Автор Тема: Рене Генон. Социальный хаос  (Прочитано 3967 раз)

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« : 26 Июль 2013, 18:38:05 »
Рене Генон
Социальный хаос

В настоящей работе мы не намерены специально останавливаться на рассмотрении социальной действительности, так как она интересует нас лишь косвенно, представляя собой довольно второстепенную область приложения фундаментальных принципов. Именно за счет этой второстепенности социальный уровень ни в коем случае не может стать той областью, с которой должно начаться исправление актуального положения дел в современном мире. Если бы все же это исправление началось именно с социальной сферы, с исправления следствий, а не причин, оно не имело бы никакого серьезного основания и, в конце концов, оказалось бы очередной иллюзией. Чисто социальные трансформации никогда не могут привести к установлению истинной стабильности, и если упустить из виду необходимость изначального согласия в отношении основополагающих и абсолютных принципов (запредельных сугубо социальной действительности), в этой области придется всякий раз все начинать заново. Поэтому мы глубоко убеждены, что политический уровень цивилизации есть не что иное, как внешнее, коллективное выражение общепринятого в данный период типа мышления. Тем не менее, нам не удастся полностью обойти молчанием те аспекты современного хаоса, которые пропитывают эту социальную сферу.

Как мы уже показали, при существующем положении вещей на Западе никто более не занимает места, свойственного ему в соответствии с его внутренней природой. Именно это имеется в виду, когда говорится об отсутствии в современном мире кастовой системы. Каста в традиционном понимании этого термина есть не что иное, как выражение глубинной индивидуальной природы человека со всем набором особых предрасположенностей, слитых с этой природой и предопределяющих каждого к выполнению тех или иных обязанностей. Но как только выполнение этих обязанностей перестает подчиняться строго установленным правилам (основанным на кастовой природе человека), неизбежным следствием этого оказывается такое положение, когда каждый вынужден делать лишь ту работу, которую ему удалось получить, даже в том случае, если человек не испытывает к ней ни малейшего интереса и не имеет никакой внутренней квалификации для ее исполнения. Роль человека в обществе в таких условиях определяется не случайностью, которой вообще не существует, но тем, что имеет видимость случайности - системой самых разнообразных условных и незначительных факторов. При этом единственный имеющий основополагающее и глубинное значение фактор - мы имеем в виду принципиальное различие внутренней природы людей - учитывается менее всех остальных. Именно отрицание этого существеннейшего различия, неминуемо ведущее к отрицанию социальной иерархии в целом, является истинной причиной всего того социального хаоса, который царит сегодня в общественной жизни Запада. Это отрицание изначально не было вполне осознанным и реализовалось скорее на практике, нежели в теории, так как полной отмене каст предшествовало их смешение, или, иными словами, все началось с неверного понимания врожденной индивидуальной природы человека, а закончилось полным забвением самого факта существования такой природы (а также связанного с ней естественного неравенства). Как бы то ни было, это отрицание различия внутренней природы людей было возведено в принцип под именем "равенство". Не составляет никакого труда доказать, что равенство вообще невозможно, и что его нигде не существует, хотя бы уже потому, что не может существовать двух совершенно одинаковых и, тем не менее, совершенно отличных друг от друга существ. Гораздо труднее продемонстрировать различные нелепые последствия этой абсурдной идеи "равенства", во имя которой людям пытаются навязать полное единообразие во всем, в частности, через всеобщее и одинаковое для всех образование, основываясь на совершенно ложной предпосылке, будто все в одинаковой степени способны понять определенные вещи и будто одни и те же методы для объяснения этих вещей годятся для всех без исключения. Однако здесь следует заметить, что в современном образовании речь, как правило, идет отнюдь не о том, чтобы обучающиеся "поняли" те или иные идеи, а о том, чтобы они "заучили" их. При этом память здесь подменяет собой разум, а само образование, видимое как нечто сугубо вербальное и книжное, согласно современной концепции, имеет своей целью такое накопление рудиментарных и беспорядочных, гетерогенных идей, при котором качество полностью приносится в жертву количеству. Как и во всех остальных областях современного мира, здесь мы имеем дело с распылением и множественностью. Можно было бы долго распространяться о порочности "всеобщего образования", однако мы не можем сделать этого в рамках данной работы. Кроме того, помимо частного применения принципа "равенства" к социальной сфере, существует множество других не менее извращенных и порочных его применений в других сферах; при этом последние настолько многообразны, что даже их простое перечисление является почти невыполнимой задачей.

