды историков, исторические рукописи и т.д?

Оффлайн Токатезука

  • Новичок
  • Сообщений: 5
    • E-mail
труды историков, исторические рукописи и т.д?

это такие же заказные литературные произведения, только заказчика волнует не коммерческий успех, а идеологическая обработка читателей
пока наконец к этому привыкнуть 
То есть, по вашей логике - верить нельзя никому и мы можем лишь строить домыслы, а как же было на самом деле... Зачем тогда вообще изучать Историю, если в ней все заведомо ложно?

Оффлайн Мамай

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 217
  • Жолтая опасность
1. Самая большая кочевая армия не более 40 тысяч бойцов была. И то, передвигалась частями и по разным маршрутам, поскольку на одну саблю 3-4 лошади приходились, которых надо было в пути чем-то кормить и чем-то поить.

2. Современная Монголия населена людьми, которые к монголам Чингисхана имеют еще меньше отношения, чем румыны к древним римлянам.
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.

Оффлайн ростовец

  • Новичок
  • Сообщений: 1
    • E-mail
Представляется важным рассмотреть данные составляющие у «капиталистых» крестьян - торговцев и огородников Ростовского уезда Ярославской губернии. Ключевыми, на наш взгляд, факторами, оказавшими воздействие на формирование их менталитета, были: аграрное перенаселение Ростовского уезда; развитие промыслов; православие; государственная политика по отношению к крестьянскому сословию; разнообразное отношение к нему различных социальных слоев; социокультурная среда города. По мысли Ф.Я. Никольского «нужда…», заставила крестьян искать действительных средств к существованию, заняться торговлей и промыслами, привела их в города . Созданию и проявлению у ростовских огородников специфического, отличного от традиционного для российского крестьянства менталитета также весьма способствовал просвещенный патронаж их помещиков .
В середине XIX в. И.И. Хранилов писал, что благодаря широкому развитию торговли и промышленности большая часть селений Ростовского уезда отличалась многолюдством, богатством, высокой грамотностью и удобством жилища. В числе заслуживавших особого внимания населенных пунктов, он выделял г. Петровск, Борисоглебские слободы, села Вощажниково, Поречье-Рыбное, Угодичи и Воржу .
Существенным фактором, определяющим развитие материальной культуры ростовских огородников, являлось городское влияние. Уже в топографическом описании Ярославской губернии 1798 г. отмечается, что крестьяне «…живущие близ городов и часто бывающие в оных празднолюбивее отдаленных и привыкают к излишествам» . Отхожие промыслы были важным социально-экономическим явлением в истории верхневолжского региона, способствовали модернизации, демократизации и эмансипации крестьянского общества, вели к определенной трансформации не только социально-экономических, но и культурологических процессов, повышению уровня крестьянского сознания . А.А. Титов, приводит известную характеристику ярославского крестьянина, данную Артемьевым: «Вращаясь между людей всех классов и по преимуществу в столицах, он (ярославец – А.Т.) усвоил себе манеру общения, вежливую, вкрадчивую, то льстивую и уклончивую, то самоуверенную, подзадоривающую и вызывающую…» и отмечает, что «эта характеристика ярославца вообще применима и к ростовцу в частности» .
Материальная культура крестьян ростовских приозерных торгово-промышленных сел значительно отличалась от деревенской культуры тех районов уезда, где крестьяне занимались традиционным полевым земледелием. По числу жителей и внешнему облику данные селения превосходили многие уездные города страны . Вслед за городами, нередко возникавшими из сёл, особенно в ходе административной реформы 1775 - 1785 гг. в крупных ростовских приозерных селах, распоряжениями губернских, уездных властей и просвещенных помещиков, принимались специальные меры, чтобы придать селениям соответствующий «городской» вид . По утверждённым помещиками планам осуществлялась перепланировка : создавались правильной формы кварталы, обустраивалась центральные площади, получавшие постоянные для локального торгового центра атрибуты в виде соборов, храмовых комплексов, общественных - административных зданий вотчинных правлений, торговых рядов, пожарных депо с каланчой, школ, обсадки улиц деревьями, их мощение . Улицы, прилегающие к центру, лучшие участки «красных посадов» отводились под застройку домов наиболее состоятельных крестьян . Так, во второй четверти XIX в. с. Поречье, по свидетельству современников, приобрело вид «красивого богатого города с широкими мощеными улицами» .
В топографическом описании Ярославской губернии 1798 г. отмечается, что строение домов у жителей Ростовского уезда гораздо лучше, чем в других округах . В конце XVIII в. в Поречье характерным типом гражданской застройки, как в Голландии, стал так называемый «дом в ряду», активно использовались развитые «городские» архитектурные формы жилых домов: двухэтажные деревянные и каменные пятистенки, имевшие как правило, проездную арку с улицы в деревянный двухэтажный двор . В середине XIX в. «…крыши у домов каменных почти все железные, а деревянные все под тесовою кровлею, крутою, высокою, пирамидальной формы, соломенных кровель нет даже и на дворах…» .
Вследствие малоземелья, на ограниченном пространстве застройка улиц была очень плотной «дом к дому». Однако, через каждые 4 - 8 домов, согласно «Повелениям», а затем «Уложению» графа В.Г. Орлова, следовал довольно широкий проулок - пожарный проезд, разделяя улицу на жилые блоки, в которых часто жили дальние родственники . Зажиточные крестьяне стремились подчеркнуть свой достаток размерами дома и богатым его украшением в современном архитектурном стиле, имелись дома «…с колоннами и фронтонами времен Александра Благословенного и сравнительно немного зданий с фасадами без всяких украшений» . Членение внутреннего пространства жилых помещений, с несколькими чистыми горницами с изразцовыми голландской печью и лежанками, было сложным. Дом мог иметь следующие «покои»: прихожую, гостиную, залу, спальные горницы, кухню .
В вотчинной документации также перечисляются бытовые и хозяйственные постройки, среди которых: коридоры или «мосты», чердаки, чуланы для хранения «домашнего скарба», «мучные», каменные бани, где не только парились, но и сушили травы, горох и цикорий, специальные каменные и деревянные цикорные сушильни или «риги», теплицы и парники, колодцы и пруды, гряды с товаром на огородных участках, сады, сально-свечные заводы, кузницы и торговые лавки с надлежащим оборудованием. Порой упомянут и домашний скот – одна или две коровы, места их стоянки во дворах – «остаи» и др.
Описания интерьеров крестьянских домов - важный показатель уровня материальной культуры. Отделка поверхности стен шпалерой, разнообразие мебели и предметов утвари, собрание икон, портреты, картины, небольшие библиотеки, широкое использование свечного освещения, термометр, чистота и порядок в домах - по этим характеристикам быт ростовских огородников отличался от быта, сохранявшегося у хлебопашцев . Позитивную роль в ускорении процесса развития материальной культуры сыграли вотчинное патронирование, направленное также на использование крестьянами более совершенных методов строительства и деятельность сельской общины, в поле зрения которой находилось внутреннее состояние домов . Подчеркнем отсутствие или минимальное число в приозерных селениях курных изб, широкое применение бань для помывки вместо печей; страхования строений; использование лошадей в большей степени или только в качестве транспортного средства - по-городскому; развитие ремесленного, мелкого и среднего промышленного производства, кредитной системы и найма рабочей силы .
Откуда: Морозов А.Г. О материальной культуре и менталитете ростовских огородников в конце XVIII - первой половине XIX в. // История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции в ГМЗ "Ростовский кремль". ИКРЗ 2010. Ростов, 2011. С. 110-112.

