Автор Тема: Мастер и Маргарита  (Прочитано 49746 раз)

Оффлайн vvk

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 108
Мастер и Маргарита
« Ответ #25 : 22 Декабрь 2005, 10:28:13 »
Цитировать
Дык, я не говорил, что ВСЕ.  :)
Согласен, множество "куча народу" является подмножеством множества "все".  :)
А вообще, в последнее время пришел к выводу, что фильмы имеет смысл смотреть только в кинотеатрах Dolby Digital Surround, на последнем ряду, удобно устроившись в мягком пуфике. Иногда беру с собой жену, чтоб в темноте полапать за коленку.  :rolleyes:
Так что если какой-нибудь режиссер сожмет МиМ в 2-3 часа - посмотрю обязательно. Смотреть же многосерийное мыло - увольте!

Оффлайн andrey2

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 207
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #26 : 22 Декабрь 2005, 11:44:41 »
21.12.2005, Иван Понырев
Воланд в Кремле
Я считаю, мессир, что я сделал все, что мог, и не понимаю, чем объясняется скептическое выражение на вашем лице.


Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"


 

Воланд вернулся в Москву. Спустя 70 лет после триумфального визита в белокаменную и краснознаменную советскую столицу булгаковский дьявол вновь шагает по России. "Дорогие россияне" с беспримерным вниманием смотрят сериал, посвященный московским приключениям того, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо. Рейтинг зашкаливает. И хоть на дворе декабрь, Москва объята пламенем "небывало жаркого заката".


Похоже, общество предъявляет запрос на иной образ правителя, чем тот, что сложился в конце 1990-х годов. Тогда избиратели грезили новым Штирлицем. И Штирлиц пришел в лице Путина. В кризисах последнего года образ президента поистерся. Из президента надежды он стал президентом терпения. Политологи выдвигали разные версии о том, на кого будет похож возможный преемник. Говорили, он будет прокурором. Или питерским либералом, или вновь чекистом. Но подсознание общества неожиданно породило иной образ. Общество позвало Воланда, и Воланд пришел.


Успех сериала не тривиален. По данным социологической службы Gallup Media, в Москве доля смотревших сериал составила 58,6%, а рейтинг фильма — 29,7%. Это рекорд. "Мастер" превзошел даже "Идиота" Достоевского (доля первых серий этого сериала по Москве составил 34,7%, рейтинг — 14,5%). Напомню, что доля высчитывается от числа тех, кто смотрел телевизор (все равно, какую программу), а рейтинг — от числа людей, владеющих телевизорами (и способных посмотреть фильм потенциально).


Иначе говоря, массовая аудитория буквально приклеилась к телевизору, наблюдая за приключениями героев книги, которую советскому интеллигенту 1970-х полагалось знать чуть ли не наизусть. В чем секрет популярности? Бесспорно, гениален роман великого Булгакова. Однако показанный несколько лет назад фильм "Мастер и Маргарита", снятый Вайдой, позорно провалился (мне запомнилась не по-московски узкая скамейка на Патриарших и несуразный орден Ленина на груди Берлиоза). Это значит, что тезис о неизбежном успехе любой экранизации булгаковского произведения придется отложить в сторону. Так в чем же секрет?


Поздний Булгаков постоянно вел внутренний и литературный диалог с правителем. В его произведениях появляются комедиант Мольер и король-солнце Людовик Четырнадцатый, оказывающий ему покровительство. У хирурга Преображенского в "Собачьем сердце" есть могущественный заступник из партийных сфер. Как ни пошла мысль, что поздний Булгаков мечтал о могущественном защитнике, она имеет право на существование.


Воланд — художник власти. "Ты сам свой высший суд, всех лучше оценить сумеешь ты свой труд". "Твори справедливость любыми путями". В образе Штирлица важен акцент на "нашего человека" в кругу врагов. Для образа Воланда этот акцент уже не важен. Лишь бы кто, хоть "чорт с рогами" (буквально), только бы навел порядок. Подобное настроение, настроение обывателя, измученного войной, голодом и хаосом, сквозит в каждой строчке "нэпмановских" рассказов Булгакова.