Сталкиваясь с идеями "равенства" и "прогресса" или с какими-то другими подобными современными догмами, большинство из которых окончательно оформились в 18 веке, мы, естественно, не можем допустить, что они появились спонтанно и самопроизвольно. На самом деле это результаты "гипнотического внушения" в самом прямом смысле этого слова, хотя, конечно, эти идеи никогда не смогли бы серьезно повлиять на общество, не будь оно само в какой-то степени готово к их восприятию. Нельзя сказать, что именно подобные идеи породили современное мировоззрение, но они, без сомнения, весьма способствовали утверждению этого мировоззрения, равно как и его развитию вплоть до достижения им критической стадии, до которой оно никогда не смогло бы дойти без их помощи. Если бы это "внушение" внезапно потеряло свою силу, коллективное человеческое мышление почти сразу изменило бы свое качество и свою ориентацию. Именно поэтому подобное "внушение" бдительно поддерживается теми, кто прямо заинтересованы в сохранении современного извращенного состояния цивилизации, и особенно теми, кто стремятся еще больше извратить его. Не потому ли, несмотря на стремление современных людей превращать все в предмет дискуссии, эти догмы тщательно уберегаются от того, чтобы стать объектами полемики, и считаются бесспорными и абсолютными при полном отсутствии каких бы то ни было логических оснований для этого? Кроме того, не так просто выяснить, до какой степени честны пропагандисты подобных идей и в какой мере эти люди попадаются в свою собственную ловушку и, обманывая других, становятся в конце концов жертвами собственной лжи. В подобных случаях именно обманутые и реально поверившие в ложь чаще всего служат наилучшим инструментом для обмана других, так как истинным инициаторам лжи довольно трудно симулировать личную убежденность в правоте заведомо фальшивых идей. И тем не менее, у истоков подобного внушения должны стоять вполне сознательные личности, прекрасно отдающие себе отчет в прагматических целях подобных "гипнотических сеансов", а также отлично знающие истинную цену этим идеям. В данном случае мы используем термин "идея" весьма условно, так как совершенно очевидно, что здесь мы сталкиваемся с тем, что не имеет ни малейшего отношения к интеллектуальной области, а значит, строго говоря, не может быть названо "чистой идеей". Это "ложные идеи" или, другими словами, "псевдо-идеи", предназначенные, в первую очередь, для пробуждения у людей "сентиментальных реакций" - именно с их помощью легче всего влиять на толпу. В подобных случаях гораздо важнее сами слова, нежели заключенные в них идеи, и большинство идолов современности - это не что иное, как слова. Часто мы даже сталкиваемся с таким удивительным явлением, как "вербализм", сущность которого состоит в том, что само звучание произносимых слов порождает у невежественных слушателей или читателей иллюзию мысли. В этом отношении особенно показательно влияние, оказываемое на толпу ораторами, и, даже не подвергая феномен "вербализма" специальному анализу, легко понять, что речь здесь идет о самом простом и классическом гипнозе.

Но оставим разбор этих сторон нашей темы, и вернемся к следствиям, проистекающим из отрицания всякой подлинной иерархии. Заметим, что в настоящее время случаи, когда человек выполняет свойственные его внутренней природе функции, являются исключительными, тогда как в нормальной ситуации исключительным должно являться прямо противоположное. Более того, сегодня часто один и тот же человек выполняет последовательно совершенно различные функции, как если бы он мог менять свои способности по своему желанию. В эпоху предельной "специализации" это должно было бы выглядеть парадоксальным, но, однако, это факт, особенно часто встречающийся в сфере политики. Несмотря на то, что компетентность так называемых специалистов зачастую является чистой иллюзией или, по меньшей мере, ограничена чрезвычайно узкими рамками, все же большинство людей искренне верят в эту компетентность. В этом случае следует задать вопрос, почему подобная вера в компетентность специалистов не распространяется на политиков и почему полное ее отсутствие у них практически никогда не служит препятствием для их карьеры? При здравом размышлении в этом, в сущности, не окажется ничего удивительного, так как здесь мы имеем дело с естественным результатом демократической концепции, согласно которой власть должна приходить снизу и корениться в большинстве, что с необходимостью предполагает отказ от всякой подлинной компетентности, всегда несущей в себе элемент хотя бы незначительного превосходства, естественно превращающего ее в достояние меньшинства.

Здесь следует, с одной стороны, вскрыть ряд софизмов, лежащих в основании демократической идеи, а с другой - показать связь этой идеи с современным мировоззрением в целом. Едва ли надо специально подчеркивать, что наша собственная точка зрения, лежащая в основе наших суждений и оценок, выше какой бы то ни было партийности и не имеет прямого отношения к актуальным политическим дискуссиям. Мы рассматриваем данные вопросы совершенно объективно, точно так же, как мы рассматривали бы любой другой предмет, стремясь лишь с предельной ясностью обнаружить основания, на которых покоятся те или иные явления. На самом деле для того, чтобы все демократические иллюзии, столь характерные для современных людей, были раз и навсегда рассеяны, необходим именно такой объективный и беспристрастный подход. В случае идеи демократии мы снова имеем дело именно с "внушением", таким же очевидным, как и та его форма, о которой мы говорили несколько выше. Когда то или иное убеждение распознается как результат простого внушения и когда механизм воздействия этого внушения становится очевидным, само оно тут же теряет свою силу: в подобных вопросах беспристрастное и чисто "объективное" (как это модно говорить сегодня вслед за специфической терминологией некоторых немецких философов) исследование намного более эффективно, нежели сентиментальные декламации и партийные дебаты, которые, будучи лишь выражением тех или иных сугубо индивидуальных и частных мнений, ничего никогда никому не доказывают.