Оффлайн vasil

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 953
    • E-mail

http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/02-06-2013/1159076-holiday-0/

Он до смерти работает, до полусмерти пьет


Известен непонятно, кем сотворенный миф о природной лени русского человека. Между тем, не было в страду большего трудяги, чем русский крестьянин. Да и после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Почему же живучи искаженные представления о природе русского человека? Попробуем найти причины, заглянув в церковные святцы.

Начнем мы, однако, с исторического факта — вопиющей бедности русской деревни, которую советские историки объясняли ни чем иным, как жестоким крепостным правом. Однако причиной низкой урожайности всегда была нехватка времени на тщательную обработку земли из-за очень короткого цикла сельскохозяйственных работ — 125-130 рабочих дней. Времени не хватало и на заготовку корма для скота. А вместе с очень длительным периодом стойлового его содержания это вело к низкой продуктивности скотоводства (Россия не Франция, где пасли даже свиней!) и как следствие — к острой нехватке удобрений.

Следует учитывать, что кроме пресловутой "эксплуатации" большое влияние на историческое развитие России оказывал и продолжает оказывать климатический фактор. В Европе колебания температуры составляют до 10-20 градусов в год, в России они колеблются от 35 до 40. Более теплый климат позволял европейцам большую часть года заниматься сельским хозяйством и приучаться к систематическому труду. Не было необходимости спешить ни с севом, ни с уборкой, тогда как в России из-за короткой весны, переходящей в жаркое лето, от скорости засева зависел урожай — "день год

Лето — это период предельного напряжения сил. А затем, в течение 5-6 месяцев длительный период неторопливого пассивного труда. Находясь в жестком цейтноте, русский земледелец должен был за 21-25 рабочих дней реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях занял бы дней 40 никак не меньше. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, труда ночью и днем, с использованием всех резервов семьи (труда детей, стариков и женщин на мужской работе). Однако это отнюдь не означало, что российский крестьянин при этом даже в страдную пору не имел времени на отдых, и точно также обстояло дело и с трудом российских фабричных рабочих.

В свое время нам говорили о том, каким благом для них оказался восьмичасовой рабочий день, как, мол, они за него неистово боролись. Однако прежде чем говорить о нем, как об огромном завоевании Великого Октября есть смысл взять святцы и календарь, да и посчитать: а, сколько у нас в России до революции было праздников и соответственно нерабочих дней в году?