Когда же, когда придет тот, кто установит окончательный порядок? Накажет урок — пролетарских поэтов (либералов в нашей реальности), вернет Мастера из сумасшедшего дома, в конце концов, обеспечит "покой" ("Они не заслужили свет, они заслужили только покой", — говорит Левий Матвей, не о нас ли?).


В чем же различия образа Воланда и образа Штирлица, коему трудолюбиво старался соответствовать наш президент последние пять лет? Штирлиц — человек системы, порядка. Предполагается, что есть спецслужбы, представителем которых является штандартенфюрер. Наш человек проникает в "хаос" враждебного рейха и разрушает его, приближая нашу Победу.


Миф о Воланде — иной. Булгаковский сатана не системен. Напротив, он взломщик всех систем. Он беспощадный судия, Палач Божией милостью. При этом для установления справедливости он использует методы, абсолютно незаконные. Образ русского сатаны прямо таки дышит предчувствием 37-го года. Берлиозу не отрезали голову. Нет, ему ее продырявили. Быть может, кстати, простая женщина, комсомолка. Барон Майгель сгорел на работе. Каждый получил все, что заслуживал. Вплоть до литератора Латунского.


Народ перестал верить в Штирлица, в достижение справедливости по правилам. Произошла деволюция к более примитивным схемам управления. "Не надобно никаких законов, пусть будет правитель, да царствует по справедливости". Над страной вновь замаячил образ Сталина, который расстреливал бы, не задумываясь, даже членов Политбюро.


Что нашел бы Воланд, придя в Кремль, это современное Варьете? Степу Лиходеева с раскалывающейся от похмелья головой. Куда его? "В Ялту". Его заместитель по политической части товарищ Варенуха? Ну что ж, превратить в вампира, пусть еще послужит. Финдиректора — запугать до смерти и на Соловки, пусть составит компанию Канту. Младшие чины — заставить петь "Славное море, священный Байкал". И в санаторий всех, в санаторий.


Вот такой вот неожиданный образ правителя, Темный лик, рисует нам товарищ Булгаков. Его появление завершает эпоху Путина. Общество требует правителя нового типа. Да, не такого мы ждали. Мы ждали, скорее, современного западного либерального политика. На крайний случай — "Ющенко". Или Касьянова. Или других персонажей из арсенала бархатной революции.


А ведь было нам знамение явное. Полковник Квачков — вот Воланд. Конечно, он не дотягивает до киношного образа по многим параметрам. Но важно другое. "Покуситель на Чубайса" вписывается в образ. "Совершение зла во имя справедливости". Мы сейчас не рассматриваем, подлинно ли предъявленное Квачкову обвинение. Важно, что в рамках мифа он — человек, пошедший на преступление во имя справедливости. И чуть ли не единственный оппозиционный политик, которому сопутствовал крупный успех на декабрьских выборах.


Конечно, готового "Воланда" среди российских политиков пока нет. Под образ беспощадного правителя подходит разве что Рамзан Кадыров. Но чеченский правитель в Кремле — слишком экзотично даже для наших, привыкших ко всему широт.


Поэтому пока что "Воланд" — лишь образ жесткого, не связанного законами националистического правителя. Для общественного мнения он безумно притягателен именно в этом качестве. Неизвестно, облечется ли плотью этот зародившейся в общественном сознании фантом. Быть может, он лишь одна из альтернатив "образу Штирлица", явно испытывающему кризис в связи со снижением популярности действующего президента. Для нас же важно зафиксировать сам факт — у базового образа путинского правления появилась альтернатива.


С точки зрения общественного подсознательного, это, пожалуй, главный итог уходящего года. Сериал "Мастер и Маргарита" высветил одну их возможных альтернатив. Однако все ближе 2008 год, год воплощения фантомов в политическую реальность, год окончания президентского срока, после которого нас уже не будут волновать ни президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.


Автор — старший научный сотрудник Института истории и философии.



Источник - АПН
« Последнее редактирование: 22 Декабрь 2005, 11:55:15 от andrey2 »

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #27 : 22 Декабрь 2005, 11:59:02 »
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Однако, продолжаем терзаться вопросами: о чем роман (фильм)?
Продолжаем терзаться.
А что в этом романе такого особенно-гениального?  :unsure:
Блистательный русский язык, многоплановость, философия, сатира, атмостфера эпохи, свободолюбивый дух, протест, загадочность, личные смыслы... Плюс история написания и публикации, влияние на поколение 70-х...
 