Самые решительные доводы против демократии можно сформулировать следующим образом: высшее не может происходить из низшего, поскольку из меньшего невозможно получить большее, а из минуса плюс. Это абсолютная математическая истина, отрицать которую просто бессмысленно. Следует заметить, что точно такой же аргумент применительно к иной области можно выдвинуть против материализма. И в подобном сближении демократии с материализмом нет никакой натяжки, так как они гораздо теснее связаны между собой, чем это кажется на первый взгляд. Кристально ясным и в высшей степени очевидным является утверждение, гласящее, что народ не может доверить кому бы то ни было свою власть, если он сам ею не обладает. Истинная власть приходит всегда сверху, и именно поэтому она может быть легализована только с санкции того, что стоит выше социальной сферы, то есть только с санкции власти духовной. В противном случае мы сталкиваемся лишь с пародией на власть, не имеющей оправдания из-за отсутствия высшего принципа и сеющей повсюду лишь хаос и разрушение. Нарушение истинного иерархического порядка начинается уже тогда, когда чисто временная власть стремится освободиться от власти духовной или даже подчинить ее в целях достижения тех или иных сугубо политических целей. Это является первоначальной формой узурпации, которая пролагает путь всем остальным ее формам. Истинность данного положения легко продемонстрировать на примере французской монархии, которая, начиная с 14-го века, сама того не ведая, подготовляла Революцию, уничтожившую, в свою очередь, и ее саму. В другом месте мы поясним это более подробно, в настоящий же момент ограничимся лишь простым упоминанием этого факта.

Если под словом "демократия" понимать полное самоуправление народа, правление народа над самим собой, в таком случае оно заключает в себе абсолютную невозможность и не может иметь никакого реального смысла ни в наше время, ни когда бы то ни было еще. Не следует поддаваться гипнозу слов: представление о том, что одни и те же люди одновременно и в равной степени могут быть и управляющими и управляемыми, является чистейшим противоречием, поскольку, если использовать аристотелевские термины, одно и то же существо в одной и той же ситуации не может пребывать одновременно в состоянии "акта" и "потенции". Соотношение между управляющим и управляемым с необходимостью предполагает наличие именно двух полюсов: управляемые не могут существовать без управляющих, даже если эти последние незаконны и не имеют на власть никаких других оснований, кроме своих собственных претензий. Но вся искусная хитрость тех, кто в действительности контролируют современный мир, состоит в способности убедить народы, что они сами собой правят. И народы верят тем охотнее, что это для них весьма лестно, тем более что они просто не обладают достаточными интеллектуальными способностями, чтобы убедиться в совершенной невозможности такого положения дел как на практике, так и в теории. Для поддержания этой иллюзии было изобретено "всеобщее голосование": предполагается, что закон устанавливается мнением большинства, но при этом почему-то всегда упускается из виду, что это мнение крайне легко направить в определенное русло или вообще изменить. Этому мнению с помощью соответствующей системы внушений можно придать желаемую ориентацию. Мы не помним, кто впервые употребил выражение "фабрикация мнений", но оно удивительно точно характеризует данное положение вещей, хотя к этому следует добавить, что не всегда те, кто внешне контролируют ситуацию в обществе, располагают всеми необходимыми для этого средствами. Последнее замечание помогает понять, почему полная некомпетентность даже самых высоких политических деятелей не имеет все же решающего значения для состояния дел в обществе. Но поскольку мы не намереваемся здесь разоблачать систему действия того, что называют "механизмом власти", заметим лишь, что сама эта некомпетентность политиков лишь служит укреплению демократической иллюзии, о которой мы говорили выше. Более того, некомпетентность необходима таким политикам, чтобы подкрепить видимость своей изначальной причастности к большинству, чтобы доказать свое сходство с большинством, которое, будучи поставленным перед необходимостью высказать свое мнение по тому или иному вопросу, обязательно обнаружит свою полнейшую некомпетентность, так как большинство в своей массе с необходимостью состоит из людей некомпетентных, в то время как люди, основывающие свое мнение на действительно глубоком знании предмета, всегда неизбежно окажутся в меньшинстве.

