Бритва Оккама, однако.
http://vip.lenta.ru/news/2005/05/26/chubais/Чагинская подстанция, оборудованная шестью трансформаторами, преобразует высоковольтное напряжение 500 кВ, поступающее на нее по магистральным линиям электропередач (ЛЭП), в бытовое и промышленное (220 и 110 кВ) и передает его дальше для городских нужд. Вместе с ней подобную задачу выполняют еще шесть подобных подстанций, образующих так называемое московское энергетическое кольцо, обслуживающее как Москву, так и область и даже лежащие за ее пределами регионы. Как любая энергосистема, московское кольцо должно обладать немалым "запасом прочности", чтобы в случае выхода из строя одного ее элемента другие могли перераспределить нагрузку, защищаясь от чрезмерного "перегрева".
Так оно и было в советские времена, когда московское энергетическое кольцо проектировалось и вводилось в эксплуатацию. Но с тех пор потребительские мощности Москвы значительно выросли и до сих пор продолжают расти на 4-4,5 процента в год. Если еще десять лет назад столица производила больше электроэнергии, чем могла потребить, то три года назад это соотношение изменилось, и сейчас Москва живет в условиях энергетического дефицита. Для того чтобы покрыть недостачу, в Москву перенаправляются мощности из других регионов - собственно, смысл объединения в единую систему всех предприятий страны по производству и транспортировке электроэнергии заключается именно в том, чтобы в ней постоянно поддерживался баланс между производством и потреблением электрического тока. Но в целом суммарная мощность энергии, поступающей в Москву, постоянно растет. А распределение ее происходит через старые, изношенные трансформаторы.
причиной катастрофических последствий пожара на Чагинской подстанции стала элементарная нехватка резервов у московского энергетического кольца. После того как в понедельник вечером сгорел один трансформатор из шести, остальные пять приняли на себя дополнительную нагрузку. Однако их ресурсы также были на исходе, и во вторник вечером загорелись сразу четыре из них. Подобные аварии на подстанциях в системе "Мосэнерго" - вообще явление нередкое, и существует четкая инструкция, как с ними справляться. Диспетчер, обслуживавший в тот момент "Чагино", принял единственно верное в такой ситуации решение - отключить от сети самого крупного потребителя, Московский НПЗ в Капотне.
Однако уже через несколько часов, в нарушение всех инструкций, НПЗ снова подключили к Чагинской подстанции, еле-еле державшейся на одном трансформаторе. Представители завода объясняют это тем, что цикл по производству нефтепродуктов - непрерывный, и если его остановить, то не только дорогостоящее оборудование придет в негодность, но и сложится опасность взрыва газоконденсата, скапливающегося при перегонке нефти. Поэтому, с целью предотвратить "катастрофу государственного масштаба", как заявил газете "Коммерсант" представитель владельца НПЗ - Московской нефтегазовой компании, было принято решение возобновить подачу электричества. По какой причине энергетики согласились с доводами своих клиентов, поставив под удар собственную безопасность, пока непонятно.
Дальнейшее легко объяснимо: не выдержав пиковых нагрузок в среду утром, Чагинская подстанция (точнее то, что от нее осталось) окончательно вышла из строя. Вслед за ней "рухнуло" московское энергетическое кольцо - отключились еще четыре подстанции – "Ногинск", от которой питается юго-восток Москвы, "Пахра", обслуживающая юго-запад столицы, "Калужская" (Калужская область) и "Михайловская" (Тульская область). После этого остановились еще пять московских электростанций и пятнадцать питающих центров. Авария переросла в каскадное отключение, грозившее захватить всю европейскую часть России.