Наверное, вам приходилось слышать на уроках отечественной истории в школе о том, что к нерабочим дням в России того времени относилось воскресенье, потом тезоименитство государя-императора, Рождество, Пасха. Но, люди, мол, все равно работали по 10-15 часов и в ужасных условиях. А уж как тяжко трудились крестьяне, можно и не говорить!

Все это так, но если взять и посчитать праздничные и нерабочие дни хотя бы по святцам, то нетрудно узнать, что накануне отмены крепостного права в 1861 году рабочее время крестьянина составляло всего 38 процентов от общего времени, а нерабочее — 62 процента! То есть при царе-батюшке и помещиках-крепостниках люди больше отдыхали, чем работали, так как кроме воскресных было еще и исключительно много праздничных дней, когда работать строго-настрого запрещалось.

Количество воскресений в году, понятное дело, увеличиться не могло, зато праздники множились непрерывно! Так что уже в 1902 году нерабочих дней в году было 258, а праздничных из них — 123! И шестнадцатичасовой рабочий день на фабриках был нормой прежде всего потому, что, а когда же тогда было вообще работать? И если бы в 1913-м наши крестьяне имели столько же выходных, сколько американские фермеры, то есть 68 вместо 135, а те деньги, что в праздники тратились на выпивку шли бы в их хозяйство, то именно наша страна за считанные годы превратилась бы в мировую сельскохозяйственную державу!

Сегодня мы это понимаем, хотя и не все! Но это понимали люди уже того времени, причем отнюдь не ученые, а что называется от сохи. Так осенью 1906 года газета Харьковские ведомости" напечатала письмо крестьянина К. Блюдникова, бывшего матроса с броненосца "Ретвизан", жившего по окончании службы в селе Беленькое Изюмского уезда. И вот что он писал: "… братья-крестьяне, меньше б вы пили, так были бы в 10 раз богаче!". Однако проблема в том и заключалась, что меньше пить наши крестьяне просто не могли (а как же иначе-то праздновать?), ведь церковные праздники шли буквально один за другим!

Вот, например, 24 июня праздник Ивана Купала под прикрытием дня Иоанна Крестителя. 27 июля у нас чтят святого мученика Пантелеймона, а прежде на Руси в это время отмечали летний солнцеворот — сугубо языческий праздник и, естественно, в этот день никто не работал. Чтили день Святого Кирика (чтобы не стать калекой), Русалии (во искупление младенцев, умерших без крещения), день Святого Фоки (от пожара), день Симеона Столпника (чтобы небо, которое он поддерживает, не упало на землю), день Святого Никиты (от бешенства), Святого Прокопия (против засухи), и опять же Святого Харлампия (против чумы) ну и так далее и тому подобное. Ну и понятно, что обилие праздников было выгодно, прежде всего… сельским попам, да и вообще всем священнослужителям, потому что на праздники люди приносили им подношения, поэтому ни каком сокращении их даже и не помышляли.

В XVII веке известны были случаи, когда бояр знатных родов бросали в застенок только потому, что патриарху довелось узнать, что в праздник такой-то на дворе у такого-то работали холопы! А все почему? Да потому, что "не собирай богатств на земле, но собирай их на небе!", и что "птички Божии не сеют, не жнут, а Господь Бог их питает!".

Православие это не протестантизм с его пропагандой труда, а религия с несколько другой обрядностью! И надо ли удивляться тому, что в полях у русских крестьян бывало, осыпался хлеб, спелую пшеницу побивало градом и мочило дождем, а наши селяне вместо того, чтобы это все убирать свято предавались отдыху и лени, потому что были просто обязаны не работать, а праздновать!


Вячеслав Шпаковский

Оффлайн swb

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 239
Цитировать
Все это так, но если взять и посчитать праздничные и нерабочие дни хотя бы по святцам, то нетрудно узнать, что накануне отмены крепостного права в 1861 году рабочее время крестьянина составляло всего 38 процентов от общего времени, а нерабочее — 62 процента! То есть при царе-батюшке и помещиках-крепостниках люди больше отдыхали, чем работали, так как кроме воскресных было еще и исключительно много праздничных дней, когда работать строго-настрого запрещалось.

Цитировать
И надо ли удивляться тому, что в полях у русских крестьян бывало, осыпался хлеб, спелую пшеницу побивало градом и мочило дождем, а наши селяне вместо того, чтобы это все убирать свято предавались отдыху и лени, потому что были просто обязаны не работать, а праздновать!

 :D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D
- (с усмешкой)     И кем ты станешь когда убьёшь Дракона?
- (прямодушно)   Георгием-Победоносцем! (с)

Оффлайн Ramil

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 873
:D :D :D :eusa_clap:

 :director: хочу быть крестьянином в РИ!!!  :-D

Зимовать в доме вместе со скотиной ?