Итак, мы показали, что даже допущение возможности большинства самому устанавливать законы, является глубочайшим заблуждением. Даже если это допущение остается только теоретическим и не соответствует никакой реальности, все равно интересно исследовать, каким образом такое мнение смогло укорениться в современном мировоззрении, каким тенденциям оно соответствует и какие потребности (хотя бы по видимости) оно удовлетворяет. Принципиальная несостоятельность данного положения заключается в уже отмеченном нами аспекте: мнение большинства не может быть ни чем иным, кроме как выражением некомпетентности, независимо от того, является ли оно результатом недостатка умственных способностей или следствием простого невежества. Здесь можно привести в пример некоторые наблюдения относительно "массовой психологии" и особенно тот широко известный факт, что ментальные реакции, возникающие среди объединенных в толпу индивидуумов, проявляются в форме коллективного психоза, и их интеллектуальное качество соответствует не просто среднему интеллектуальному уровню индивидуумов, собравшихся в толпе, но уровню самых низменных и недалеких среди них. В несколько ином контексте следует заметить также, что некоторые современные философы пытаются ввести демократическую теорию в гносеологию и утверждают, что мнение большинства должно быть решающим и в самой интеллектуальной сфере. При этом "критерий истинности" они усматривают в так называемом "общественном договоре" или "универсальном консенсусе". Даже если предположить, что по какому-то вопросу все люди придут к определенному согласию, это еще отнюдь не означает, что такое согласие доказывает истинность чего бы то ни было. Более того, если подобное единство взглядов действительно наличествует (хотя это почти невероятно, поскольку, каким бы ни был конкретный вопрос, всегда найдутся люди, у которых вообще нет никакого мнения по этому поводу или которые просто никогда о нем не размышляли), истинность его невозможно проверить на практике, так что подтверждением и признаком его адекватности останется лишь само это согласие большинства, но большинства конкретного, то есть принадлежащего к той или иной группе, с необходимостью ограниченной в пространстве и времени. В этой области отсутствие подлинного интеллектуального обоснования у подобных теорий представляется тем нагляднее, чем активнее задействованы здесь сентименты - ведь именно они играют столь важную роль во всем, что касается политической сферы. Влияние сентиментов, чувств является наибольшим препятствием для понимания определенных вещей, которые при иных обстоятельствах без труда могли бы быть адекватно поняты теми, кто обладает для этого достаточными интеллектуальными качествами. Эмоциональные импульсы мешают мысли, и использование этого обстоятельства является обычной хитростью всех политических манипуляций.

Но давайте посмотрим еще глубже: что составляет сущность закона о большинстве, который проповедуется современными правительствами, и в котором эти правительства видят оправдание своей власти? Это закон материи и грубой силы, закон, тождественный физическому закону, согласно которому масса, увлекаемая своим весом, давит на все то, что находится у нее на пути. Здесь мы и обнаруживаем точку соприкосновения между демократической концепцией и материализмом, и именно в этом следует искать причины тому, что данная концепция так укоренилась в современном мышлении. Благодаря ей полностью переворачивается нормальный порядок вещей и устанавливается приоритет множественности, который на самом деле существует только в материальном мире. В духовном же мире, и более обобщенно, в универсальном порядке во главе иерархии стоит Единство, поскольку именно Единство, Единица есть изначальный принцип, из которого происходит в дальнейшем всякая множественность. Как только этот принцип Единства теряется из виду или отрицается, остается лишь чистая множественность, которая строго тождественна материи. Более того, говоря несколько выше о законе массы и о весе, мы употребили понятие "веса" не только в качестве простого примера для сравнения. Дело в том, что в области физических сил, в самом обычном понимании этого слова, вес означает стремление к падению и тенденцию сжатия, предполагающих все возрастающую ограниченность существа и одновременно постоянно увеличивающуюся множественность, представленную в данном случае увеличивающейся плотностью. Именно эта тенденция определила форму человеческой активности с самого начала современной эпохи. И следует заметить, что благодаря своей способности к одновременному разделению и ограничению материя была названа схоластической философией "принципом индивидуации". Это помогает связать воедино предмет нашего настоящего анализа, и все, сказанное выше относительно индивидуализма: демократическая эгалитарная тенденция тождественна тенденции "индивидуализации", которая в иудео-христианской традиции именуется "грехопадением", нарушившим изначальное единство. Множественность, рассматриваемая отдельно от своего принципа, истока и поэтому не могущая более быть приведенной к единству, в социальной области проявляется в представлении об общности, понимаемой лишь как арифметическая совокупность составляющих ее индивидуумов. И на самом деле подобная общность не может являться ни чем иным, так как она не связана в этом случае ни с каким принципом, превосходящим индивидуальный уровень. Законом подобной общности может служить лишь закон большинства, закон большого количества, и на этом, собственно, и основана демократическая идея.

Здесь следует заранее предупредить о возможности неадекватного понимания изложенных нами положений: когда мы говорили о современном индивидуализме, мы разбирали почти исключительно его проявления в интеллектуальной сфере, и кое у кого могло поэтому сложиться впечатление, что в социальной сфере дела обстоят несколько иначе. На самом деле, если брать термин "индивидуализм" в его узком понимании, может возникнуть иллюзия, что индивидууму может быть противопоставлена общность, и что прогрессирующее вторжение государства во все сферы жизни, параллельно с разрастанием социальных институтов, является признаком тенденции, направленной против индивидуализма. Однако это не соответствует действительности в том случае, если общность представляет собой простую математическую совокупность индивидуумов, и как таковая не может быть противопоставлена им. Равно и государство в современном его понимании есть не что иное, как простое представительство масс, не отражающее более никакого высшего принципа. При этом следует напомнить, что сам индивидуализм в нашем определении как раз и является отрицанием всякого высшего и сверх-индивидуального принципа. Поэтому, если и возникают конфликты между различными социальными тенденциями, коренящимися в сугубо современном мировоззрении, они являются конфликтами не между индивидуализмом и чем-то отличным от него, но между различными формами одного и того же индивидуализма, под какой бы личиной он ни выступал. И нетрудно заметить, что подобные конфликты никогда еще не были столь частыми и серьезными, как сегодня, благодаря отсутствию всякого принципа, способного объединить множественность, а также и потому, что сам индивидуализм уже изначально предполагает разделение. Это разделение и проистекающий из него хаос являются неизбежными следствиями всецело материальной цивилизации, так как сама материя есть истинный исток всякого разделения и множественности.

