Исторический Клуб > Европейская история

Истоки Ренессанса и Гуманизма (мнение)

(1/4) > >>

swb:
Гуманизм и ренессанс.
http://avvakoum.livejournal.com/1585224.html

Часто люди в комментах рассуждают о "гуманизме", понимая под этим "к людЯм помягше, а на вопросы смотреть ширше! (с)". Включая в это понаятие "толерантность", "терпимость", снисходительность, свободу поведения...

Ну давайте разберемся, что же такое "гуманизм" в его сути?

Я придерживаюсь мнения, что "гуманизм" это внимание и уважение к личности человека. К личности, к его внутреннему "я" и внутреннему миру.  "Я" и "личность" как таковые развились только в эпоху Ренессанса. (Про античность здесь речи не идет) и чтобы понять, что такое гуманизм, надо разобраться, что такое "ренессанс".  В эпоху средневековья, или, как еще говорят, "тысячелетие веры" человек ощущал себя божьей тварью, во всех смыслах. Он доверял Богу, полагался на него, и не отделял себя от божих провидений.

Но когда пришла Чума - 1347 год, европеец содрогнулся. Во первых, беда и смерть были неумолимы. Мерли все, и хорошие и плохие, и дети и старики. Умирали в муках и очень некрасиво. От трупов и горя люди тупели, уставали смертельно.  Во вторых - неизбежность смерти, после того, как человек понимал, что заразился (40 дней. Карантэн - отсюда слово карантин) хотя он был еще здоров, но знал, что незбежно умрет, вот эта неизбежность в определенный срок - снимала всякие запреты, законы, шоры... Человек в эти дни был абсолютно свободен. Представьте себе это. (На платформе этого феномена построен Декамерон Бокаччо). В третьих - деньги и достаток перестали играть роль - все мерли, богатства вокруг навалом.

В общем, когда Чума схлынула, мир уже был иным. Люди отрезали пуповину связывавшую их с Богом. Развились как чудовищные пороки, так и Личность, самость.

Вот что такое Ренессанс и гуманизм.

Да,  говорят, мол, ренессанс это порождение городской культуры и уклада. Я бы не сказал что это чушь, просто не существенно, и фактами не подтверждается.

----------------------------
PS попробовал представить мир где статусы и деньги не чего не значат, смерть на расстоянии вытянутой руки и ты абсолютно свободен..

Nomarch:
Гуманизм и "Ренессанс" - проявления упадка Традиции. Немаловажную роль сыграло появление протестантизма.
Вообще сейчас довольно искаженное мнение о средневековье.
Насчет роли чумы надо подумать.

Real:
У Номарха все есть упадок традиции...

А то что в традиции (или в том же средневековье) максимум что бы ему было бы доступно так это Библия или Коран и то в лучшем случае если бы повезло.
Повезло не умереть от болезни, погибнуть на какой нибудь очередной войне или быть сожженным за еретическое инакомыслие.


Ренессанс как явление есть часть от длительного процесса эмансипации личности. То есть сбрасывания с себя оков религиозного давления и надуманных запретов и обретения некоторой доли свободы. Свободы мысли, свободы в культуре и некоторых экономических свобод тоже.

Real:

--- Цитата: swb от 15 Ноябрь 2015, 17:26:51 ---Гуманизм и ренессанс.
http://avvakoum.livejournal.com/1585224.html

В общем, когда Чума схлынула, мир уже был иным. Люди отрезали пуповину связывавшую их с Богом. Развились как чудовищные пороки, так и Личность, самость.

--- Конец цитаты ---

Я оцениваю роль Чумы как потрясения для средневековой цивилизации которое породило элементарные нормы Санитарии и Гигиены. В свою очередь это стало не главным, но одним из маленьких шагов к рациональному познанию мира и обустройства мира. (в частности ближайшего окружающего мира - городов и быта горожан). А так же дало еще один толчок для формирования основ медицины.

Nomarch:

--- Цитата: Real от 15 Ноябрь 2015, 18:04:18 ---А то что в традиции (или в том же средневековье) максимум что бы ему было бы доступно так это Библия или Коран
--- Конец цитаты ---
Как все запущено. А как же огромное количество герметических трактатов, не говоря уже о религиозных?


--- Цитировать ---Ренессанс как явление есть часть от длительного процесса эмансипации личности. То есть сбрасывания с себя оков религиозного давления и надуманных запретов и обретения некоторой доли свободы. Свободы мысли, свободы в культуре и некоторых экономических свобод тоже.

--- Конец цитаты ---

Упадок внешней части традиции как раз связан с переходом догматики духовного наставления в сферу морали. В таком виде перспективой может быть только дальнейший распад.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии