Рукодельники
Перед муниципальными выборами 1 марта электронное голосование решено признать «морально устаревшим», а ручной подсчет голосов — самой демократичной, продвинутой и прозрачной технологией.
На выборах 1 марта впервые за долгое время вообще не будут использоваться Комплексы по обработке избирательных бюллетеней (КОИБ), рекламе и продвижению которых ЦИК РФ отдал много лет и денег. Почему?
КОИБ — устройство нехитрое. Сканер читает бюллетень, встроенный компьютер подводит итог; через пять минут готов протокол в электронном и бумажном виде. Можно слать через модем, можно дискетой, можно (если есть сомнения) пересчитать бюллетени вручную — они сохранены в ящике под сканером. Аппараты применялись в сотнях избирательных кампаний разного уровня. Им привыкли доверять: работают быстро, ошибаются редко, врать не обучены.
В этом-то и беда.
Простота против воровства
На думских выборах 2007 г. КОИБы были установлены на 950 избирательных участках Москвы, 357 — Саратова и 150 — Ставрополя. Сработали добросовестно, но не гуманно. По стране в целом явка в обстановке всеобщего трудового подъема поднялась на 8%, а в Москве, например, упала на 3%. Плюс на участках, снабженных КОИБами (это добрая треть столицы), она оказалась еще на 3% ниже, чем там, где считали вручную, стараясь начальство слишком не огорчать. Машина — она же бездушная. Как есть, так и пишет. «Единая Россия» на автоматизированных участках Москвы собрала в среднем на 6,3% меньше, чем на «ручных».
Кому нужная такая автоматизация?
КОИБы явно не готовы к обостряющейся борьбе за суверенную демократию в условиях кризиса и вражеского окружения. Владимир Чуров прямо так и сказал: «Морально устарели». И точно: куда этим Железным Дровосекам до моральных стандартов Центризбиркома.
Для начала гибкая административная мысль решила сплавить чертово железо подальше на периферию — авось проржавеет. Но, на беду, московский мэр наряду с переброской стока сибирских рек успевал заниматься еще и демократизацией с информатизацией. Вот и купили в городскую собственность 2000 этих железных коней на смену крестьянской лошадке. Хочешь не хочешь, пришлось эксплуатировать. Уплочено.
Расхождения между участками с КОИБами и без в Москве 2008 года достигли восхитительных масштабов (о них «Новая» писала в № 29 от 24 апреля 2008 г.). На автоматизированных участках средняя явка составила 57,3%, а результат Дмитрия Медведева — 65,9%. Там, где машин не было, соответственно, 70,5 и 73,6%. Умиляют данные по комиссиям, которым удавалось отбиться от электронного подсчета либо на президентских, либо на думских выборах. Там, где КОИБы не использовались в декабре, но использовались в марте, весной зафиксирован катастрофический обвал явки. Где комплексы работали в декабре, но не работали в марте, наоборот, наблюдался рекордный взлет электоральных надоев.
В освободившемся от КОИБов Кунцевском районе, к примеру, активность избирателей подскочила на 23%. Показатель поддержки Дмитрия Медведева в сравнении с декабрьским результатом «Единой России» вырос на 37,8%. Аналогичный случай произошел и в Можайском районе: плюс 39,2%.
А всего делов-то: уйти от сатанинского изобретения и вернуться к старому доброму ручному подсчету. Люди у нас всегда вернее и надежнее любого механизма. Нисколько не сомневаемся, что соотечественники в московских избирательных комиссиях сделали все возможное и невозможное, чтобы теплом своих рук и сердец растопить лед бездушных протоколов. Но у них было слишком мало времени. Поэтому хвосты торчат из всех дыр. Это легко доказывается формальной статистикой. А вот каковы были настоящие результаты, статистика установить уже едва ли сможет.
Каторга и ссылка
Санкт-Петербургу по первоначальной разнарядке к президентским выборам было выделено 1000 КОИБов. Но город на Неве встал насмерть: раз ставите задачу удержать рубежи и реабилитироваться за низкие показатели «Единой России» в декабре, извольте убрать электронных стукачей.
Делать нечего. Часть КОИБов сослали на поселение во Владимирскую и Ивановскую области, часть оставили в Ленинградской. С целью, как объяснила в г. Владимире член ЦИК России Э. Ермакова, привлечь внимание к выборам и повысить явку. Может, она забыла упомянуть, что имеется в виду явка не во Владимирской области, а в Санкт-Петербурге?