И наконец остается рассмотреть последнее следствие демократической концепции, состоящее в отрицании идеи элиты. Не случайно "демократия" противопоставляется "аристократии", поскольку этимологически слово "аристократия" означает "власть лучших", "власть элиты". Элита в своем изначальном смысле может представлять собой только меньшинство, и ее сила, а точнее, ее авторитет, основывающийся на ее интеллектуальном превосходстве, не имеет ничего общего с силой количества, на которой основывается демократия, в соответствии со своей собственной логикой настаивающая на принесении меньшинства в жертву большинству, а значит, качества в жертву количеству и элиты в жертву массам. Поэтому направляющее воздействие подлинной элиты и даже сам простой факт ее существования - естественно, она может выполнять свои функции при условии, что она действительно существует, - в принципе не совместимы с демократией, основывающейся на эгалитарных концепциях, а значит, на отрицании всякой иерархии (ведь в самом своем основании демократическая идея исходит из предположения, что любого индивидуума вполне можно заменить другим индивидуумом, так как все они математически тождественны, хотя на этом математическом тождестве все сходство и заканчивается). Подлинная элита может быть только интеллектуальной элитой. Поэтому и современная демократия может возникнуть только там, где подлинной интеллектуальности более не существует, что и имеет место в случае современного мира. Однако никакого равенства на деле не существует, и несмотря на все попытки свести всех к единому уровню, различия между людьми никогда до конца не исчезают. Это заставляет (вопреки самой логике демократии) изобретать различные ложные или псевдоиерархии, высшие уровни которых зачастую претендуют на то, чтобы считаться единственной подлинной элитой. И эти ложные иерархии строятся всегда на относительных и условных основаниях чисто материального характера. В качестве единственного социального различия современные общества признают лишь различие в материальном положении, то есть параметр чисто материальный и количественный, и это является единственной формой неравенства, допускаемой демократическими режимами, материальными и количественными в самой своей основе. И даже те, кто выступают против такого положения дел, неспособны предложить никакого действенного средства для исправления существующей аномалии, из-за отсутствия обращения к принципам высшего порядка подчас даже усугубляя в негативном ключе актуальную ситуацию. И здесь борьба разворачивается между различными аспектами демократии, в большей или меньшей степени акцентирующими эгалитарную тенденцию, точно так же, как в другом случае речь шла о борьбе между различными аспектами индивидуализма. Фактически демократизм и индивидуализм в конце концов совпадают.

Все эти соображения позволяют ясно понять сущность социальной ситуации в современном мире, и вместе с тем показывают единственно возможный выход из хаоса в социальной сфере, равно как и во всех остальных: этим выходом является восстановление подлинной интеллектуальности, которая должна привести к очередному формированию новой истинной элиты. В настоящее время такой элиты на Западе не существует, так как этот термин нельзя применять к тем разрозненным и изолированным друг от друга элементам, которые несут в себе лишь потенции истинно духовного порядка. Эти элементы чаще всего представляют собой лишь тенденции, стремление к восстановлению нормы, и уже одно это заставляет их противодействовать современному миру. Но будучи только потенциями, они не могут влиять на положение дел хоть сколько-нибудь эффективно и серьезно. Всем им недостает истинного знания доктрин традиции, которые невозможно воссоздать путем простой импровизации, исходя только из чистой автономной интеллектуальной логики, способной, особенно в актуальных, крайне неблагоприятных для этого обстоятельствах, возместить недостаток знания весьма фрагментарно и неполно. В конечном итоге, мы имеем дело лишь с разрозненными усилиями, которые часто оказываются дезориентированными из-за недостатка знаний принципов и отсутствия руководства, в нормальном случае осуществляющегося посредством традиционных доктрин. Можно было бы утверждать, что свойственная современному миру дисперсия, разрозненность, распространяющаяся даже на его заклятых врагов, есть способ самосохранения этого мира. Это положение дел неизбежно сохранится до тех пор, пока противодействие современному миру протекает лишь в сугубо "профанической" сфере, которая, будучи естественной и единственно приемлемой для духа современности территорией, всегда предоставляет этому духу исключительные преимущества. И сам тот факт, что враги современного мира все же предпочитают оставаться в рамках именно этой области, свидетельствует, что влияние самого этого мира затрагивает и их самих. Вот почему, многие люди, чьи благие намерения не подлежат никакому сомнению, не способны понять, что начинать надо только с первопринципов, и они продолжают растрачивать свою энергию в той или иной относительной, частной сфере (социальной или какой-то иной), где по определению в актуальных условиях невозможно добиться ничего подлинного или долговечного. У истинной элиты, если бы таковая существовала, не было бы необходимости прямо вмешиваться в подобные частные сферы или участвовать в каких-либо внешних действиях. Она управляла бы ходом вещей так, что большинство людей просто не знало бы об этом, и она была бы тем более эффективной, чем более невидимой. Достаточно вспомнить все, сказанное выше о силе внушения, которая для того, чтобы быть эффективной, отнюдь не требует никакой истинной интеллектуальности. И этот пример поможет нам представить, какой могущественной должна быть сила влияния истинной интеллектуальной элиты, действующей еще более невидимо и тайно в гармонии со своей внутренней природой, укорененной в чистой интеллектуальности и чистой духовности. И вместо того, чтобы ослаблять эту интеллектуальную силу противостоящей современному миру элиты, разделяя ее под влиянием законов множественности и вовлекая ее в сферу иллюзий и лжи, следовало бы, напротив, позволить ей сконцентрироваться на единстве принципа, и тогда она рано или поздно должна была бы отождествиться с силой самой истины.