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #28 : 22 Декабрь 2005, 12:10:33 »
Вчерашнее явление героев - мастера и Маргариты - порадовало. Такими и представлялись, особенно мастер.

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #29 : 22 Декабрь 2005, 12:25:39 »
Цитировать
Похоже, общество предъявляет запрос на иной образ правителя, чем тот, что сложился в конце 1990-х годов.
Чушь собачья! Народ просто любит роман и жаждет его адекватной экранизации. И если это в принципе возможно, то только русским режиссёром. Вот и смотрим, получилось или нет.
И причём тут Путин, Штирлиц, Квачков?  

Оффлайн andrey2

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 207
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #30 : 22 Декабрь 2005, 12:51:13 »
Цитировать
Цитировать
Похоже, общество предъявляет запрос на иной образ правителя, чем тот, что сложился в конце 1990-х годов.
Чушь собачья! Народ просто любит роман и жаждет его адекватной экранизации. И если это в принципе возможно, то только русским режиссёром. Вот и смотрим, получилось или нет.
И причём тут Путин, Штирлиц, Квачков?
Я не думаю, что народ любит роман. Народ знаком с ним, для части его, особенно "советской интеллигенции" он является культовым - по разным причинам, для другой части - это все бред собачий и из пальца высосаная гениальность.
 А точка зрения автора статьи, имхо - небезосновательна.

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 947
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #31 : 22 Декабрь 2005, 13:10:35 »
Цитировать
Народ просто любит роман и жаждет его адекватной экранизации.
Еще один миф. Популярность Булгакова в реальности немногим выше популярности Тарковского и его тронувшегося ассистента.  
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн andrey2

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 207
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #32 : 22 Декабрь 2005, 13:28:03 »
"Народ перестал верить в Штирлица, [span style=\'color:red\']в достижение справедливости по правилам. [/color]Произошла деволюция к более примитивным схемам управления. "Не надобно никаких законов, пусть будет правитель, да царствует по справедливости". Над страной вновь замаячил образ Сталина, который расстреливал бы, не задумываясь, даже членов Политбюро."
[/size][/span]

 Мне кажется, это настроение существует в обществе.
« Последнее редактирование: 22 Декабрь 2005, 13:30:48 от andrey2 »

Оффлайн Клим

  • Новичок
  • Сообщений: 33
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #33 : 22 Декабрь 2005, 14:37:15 »
Еще интересно выбрано время демонстрации сериала, самое темное время года. По народным поверьям самое свободное для нечисти. Говорят и Сталин не случайно выбрал днем своего рождения именно 21 декабря.

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #34 : 22 Декабрь 2005, 15:08:05 »
Цитировать
Цитировать
Народ просто любит роман и жаждет его адекватной экранизации.
Еще один миф. Популярность Булгакова в реальности немногим выше популярности Тарковского и его тронувшегося ассистента.
Я имела в виду читающий народ, который был воспитан учителями и родителями старой волны, а не нынешними троечниками.
Тронувшийся ассистент -- это кто? Не Кончаловский ли?

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #35 : 22 Декабрь 2005, 15:14:26 »
Цитировать
"Народ перестал верить в Штирлица, [span style=\'color:red\']в достижение справедливости по правилам. [/color]Произошла деволюция к более примитивным схемам управления. "Не надобно никаких законов, пусть будет правитель, да царствует по справедливости". Над страной вновь замаячил образ Сталина, который расстреливал бы, не задумываясь, даже членов Политбюро."
[/size][/span]

 Мне кажется, это настроение существует в обществе.
Очень может быть. Но смотрят "МиМ" всё-таки не поэтому, IMHO.

