В итоге все сводится к одному - имеет власть тот, кто станет делать эмиссию денег (или носков как денег), то есть станет делать эмиссию посредника в обмене товаров покупателем и продавцом. Беря за свой товар другой (универсальный) товар - деньги, мы соглашаемся на условия, которые ввел эмитент денег. И полностью зависим от его денежной политики. Захочет он меньше бумаги тратить на печать бумажных денег или скажет, что вчерашние бумажки, которые мы привыкли считать деньгами, уже не деньги, а настоящие деньги сегодня - это уже другие бумажки с новым рисунком - и куда нам деться от этой власти эмитента денег? Эмитент враз может опустить таким образом любого, кто еще вчера мог считать себя богатым, имея в чулке много вчерашних денег. Выход из такого подневольного положения видится один - иметь конкуренцию разных денег. Официальную конкуренцию.
Если я буду эмитентом фантиков в пределах своего завода (рабочие получат не деньги, а талоны на питание в заводской столовой), то я уже приобретаю некую власть. А если я разрешу принимать в столовой талоны не только от рабочих, но и от посторонних, то я приобрету некую власть уже и за пределами завода. Вопрос только здесь коренной (для меня, как амбициозного властителя): как сделать так, чтобы большинство были согласны принять мое предложение считать деньгами, а не фантиками, мои талоны? Фантиками они будут пока они играют роль вынужденной меры (не потратишь в столовой - пропадут). Как фантики превратить в деньги?
Как первый шаг, думается, это сделать фантики бессрочными (а не помесячными, как талоны, например). Второе - иметь гарантированное товарное (или в виде услуг) обеспечение фантикам. Третье - ввести некий обменный курс по отношению к традиционным деньгам, но более выгодный по отношению к тарадиционным деньгам. Здесь более сложно - думается, надо сделать так, чтобы фантики были более предпочтительны чем традиционные деньги (в столовой цена в фантиках будет ниже чем в деньгах, хотя курс будет 1:1). А это сейчас более возможно сделать, так как внутренняя цена может быть более низкой из-за меньших накладных расходов (пиар товара и т.п.), как это надо делать для внешнего покупателя. Таким образом я завязываю некоторые проблемы рабочих на свои фантики. Если при этом еще и провожу внешний бартер продукцией завода, то за фантики уже могу предложить людям товар не только со столовой. Вот так падает зависимость от традиционных денег (и от власти эмитента этих денег). Очередной шаг в таком направлении - как защитить свои фантики от репресий более сильного эмитента денег - от государства? Вебмани пошли просто по пути двустороннего соглашения между покупателем вебманей и эмитентом вебманей, типа, если согласен считать нас платежным средством - покупай. Но товарного (как с случае с заводом) у них не обеспечения.
Получается таких вот два разных подхода в образовании "своих" денег.