Глава из книги "Кризис современного мира".
Перевод с французского Наталии Мелентьевой.

http://pustoshit.com/06/guenon.html
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн Lyss

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 709
  • пора летать
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #1 : 27 Июль 2013, 01:53:58 »
Практически 100 лет прошло, а как будто вчера писал :), история делает виток?

И его еще определили в "мистики", и Эко пытался препарировать под скальпелем западной семиотики - но реально обломался.

Вообще неординарная личность, и тайн малых и больших знаток, но проект интеграции ислама не получился - слишком интеллектуально и по Французски подошли к нему.

Кстати тебе стоит почитать его работу по "инициации", если есть в переводах

Оффлайн psyonic

  • Новичок
  • Сообщений: 42
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #2 : 06 Август 2013, 12:40:15 »

Оффлайн Vaclav

  • Новичок
  • Сообщений: 3
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #3 : 30 Январь 2014, 10:31:05 »
Рене Генон
Социальный хаос


...Элита в своем изначальном смысле может представлять собой только меньшинство, и ее сила, а точнее, ее авторитет, основывающийся на ее интеллектуальном превосходстве, не имеет ничего общего с силой количества, на которой основывается демократия, в соответствии со своей собственной логикой настаивающая на принесении меньшинства в жертву большинству, а значит, качества в жертву количеству и элиты в жертву массам. Поэтому направляющее воздействие подлинной элиты и даже сам простой факт ее существования - естественно, она может выполнять свои функции при условии, что она действительно существует, - в принципе не совместимы с демократией, основывающейся на эгалитарных концепциях, а значит, на отрицании всякой иерархии (ведь в самом своем основании демократическая идея исходит из предположения, что любого индивидуума вполне можно заменить другим индивидуумом, так как все они математически тождественны, хотя на этом математическом тождестве все сходство и заканчивается). Подлинная элита может быть только интеллектуальной элитой. Поэтому и современная демократия может возникнуть только там, где подлинной интеллектуальности более не существует, что и имеет место в случае современного мира...
Подлинная элита может быть только святой элитой: "...Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев.19:2)". Вне святости "интеллектуальное превосходство" не убедительно.

Оффлайн Supraom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 878
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #4 : 30 Январь 2014, 11:18:30 »
Подлинная элита может быть только святой элитой: "...Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев.19:2)". Вне святости "интеллектуальное превосходство" не убедительно.

Биолюминесценция типа или чё?
Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #5 : 30 Январь 2014, 12:13:49 »
Святость - это уже совсем другое, чем элитарность.
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн Vaclav

  • Новичок
  • Сообщений: 3
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #6 : 30 Январь 2014, 13:01:33 »
Святость - это уже совсем другое, чем элитарность.
Да, многие сегодня так считают. Но именно здесь, вне всякого сомнения (по крайней мере для верующего), заключается ошибка
современного мира, ведущая душу к отчаянию. Когда элита теряет святость, тогда "открываются двери" для демократии.
Никакой элиты вне святости быть не может по определению: святой - это и есть наилучший, мудрейший и благороднейший. Кто пытается делать ставку на элитарность вне святости непременно будет скатываться к самой худшей форме тирании.

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #7 : 30 Январь 2014, 13:15:43 »
Святой не принадлежит миру сему. Инициатический правитель по своим качествам приближается к святому, но, когда настает время, уходит от мира, как Цинь Шихуань, например.
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн Vaclav

  • Новичок
  • Сообщений: 3
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #8 : 30 Январь 2014, 13:39:41 »
Христос, являющийся для многих, в том числе и для меня Учителем, говорит, что "святые - свет миру": «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф.5:2-16)».
Если "святые не принадлежит миру сему", то человечество ждет неизбежная погибель. Мы, православные христиане, верим, что святые живы и продолжают помогать людям. А когда-то наступит время, когда они воскреснут и мир воочию увидит их. К слову, я верю и в то, что наступит время, когда те люди, о которых так проникновенно написал Евгений Гильбо в статье "Два года после конца", воскреснут и именно в сонме святых, поскольку они "вошли в небо" через высшие ворота святости: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан.15:13)".
 

Оффлайн Real

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 705
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #9 : 30 Март 2015, 09:31:27 »
Ну и графоман ваш товарищ Генон. Что бы выразить 2-3 мысли достойные упоминания. Употребить стока букафф....
Штирлиц стоял на своем. Это была любимая пытка Мюллера.