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 947
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #36 : 22 Декабрь 2005, 16:07:10 »
Цитировать
Тронувшийся ассистент -- это кто? Не Кончаловский ли?
Нет, у него фамилия, кажется, Сокуров. Автор нескольких настолько глубоко бездарных лент, что объяснить их выпуск кроме как политическим заказом я не могу.
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн mode

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 779
    • http://
Мастер и Маргарита
« Ответ #37 : 22 Декабрь 2005, 16:58:55 »
Цитировать
Цитировать
Тронувшийся ассистент -- это кто? Не Кончаловский ли?
Нет, у него фамилия, кажется, Сокуров. Автор нескольких настолько глубоко бездарных лент, что объяснить их выпуск кроме как политическим заказом я не могу.
Да уж... заумь конкретная...
Я просмотрел про Адольфа Алоизьевича и про Маркиза де Кюстина - мрак...
Так говорит мне справедливость: Люди не равны!
Ф. Ницше

Оффлайн mode

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 779
    • http://
Мастер и Маргарита
« Ответ #38 : 22 Декабрь 2005, 16:59:24 »
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Однако, продолжаем терзаться вопросами: о чем роман (фильм)?
Продолжаем терзаться.
А что в этом романе такого особенно-гениального?  :unsure:
Блистательный русский язык, многоплановость, философия, сатира, атмостфера эпохи, свободолюбивый дух, протест, загадочность, личные смыслы... Плюс история написания и публикации, влияние на поколение 70-х...
Скажем так - форма талантлива, почти гениальна...
содержание - ... :huh:  :o  :(  
Так говорит мне справедливость: Люди не равны!
Ф. Ницше

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #39 : 22 Декабрь 2005, 16:59:30 »
Цитировать
Цитировать
Тронувшийся ассистент -- это кто? Не Кончаловский ли?
Нет, у него фамилия, кажется, Сокуров. Автор нескольких настолько глубоко бездарных лент, что объяснить их выпуск кроме как политическим заказом я не могу.
Сокурова видеть не довелось, а из Тарковского люблю новеллу "Колокол" из "Андрея Рублёва", и, пожалуй, "Солярис".

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #40 : 22 Декабрь 2005, 17:02:45 »
Цитировать
Скажем так - форма талантлива, почти гениальна...
содержание - ... :huh:  :o  :(
Форма и содержание -- единый неразрывный организм.

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #41 : 22 Декабрь 2005, 17:20:43 »
Цитировать
Еще интересно выбрано время демонстрации сериала, самое темное время года. По народным поверьям самое свободное для нечисти. Говорят и Сталин не случайно выбрал днем своего рождения именно 21 декабря.
Если говорить о мистике, то вспомнилось -- Владимир Локшин рассказывал, что Булгаков боготворил Гоголя и считал его своим учителем. У него в дневнике была запись: "О Гоголь, укрой меня своей могучей шинелью".
Когда Елена Сергеевна хоронила Булгакова, она долго искала подходящий камень на его могилу. Попался камень на одной из кладбищенских свалок -- чёрный гранитный валун с мерцающими вкраплениями. Она поняла, что это то, что надо и положила его на могилу. Потом оказалось, что этот камень -- с могилы Гоголя. Его Аксаков специально привёз из Крыма. Позже, при перезахоронении Гоголя камень выбросили.
 

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 947
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #42 : 22 Декабрь 2005, 19:39:45 »
Цитировать
Скажем так - форма талантлива, почти гениальна...
содержание - ... :huh:  :o  :(
Я читал лет двадцать пять назад. Оценил средненько: читается, но до Толкиена не тянет.
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 947
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #43 : 22 Декабрь 2005, 19:43:52 »
Цитировать
Сокурова видеть не довелось, а из Тарковского люблю новеллу "Колокол" из "Андрея Рублёва", и, пожалуй, "Солярис".
У Тарковского есть кое-что интересное, Солярис в первую очередь. Я его плохим режиссером не считаю, но и выдающимся тоже. Средненький режиссер, жертва технологии своего времени. Внимание держит не всегда - а это первая и главная составляющая профессионализма режиссера. Если от ленты можно отвернуться и заняться левым делом - режиссер слабоват.

Что касается Сокурова и позднего Германа - тут вообще сливай бензин. Если кроме скуки что-то и есть - то политизированное холопское хамство. Пошлятина из "тельца" с вечно роняемой НК и ебнутым ВИ - это показатель уровня. Который ниже плинтуса.
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн Lyss

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 709
  • пора летать
Мастер и Маргарита
« Ответ #44 : 23 Декабрь 2005, 12:47:36 »
У меня от просмотра современных российских фильмов сложилось следующее впечатление - количество актеров жестоко ограничено и во всех фильмах одни и те же лица - да к тому же и актеры плохонькие. Это уже становится смешным - ставишь новый фильм - там все те же рожи

И второе - режиссура тянет максимум на производство видео клипов, поэтому все фильмы получаются немного глянцевые как видео клипы - через 10 минут утомляют однообразием и скукотой и полным отсутствием ритма.

