Национальное движение в Бессарабии во второй половине XIX - начале XX вековНациональное движение в Бессарабии развивалось в условиях более тяжелых, чем в других румынских провинциях, остававшихся вне румынского государства, Трансильвании и Буковины. Характер, интенсивность и формы этого движения были определены следующими факторами:
слабая урбанизация румынского населения Бессарабии, абсолютное большинство которого жило в селах. Из общего числа городского населения, румыны составляли только 14,2%;
отсутствие румынских школ и почти поголовная безграмотность (94,2%) коренного населения; по этой причине и появилась поздно интеллигенция;
ненадежное экономическое положение бессарабских румын, в сравнении с соседними этническими группами;
гетерогенный характер бессарабской знати, среди которой было «слишком мало из румынского коренного народа», как это отмечено в одном донесении бессарабского губернатора;
культурная изоляция бессарабских румын от их собратьев за Прутом.
Это один аспект проблемы. C другой стороны мощный полицейский аппарат наблюдения, имевший в своем распоряжении обширную сеть агентов, имел задачу обнаружить и свести на нет всякое проявление румынизма, интерпретируемое властями как акт неблагонадежности по отношению к царю и империи. Многочисленные архивные документы показывают, что бессарабское правительство было постоянно обеспокоено состоянием «румынофильского» духа среди бессарабцев и их сопротивлением русификаторской деятельности(1).
О действиях и размерах денационализации румын говорит реакция властей по отношению к священникам, которые отказывались вести службу на русском языке. Их изгоняли из церквей, а самых непокорных ссылали в другие губернии России. Здесь можно выделить Василе Зубку, Иоана Унту, Димитрие Тутунару, Иона Поповича, Григория Кэлин и т.д. Религиозные книги на румынском (написанные на кириллице) были сожжены.
В подобных условиях деятельность бессарабских патриотов была сконцентрирована в основном на круг проблем культурного характера; основной задачей было введение румынского языка в школах, судах, администрации и церкви.
Существование постоянного «румынофильского» течения среди молдавских бояр не отрицали даже царские власти. К началу 60-х гг. XIX в. зародилась националистическая группировка молдавских бояр, руководимая братьями Котруцэ. Помимо них, в составе группы были братья Кассо, Казимир, Кристи и т.д. При любом подходящем случае затрагивалась проблема языка и другие вопросы национального интереса. В 1863 г., при обсуждении судебной реформы, братья Коруцэ предложили в рамках бессарабского дворянского собрания просить царское правительство ввести румынский язык в судопроизводство, для лиц, которые не знают русского языка, по их желанию.
http://dacoromania.net/article/национальное-движение-в-бессарабии-во-второй-половине-xix-начале-xx-веков