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #10 : 30 Март 2015, 11:02:51 »
Можете выделить эти 2-3 мысли в немногих буквах, если не затруднит?
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн Real

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 705
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #11 : 21 Июль 2015, 16:20:07 »
Надоело мне открывать Америки, через форточку и изобретать  велосипед, но все же постараюсь лаконично изложить эти 2-3 мысли  мысли:

1. Люди не равны, и дело не в Ницше, я не являюсь его фанатом, да и  вообще достаточно холодно отношусь к его творчеству, хотя иногда люблю  пару цитат из него привести или перечитать на досуге когда те, кого он  называет "мухами" из "Заратустры" достают своим жжужанием и  назойливостью.

Вообще-то достаточно наблюдательный человек должен усвоить данный  тезис еще в подростковом возрасте, когда неравенство становится явно  видно и у человека появляются зачатки саморефлексии.

2. Люди не только не равны, но и различны по своей внутренней природе,  качествам и свойствам.
Далее идет бла бла про касты, о которых я ранее упоминал. И достачно  сомнительная рефлексия на тему, что большинству людей не удается  реализовать свой внутренний потенциал данный им от Бога верно.
Рефлексия сомнительная потому, что Генон почему то считает, реализация 
своего потенциала в обществе модерна без утраты смысла и содержания не  считается полной или целостной. Ну пока оставим это за скобками.

3. Идеи равенства, братства и прочие благоглупости Французской  буржуазной революции, которые утвердили эпоху модерна и вознесли класс  буржуазии на привилегированное место по сравнению с его положением в периодом монархии, конечно же являются собой не более чем "лозунгами" и в абсолютной мере не могут быть достижимы. Я думаю тут пояснять не надо.

4. Далее идет критика социального устройства и "демократии", не  компетентности масс (а когда они были компетентны?), и политиков,  которые эти массы представляют в демократической модели избрания властей.

5. Отдельное стоит сказать про критику образования. Еще преподаватель  философии говорил, что эффективное обучение может быть только в  группах не более 5 человек, где преподавать может уделять внимание  каждому. Не знаю откуда он это взял - то ли от греческих философов   (Аристотеля и Платона), то ли сам выдумал. Но в целом я с ним  согласен, если считать под "эффективным образованием" целостное,  полное и глубокое, а не массовое - которое готовит "квалифицированных"  специалистов для различных отраслей экономики.

6. "Эмоциональные импульсы мешают мысли, и использование этого  обстоятельства является обычной хитростью всех политических  манипуляций." - без комментариев.

7. Интеллектуальность снижается как только попадаешь в достаточно крупную социальную группу, которая заряжена какой то идеей. (Эффект присоединения, но только к этому эффекту я бы все не сводил, я не буду сейчас делать детальный разбор псих-их механизмов  и психологических процессов, которые приводят к изменению поведения индивидуума в больших группах) - даже я поддаюсь таким влияниям (хотя вроде о себе высокого мнения :) )

8. Идеи эпохи модерна - породили мировоззрение человека модерна.

9. "Вот почему, многие люди, чьи благие намерения не подлежат никакому сомнению, не способны понять, что начинать надо только с первопринципов, и они продолжают растрачивать свою энергию в той или иной относительной, частной сфере (социальной или какой-то иной), где по определению в актуальных условиях невозможно добиться ничего подлинного или долговечного." -

Единственный комментарий - ничто не вечно под Луной, и что он понимает под подлинным и долговечным далеко не то же что понимают другие.

10. "У истинной элиты, если бы таковая существовала, не было бы необходимости прямо вмешиваться в подобные частные сферы или участвовать в каких-либо внешних действиях. Она управляла бы ходом вещей так, что большинство людей просто не знало бы об этом, и она была бы тем более эффективной, чем более невидимой."

Если верить Википедии, то
 
"Со временем Генон пришёл к выводу об отсутствии, или, точнее, исчезновении на Западе посвященческих организаций, способных обеспечить законную передачу духовных влияний, необходимую для осуществления полной «метафизической реализации», то есть достижения высших состояний[13]."

Единственное, что скажу, так это то, что если Генон, не нашел такой элиты на Западе, то это не значит, что ее не существовало. На мой взгляд - просто плохо искал... Да и вопрос в том - а что искал то он? И что считал подлинно интеллектуальной элитой? Тоже не ясно. Ведь "интеллектуальность", тех или иных "элит" вопрос тоже весьма спорный.

Есть такое хорошее высказывание - "Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает"
Штирлиц стоял на своем. Это была любимая пытка Мюллера.

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 934
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #12 : 21 Июль 2015, 16:54:43 »
5. Отдельное стоит сказать про критику образования. Еще преподаватель  философии говорил, что эффективное обучение может быть только в  группах не более 5 человек, где преподавать может уделять внимание  каждому.

вопрос профессионализма
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 934
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #13 : 21 Июль 2015, 16:55:55 »
Святой не принадлежит миру сему. Инициатический правитель по своим качествам приближается к святому, но, когда настает время, уходит от мира, как Цинь Шихуань, например.

Пример святого доставляет, конечно  :badmood:
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #14 : 21 Июль 2015, 17:09:15 »
Единственный комментарий - ничто не вечно под Луной, и что он понимает под подлинным и долговечным далеко не то же что понимают другие.
Перемены происходят закономерно, а источник закона перемен вечен и постоянен.
Ну это как один из способов намекнуть. Вообще изменчивость принадлежит к миру становления, т. е. природе и обществу.

