Рыночную экономику можно рассматривать как крайний случай распределенного адаптивного планирования, каждый участник рынка - одновременно и агент планирования. Локальные проблемы она хорошо решает, а вот на макроуровне - надо компенсировать централизованным планированием, ибо передача информации в глобальном масштабе идет медленно. Понятно, что с помощью современных компьютеров и сетей передачи данных, можно сделать нечто среднее, т.е. соединить множество локальных агентов в сеть. Поскольку сеть будет большая, неизбежна децентрализованная организация этой сети, с элементами конкуренции в том или ином виде.
С другой стороны, цена как единственный параметр адекватно отражает только массовые, однородные, взаимозаменяемые/зависимые товары. В этом случае естественные колебания в пропорциях незначительны и их можно свести к одному параметру, а масса выявляет статистические закономерности. Для постиндустриального сектора это не так: субъективность, в конечном счете, приводит к разнообразию товаров (особенно, с учетом кастомизации) и к узким рынкам. Т.е. небольшие колебания в спросе может выразится в существенные диспропорции во всей системе. Неизбежно использование множества параметров, в том числе и качественных, к тому же специфичных для разных областей.
Т.е. моделировать надо будет не континуальное поле, сколько смешанную дискретно-континуальную систему.
Глобальная сетевая структура - предельная форма развития
идеи рынка, как
всеобщего диалога (в духе сократовской "диалектики"), когда последовательные "голосования" (сделки) выявляют
подлинные мотивы и мнения всех участников (помните притчу о пещере?!), агрегируя их в обороте и, в конечном счёте, в мировых финансах.
На макроуровне существуют крупные игроки. Чем ТНК отличается от государства, почему Вы считаете (как я Вас понял), что государство справится с планированием макропроцессов, а какой-нибудь "Ай-Би-Эм" или "Прайс Уотерхауз" нет? Рынок не противоречит планированию, но гибко изменяет вес голоса каждого участника, в зависимости от его способности к прогнозу, проектированию, принятию решений и проведению инноваций. Т. е. рынок делает планирование более дифференцированным и эффективным.
Децентрализованная неиерархическая рыночная система (сеть) лучше справится с задачей моделирования "смешанной дискретно-континуальной системы", чем фиксированная в своих организационных формах бюрократическая структура, пусть и разбитая по региональному (или регионально-отраслевому) принципу.
Странно видеть спонтанное, категоричное и массовое неприятие идеи всеобщей кооперации именно в России - на родине Бакунина и Кропоткина.