Выборы в Приднестровье
Григорьев: Мы записываем нашу передачу в Приднестровской Молдавской Республике, в Тирасполе. В гостях у нас лидер приднестровской Народно-демократической партии "Прорыв" Дмитрий Юрьевич Соин. Двадцать восьмого ноября прошли выборы в Республике Молдова. Как вы оцениваете их результат?
Соин: По результатам выборов можно сказать следующее. Во-первых, общество Молдовы очень серьезно расколото, в том числе по геополитическому признаку. В политических программах партий четко просматривалась внешняя ангажированность. Были партии, ориентированные на Европу, конкретно - на Румынию. И была, пожалуй, единственная реальная партия, которая декларативно объявляла курс на Россию. Это Коммунистическая партия.
На сегодняшний день результаты выборов показали, что сторонников прокоммунистической, пророссийской идеологии в Молдове насчитывается около 40 процентов из числа голосующих граждан. Около 60 процентов голосов распределились между партиями либерально-демократического, проевропейского, прорумынского толка.
Соответственно, этот геополитический конфликт внутри молдавского общества будет еще долгое время создавать зону нестабильности, политической конфронтации. Мы на сегодняшний день не можем прогнозировать, каким образом будет сформировано правительство и законодательная структура, кто будет спикером, кто будет премьер-министром, смогут ли они избрать президента. Это показывает, что кризис в Молдове не только не понизил свой градус после выборов, но еще и обострился.
Григорьев: Как отреагировали избиратели и жители Приднестровской Молдавской Республики на результат выборов в Молдове? Насколько события в Молдове влияют на ситуацию в Приднестровской Молдавской Республике? Насколько они интересны и важны для ее жителей?
Соин: За двадцать лет независимости приднестровцы смотрят на ситуацию в Молдове, как на ситуацию в соседней стране. Конечно, она нам небезразлична, потому что нас разделяет лишь река Днестр. Мы заинтересованы в том, чтобы в Молдове у власти были конструктивные, нормальные политики, чтобы не повторилась трагедия 1992 года, новая агрессия. Чтобы, быть может, в Кишиневе возникло наконец понимание того, что Приднестровье сформировалось как независимая республика, и с этим фактом надо считаться.
Тем не менее, мы понимаем, что нестабильность в руководстве Молдовы, в ее политическом классе будет и дальше затруднять ход переговорного процесса, будет отражаться на взаимоотношениях между Кишиневом и Тирасполем. Зачастую и в негативном плане. Приднестровцы лишний раз для себя сделали вывод, что Молдова как переговорный партнер является неустойчивым. И рассчитывать на прогресс в переговорах не приходится.
Григорьев: Вы упомянули о новой агрессии. Как вы оцениваете внутреннюю ситуацию в Республике Молдова? Мы знаем, что, например, ярко националистическая политика Молдовы, в свое время антироссийская политика, во многом если не спровоцировала, то способствовала провозглашению независимости Приднестровской Молдавской Республики. Какова ситуация с таким яростным, жестким национализмом в Молдове сейчас?
Соин: Молдавский национализм, на мой взгляд, стал более прагматичным. Национализм девяностых годов был диким, варварским, с явным присутствием теории чистоты крови, чистоты романской расы.
Григорьев: Можно поподробнее, что за теория чистоты крови?
Соин: Теория чистоты крови строилась на том, что молдаване являются наследниками великого Рима, что есть цивилизация Рима, а есть цивилизация варваров. Варвары - это, конечно, славяне. Кстати, из этой теории проистекала идея, что нет молдаван - есть румыны. То есть, как бы единая нация.
Соответственно, для того чтобы занимать те или иные должности в Молдове девяностых годов (тогда это было в виде этнических чисток), как и сейчас, надо быть, во-первых, этническим молдаванином-румыном. Во-вторых - знать государственный язык и проявлять лояльность к теории превосходства романской группы над всеми остальными, соседствующими с ней. Так и рождались лозунги, на мой взгляд, близкие к нацистским. Например, "Чемодан -вокзал - Россия".
http://rus.ruvr.ru/2010/12/10/36529167.html