Действительно, во Владимирской области показатель активности упал на 4%. Третье место с конца по Российской Федерации. Последнее место, как и следовало ожидать, с приходом КОИБов завоевала Ивановская область — 53,1% явки. В городах, где участки были автоматизированы целиком, падение было еще драматичнее. Во Владимире и в Муроме — на 10—11%… А в стране, напомним, зафиксирован рост на 8%.
А вот Санкт-Петербург — кто бы сомневался! — скинув электронные путы, подскочил сразу на 16,7%. Чуть ли не впервые по показателю явки (68,3%) он опередил Москву (66,3%). Столице обидно, конечно. Когда б на то не божья воля и не научно-технический прогресс, не отдали б Москвы! Но скажи-ка, дядя, как дотянуть отчетность до согласованного уровня, если на трети участков стоят эти уродливые «будки гласности»?
Впрочем, даже в таких непростых условиях Москва сумела добиться роста показателей почти на 11%. Но ведь могла дать на-гора и 20, и 25!
Конечно, не все так просто. Там, где масштабных фальсификаций нет, сканеры действительно немного способствуют повышению активности избирателей. С ними выборы интереснее и честнее. Но если масштаб административного вмешательства достигает десятков процентов, честное железо начинает мешать хотя бы потому, что дает разительный материал для сравнения. Ясно, электронные результаты при надлежащих навыках тоже можно по-быстрому поправить и отлакировать. И это, очевидно, делается. Но не везде, не всегда и не в равной степени. Поэтому лучше от греха кончать эту канитель. Опасно, если техника становится умнее своего хозяина.
Новые веяния
Еще недавно КОИБы ездили в Японию на выставку EXPO-2005 как образец лучших российских достижений. И вдруг — хлоп! — они, оказывается, и дороги, и не защищены от перепадов напряжения, у них недостаточные «способности по экранированию» (кого или от кого они должны экранировать?) А главное, они внезапно утратили доверие народа. Гендиректор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев прямо назвал их «чудищами, отпугивающими избирателей» («НГ-политика», 20.05.2008).
Ну правда ведь: как нет этих чудищ, так и явка выше, и показатели у «Единой России» лучше. Они даже вредоноснее, чем кажется М. Григорьеву: обладают загадочной способностью отпугивать не только электорат вообще, но именно электорат партии власти!
Нам намекают, что процесс уничтожения КОИБов вписывается в глобальную тенденцию возврата от технократической спеси к простым человеческим ценностям.
Владимир Чуров в интервью газете «Трибуна» (27 июля 2007 г.) отметил, что даже американцы после скандальных пересчетов во Флориде-2000 отказались от электронной системы голосования. По всей видимости, электронной системой он считает механические дыроколы, которыми во Флориде пробивали дырки в бюллетенях. От дыроколов Америка, действительно, отказалась. Одновременно выделив $3,9 млрд на внедрение современных технологий по программе Help America Vote Act (2002).
В результате на последних выборах в США оптико-сканирующими системами (аналогами КОИБов) воспользовались 55% избирателей. Еще треть проголосовала с помощью сенсорных экранов. Производство таких машин у нас тоже неуклонно наращивалось и уже достигло было 10 штук. Но Центризбирком отказался от них даже раньше, чем от КОИБов. Видимо, по той же причине: наивные разработчики сделали так, что результаты прямиком отсылаются в федеральную информационную систему, лишая членов избирательных комиссий возможности поработать с протоколом для обеспечения экранирования, безопасности, транспарентности и всего прочего, что необходимо для подъема с колен и окончательной победы над Америкой.
Зато у нас зреет асимметричный прорыв по голосованию через интернет и мобильные телефоны. Как раз то, что США при их более зрелой инфраструктуре связи делать совсем не намерены. Говорят, невозможно гарантировать защиту от несанкционированного вброса. Ну у нас-то с этим все в порядке! Защиту обеспечат лучшие умы из ФАПСИ или управления «К». Муха без билета не пролетит.
Никаких несанкционированных вбросов! Только санкционированные.
А КОИБам — светлая память.
Владимир Козлов
Дмитрий Орешкин
18.02.2009