Также во ВСЕХ современных российских фильмах отвратительная операторская работа - впрочем это пережиток советского кино, где, за редкими исключениями операторы были очень плохи. Но, думается мне, за 10 лет могли бы научиться снимать зрелещно.

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 947
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #45 : 23 Декабрь 2005, 13:41:37 »
Цитировать
Мне кажется, это настроение существует в обществе.
У меня оно стойко сложилось в марте 2003 года. ДУмаю, у остальных в эпсилон-окрестности этой даты.
Во всяком случае с тех пор я не возражаю против пришествия Воланда на Москву :ph34r:  
« Последнее редактирование: 23 Декабрь 2005, 13:43:57 от Евгений_Витальевич »
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн Евгений_Витальевич

  • Администратор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8 947
  • http://shel-gilbo.livejournal.com/
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #46 : 23 Декабрь 2005, 13:42:28 »
Цитировать
У меня от просмотра современных российских фильмов сложилось следующее впечатление - количество актеров жестоко ограничено и во всех фильмах одни и те же лица - да к тому же и актеры плохонькие. Это уже становится смешным - ставишь новый фильм - там все те же рожи
 
номенклатура
Мои материалы для обсуждения здесь: http://shel-gilbo.livejournal.com/

Оффлайн mode

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 779
    • http://
Мастер и Маргарита
« Ответ #47 : 23 Декабрь 2005, 15:05:54 »
Цитировать
Цитировать
Скажем так - форма талантлива, почти гениальна...
содержание - ... :huh:  :o  :(
Форма и содержание -- единый неразрывный организм.
Роман Булгакова - это предвестник постмодерна... Если хотите один из первых постмодернистких романов вообще...
Из классики взят сочный язык, яркость образов, выпуклость персонажей. А вот сюжет - чистый постмодерн. Буйство ничего не обещающих и мало что значащих символов и смыслов...

В этом фокусе он гениален. Но уже в нем начинает чувствовать запах гниения (пока еле уловимый). А вот уже г-н Сорокин, Ерофеев и т.д. - это уже Говно с большой буквы.
И заслуга Булгакова в этом неоспорима.
Так говорит мне справедливость: Люди не равны!
Ф. Ницше

Оффлайн Клим

  • Новичок
  • Сообщений: 33
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #48 : 23 Декабрь 2005, 17:52:10 »
Цитировать
А вот уже г-н Сорокин, Ерофеев и т.д. - это уже Говно с большой буквы.
И заслуга Булгакова в этом неоспорима.
А кто не говно?  

Оффлайн Ижица

  • Новичок
  • Сообщений: 83
    • http://
    • E-mail
Мастер и Маргарита
« Ответ #49 : 26 Декабрь 2005, 14:32:31 »
Цитировать
Роман Булгакова - это предвестник постмодерна... Если хотите один из первых постмодернистких романов вообще...
А что здесь постмодернового? Вставка переосмысленной легенды об Иисусе? Что ещё?
Цитировать
Из классики взят сочный язык, яркость образов, выпуклость персонажей.
Это немало. Это атрибуты большой литературы. Булгаковский язык и образы самобытны и неподражаемы. Одна "Белая гвардия" чего стоит! И что значит "взят"? В данном случае можно классифицировать жанровую традицию -- традицию Гофмана и Гоголя, которых сам Булгаков считал своими учителями. Но при всём почтении к классикам "взять" автоматически невозможно. Гениальность или хотя бы талант требуется.
Цитировать
А вот сюжет - чистый постмодерн. Буйство ничего не обещающих и мало что значащих символов и смыслов...
Если бы символы и смыслы значили мало, не было бы "крылатых цитат" и множества толкований текста.
Цитировать
В этом фокусе он гениален. Но уже в нем начинает чувствовать запах гниения (пока еле уловимый). А вот уже г-н Сорокин, Ерофеев и т.д. - это уже Говно с большой буквы.
И заслуга Булгакова в этом неоспорима.
Ну да -- "Гомер, Мильтон и Паниковский -- тёплая компания". :)