Цитировать
Единственное, что скажу, так это то, что если Генон, не нашел такой элиты на Западе, то это не значит, что ее не существовало. На мой взгляд - просто плохо искал... Да и вопрос в том - а что искал то он? И что считал подлинно интеллектуальной элитой? Тоже не ясно. Ведь "интеллектуальность", тех или иных "элит" вопрос тоже весьма спорный.

Не нашел инициатических организаций с полной передачей, а в суфийском обществе - нашел и практически туда вступил и практиковал.
А Эвола дошел до того, что заявил, что таких организаций и вовсе нет, потому Эволу и нельзя причислить к традиционалистам.
Стоит заметить что вопрос о наличии передачи (иниц. трансмиссии) вне религиозных и оккультных организаций остается открытым.

Цитировать
Есть такое хорошее высказывание - "Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает"
Есть вещи неразглашаемые, но в этом чжане есть не только поверхностный смысл.
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #15 : 21 Июль 2015, 17:11:49 »
Святой не принадлежит миру сему. Инициатический правитель по своим качествам приближается к святому, но, когда настает время, уходит от мира, как Цинь Шихуань, например.

Пример святого доставляет, конечно  :badmood:
Под святостью имеется в виду не доброта, и не милосердие, и не аскетизм.
Но если не использовать европейский эквивалент, вообще тут дискуссия скатится.
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #16 : 26 Февраль 2016, 11:43:47 »
Открыл для себя неожиданно новый термин: «парианозис». Другой вариант — «парианоз». В зависимости от написания меняются смысловые акценты. «Нозис» связан с «гнозисом», то есть знанием. Но есть и «нозос», что значит по-гречески «болезнь». Короче, «парианозис» — это диагноз, который ставится современному менталитету.

Речь идёт о париях, отчаянно пытающихся обрести идентичность в мире, который они не понимают. До них доходят только обрывки сведений из классической картины мира. Поэтому они (парии) из этих обрывков шьют своё видение реальности заново.

В наиболее остром случае получается Фоменко. Но в принципе Фоменко разлит повсюду. Речь не только об истории. Интерпретации текущих событий подавляющим большинством экспертов это «Фоменко лайт».

Метод обретения идентичности для парии состоит в предельном огрублении и опошлении мирового пейзажа. Это образ мусорной свалки, где крысы разных пород дерутся за отбросы. Метод объяснения всего должен быть предельно материалистичен. Борьба за ресурсы, делёж нефти, нехватка питьевой воды — как главный двигатель истории, её содержание.

Гегелевская фраза про «мировой дух, который творит историю, пользуясь частными интересами», бесконечна далека от такого подхода. В контексте духа пария не может найти свою идентичность. Именно потому, что его ситуация есть выведенность за границы духа. Разумеется, в своей картине мира парии обладают центральным положением.

Но, благодаря перевёрнутости его «логики», эта центральность воплощена в обиженности. Обиженность — тот самый «ressentiment», о котором писал Ницше. Это обязательно отражение роли и позиции господина. В мире парий «господа» это неправильные лжепаханы, занявшие своё положение в результате несправедливости. Несправедливость однако для париагнозиса не может быть глобальной и фундаментальной. Тогда это был бы уже радикализм!

Пария не способен к радикализму, вообще боится любых обобщений. Несправедливость всегда возникает в его мире как результат сговора более ловких крыс. Ротшильды подсуетились, Варбурги и Шифы оседлали какие-то ситуации. В итоге «мы» (парии) вынуждены вставать с колен, скользить и опять падать на них, потому что когда-то очень давно нас обманули.

Из этой позиции следует два очень важных политических вывода. Завистливое желание приблизиться к лиге «больших», которые имеют недоступную париям полную картину. Второй же вывод — ненависть к радикалам, которые обладают глобальным пониманием несправедливости, как изначального дефекта бытия. Поэтому пария в поиске идентичности будет всегда предлагать свои жандармские услуги Мировому правительству.

Гейдар Джемаль
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。

Оффлайн basoff

  • Новичок
  • Сообщений: 9
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #17 : 27 Сентябрь 2016, 16:07:17 »
Генон напрочь отбросил из рассуждений вот это явление: http://www.andrey-basov.net/vorota.html Или вообще ничего о нём не знал.

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 934
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #18 : 28 Сентябрь 2016, 02:13:09 »
Генон напрочь отбросил из рассуждений вот это явление: http://www.andrey-basov.net/vorota.html Или вообще ничего о нём не знал.

если бы только это...
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн Nomarch

  • Модератор
  • Hero Member
  • ***
  • Сообщений: 3 880
Рене Генон. Социальный хаос
« Ответ #19 : 28 Сентябрь 2016, 14:17:18 »
Про обман и самообман у Генона  - в работах "Заблуждение спиритов" и "Теософизм: история одной псевдорелигии"
А вообще в профаническом мире эти явления принципиально неизбежны.
聖人以心導耳目,小人以耳目導心。