Уго Чавес взял курс на строительство социалистической республики Венесуэла. В Каракасе приведен к присяге новый Кабинет министров, который носит название Правительство народовластия.
Но главное — президент объявил о масштабной конституционной реформе и не менее масштабной национализации. В случае успеха все стратегические отрасли экономики страны окажутся под контролем государства. Первые шаги социалистической революции по-венесуэльски оценил корреспондент НТВ Андрей Аскоченский.
Как бы ни хотелось либералам окончательно сдать идеи социализма в архивы истории, или, по меньшей мере, ограничить их рамками немногих заповедников вроде Кубы или Северной Кореи, в эти дни на глазах у всего мира происходит самая настоящая социалистическая революция. В отличие от потрясений прошлого века — не на штыках, а мирно и сверху.
Заручившись на декабрьских выборах мандатом народного доверия, президент Уго Чавес начинает свой третий шестилетний срок (официально он вступает в должность завтра) с масштабной национализации.
Под государственный контроль вернутся крупнейшие предприятия энергетики, телекоммуникаций, водоснабжения и доселе автономный Центробанк. Практически петроградский сценарий 1917 года: телефон, телеграф, Госбанк и электростанция.
Уго Чавес, президент Венесуэлы: «Да будут национализированы электрические и телекоммуникационные компании Венесуэлы!»
Наблюдатели в первую очередь называют «Электрисидад де Каракас» (Electricidad de Caracas), которой пока что владеет американская корпорация «Арлингтон» (Arlington), и «Насионал Телефонос де Венесуэла» (Nacional Telefonos de Venezuela) — ее акции до сих пор свободно обращались на бирже.
Независимость Центробанка гарантирована основным законом, но Чавес уже заявил, что будет добиваться у парламента конституционной реформы, в том числе и для расширения собственных полномочий. А поскольку Национальную ассамблею контролируют сторонники Чавеса, проблем не ожидается.
В дальнейших планах президента — наступление на нефтеперерабатывающую отрасль.
Уго Чавес, президент Венесуэлы: «Иностранные компании контролируют обогатительные комплексы в бассейне Ориноко. Довольно! Они должны быть собственностью народа Венесуэлы!»
В бассейне Ориноко Чавес намерен потеснить «Шеврон» (Chevron), «Эксон Мобил» (Exxon-Mobil), «Бритиш петролеум» (British Petroleum), «Стратойл» (Stratoil) и «Коноко Филипс» (Conoco-Phillips). Программа-максимум — построение «социализма XXI века» в отдельно взятой стране.
Уго Чавес, президент Венесуэлы: «Все те объекты, которые были приватизированы, будут национализированы. Мы возродим все, что было национальной собственностью».
Однако изгонять иностранцев и частников с рынка никто не спешит — в этом отличие социализма по Чавесу. Скорее всего, на базе объектов будут созданы совместные предприятия с преимущественным участием государства.
Такая схема была отработана и поневоле принята остальными заинтересованными сторонами в добывающей отрасли — ее правительство взяло под контроль еще шесть лет назад, когда цены на нефть резко поползли вверх.
***
Малограмотные журналисты тут же окрестили все социализмом. Собственно, решения правильные. Правда, Штаты жестко разбираются с такими людьми, поэтому Чавес рискует шкурой.