Из неопубликованного:
Кредитный процент появляется сразу же, как только мы понимаем идею времени – panta rei, что завтра будет не так, как сегодня, во многих отношениях хуже. Молоко скиснет, хлеб высохнет и зачерствеет. Кирпич через год уже чуть-чуть «устанет». Лошади со временем дряхлеют, красота женщин увядает. Разве что вино станет лучше. Но и оно через 50 лет «умрет».
Один и тот же ресурс сегодня стоит дороже (как правило), чем завтра (и дешевле, чем он стоил вчера). Чтобы это как-то компенсировать, нужен дисконт.
...
Неслучайно, что физической мерой стоимости стал как раз металл, в наименьшей степени подверженный изменениям. Власть банкира основана на его способности останавливать поток жизни, оставлять вещи неизменными, консервировать и сохранять их ценность. Служить основой, на которую можно положиться. Дать сегодня золото – и взять его завтра. Или наоборот, сегодня взять – а завтра вернуть обратно. ГАРАНТИРОВАТЬ и то, и другое. На этой гарантии – которая нужна бизнесу как воздух («животворящая сила кредита»), на своей предсказуемости, консерватизме банкир строит свое дело. «Кредит» это доверие. «Банк» - хранилище для золота и других ценностей. Весь его смысл в надежности. В условиях содержания. В охране. В выплачиваемом проценте.
...
Банки это опорные узлы экономической системы, ее каркас, несущие конструкции. Банкир торгует своей твердостью, солидностью (solid), обязательностью и обязательствами, своей силой противостоит изменчивости мира. «Хранитель времени». Разумеется, он своим положением пользуется, продавая больше обязательности, чем у него реально есть (мультипликатор и эмиссия). Но пока ему этот факт не предъявили, все сходит с рук. А даже если и предъявят, есть другие банки, т.е. на уровне банковской системы в целом этот случай учтен. Прочность финансовой системы как раз и есть устойчивость к такого рода предъявам.
При этом эмиссия как таковая необходима экономической системе: производство растет, ценностей в обороте становится больше. Классика: немецкая система 2го Рейха, когда деньги впрыскиваются ровно туда, куда нужно – где предстоит расширение производства.
Необеспеченную же эмиссию можно рассматривать как злоупотребление банками своего ключевого положения. Для общества это неизбежное зло, для них – награда за добросовестное выполнение своей функции. Приз. Промышленнику хотелось бы, что он был меньше, банкиру – чтобы больше. А что хотелось бы обывателю, он узнает из СМИ и популярных брошюр.