Хуа То (кит. 華佗) (I в.н. э.)— самый знаменитый медик Древнего Китая. Согласно «Хоу Ханьшу», он жил в последние годы правления династии Хань и первым стал употреблять анестезию (вино, сдобренное коноплёй). Помощь Хуа То была неоценима для страждущих от паразитов и для беременных женщин.
В периоды династий Восточная Хань (25-220 г.н. э.) и Троецарствия (220–265 г.н. э.) происходит накопление и обобщение опыта традиционной китайской медицины. В это время было разрешено вскрытие трупов, и для этой цели использовали казненных преступников. Благодаря этому врачи изучали анатомию внутренних органов и измеряли их вес. Они также могли оценить важность артерий, вен, нервных стволов и описать их расположение в теле вплоть до мелких ответвлений. В результате появились подробные описания анатомических образований около точек иглоукалывания.
Хуа-То прославился как искусный врач, диагност, знаток Чжень-цзю (иглоукалывание и прижигание) терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа-То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа-То применял Ма-фэй-сан (чайная смесь), мандрагору, а также метод иглоукалывания. Достоверно известно, что он широко применял общий наркоз, который вызывал, давая больным специальные наркотические отвары, причем использовал для этой цели опиум, гашиш, индийскую коноплю и другие вещества. При анестезии иглоукалыванием он использовал одну-две точки и большое внимание уделял появлению у больного специфических ощущений «прихода Ци». Вот, например, описание одного случая из богатой практики Хуа-То:
«Брат императора Гуань Юй был ранен в руку отравленной стрелой во время игры в Го. Хуа-То, исследовав рану, сказал, что она нанесена стрелой не из обычного лука, а из натянутого с помощью особого приспособления. Яд, которым напитана стрела, — "ву-тоу"(яд изХуа То оперирует Гуань Гуна.jpg головы вороны). Она прошла кожу, мышцу и проникла в кость. "Если рану не начать лечить как можно скорее, то придется отнять всю руку», — заключил Хуа-То. Получив разрешение на операцию, он дал Гуань Юю выпить лекарство, отводящее боль, потом взял остроконечный нож «цзян-дяо», разрезал им мягкие ткани вокруг раны и открыл кость. При этом можно было видеть, что яд проник в кость, которая окрасилась в темно-синий цвет. А в это время Гуань Юй играл в Го здоровой рукой.
Хирург ножом соскоблил с кости все, что было напитано ядом. В шатре стояла мертвая тишина, слышалось только скрежетание железа о кость. Присутствовавшие побледнели и закрыли глаза руками. Гуань Юй играл в Го, разговаривал и смеялся, ничем не выдавая своих страданий. Потом Хуа-То взял особый порошок и присыпал им внутри раны, а снаружи зашил нитками. Рука Гуань Юя очень быстро зажила. Через некоторое время, — повествует далее биограф, — Хуа-То пригласили к князю царства Вэй — Цао Цао, страдавшего сильнейшей головной болью. «Твоя болезнь, — сказал хирург, осмотрев князя, — гнездится в мозгу. Я дам тебе лекарство «Ма-фэй-сан», и ты уснешь. Я же острым инструментом открою череп и употреблю лучшие средства, чтобы вылечить мозг, а к ране приложу пластырь и зашью…»
Хуа-То много внимания уделял вопросам гигиены и профилактики заболеваний, постоянно пропагандировал применение физических упражнений для предупреждения и лечения заболеваний. Наблюдая за движениями и дыханием животных, он разработал систему физических упражнений по методу: «движения (игры) пяти зверей»: оленя, обезьяны, медведя, тигра и журавля. Эта гимнастика применяется китайской медициной и в настоящее время и считается имеющей наибольшую ценность в ряду многих других методов физкультуры. Хуа-То утверждал, что человек, занимающийся гимнастикой, не болеет по той же причине, по которой не изнашивается постоянно смазываемый маслом дверной шкворень. Подражание тигру увеличивает силу, имитация оленя способствует расслаблению мышц, выполнение упражнений обезьяны развивает подвижность суставов. Игра медведя полезна для внутренних органов, подражание аисту благоприятно влияет на лёгкие и систему кровообращения.
Слава Хуа То достигла Цао Цао, который страдал от мучительных головных болей. Хуа То знал такие приёмы иглоукалывания, которые были способны облегчить его мучения. По этой причине Цао Цао безвыездно держал его при себе. Когда Хуа То поехал навестить больную жену домой и замедлил с возвращением, обезумевший от болей Цао Цао велел взять его под стражу и предать казни.
Когда в 208 г. умер сын Цао Цао по имени Цао Чун, тот признал, что сам обрёк его на смерть казнью искуснейшего врача во всей Поднебесной. Перед смертью Хуа То изложил своё искусство в трактате, однако тюремщик побоялся принять от него свиток, и Хуа То в негодовании сжёг своё бесценное сочинение.