"Сущностное ничтожество и бессилие" человека в христианстве? В его абстрактно-лубочной версии - вроде бы да. А в реальности через всю историю христианской мысли идет дискуссия о свободе воли. Одна рубиловка Эразма Роттердамского с Лютером чего стоит! Что отстаивал добрый католи Эразм? Свободную волю человека, коей наделил его Создатель!
"Худший грех - культ личности, идея богочеловека, героя"? В лубочной версии - опять вроде бы да. А в реальности?
Само понятие богочеловека возникло именно в Христианстве. Богочеловек - Христос. А понятие подвига? Человек - через подвиг, через подвижничество возвышающий свой дух, становящийся святым. Да христианство просто набито культом личностей! Жития святых - история подвигов личностей, ставших предметом культа.
Христианство, как и любое другое явление подобного масштаба, сущностно неоднородно. Разумеется, будучи инструментом геоцида европеоидного населения Европы, христианство подверглось определённой инфильтрации, что отразилось в дискуссиях средневековых схоластов.
Но идея единого Б-га имеет свои логические следствия. Если Б-г един, а человек - всего лишь сконструированная им тварь, Воля Господа альтернатив не имеет, время линейно и безальтернативно. Ницше называл эту логическую систему "монотонотеизмом".
Постижение трансцендентного, постижение Абсолюта может осуществляться рациональными средствами, цифирью при одном необходимом условии: надо понимать, что ни одно число в отдельности не абсолютно, к трансцендентному все они применимы в равное степени - и равно
неприменимы.
Идея богочеловека, или человекобога (наверное, в привычном теологическом формате правильней говорить о человекобоге, в том смысле, о котором я толкую) известна многим культовым системам: индуизму, буддизму, дионисизму, дельфизму (Асклепий), митраизму и т. д. Даже у индейцев Кецалькоатль - не только "пернатый гад", но и белокурый мореплаватель с востока.
В ортодоксальном христианстве человекобог (богочеловек)
единичен, эксклюзивен (к тому же слит в нераздельное целое с Творцом), а в протестантизме
лишён ноуменальных черт. Один мой товарищ когда-то написал стихотворение, заканчивающееся следующей строчкой: "убей Творца, Творец давно устал" - это абсолютно не христианская, даже
не антихристианская постановка вопроса. В рамках иудохристианского видения мира, "попробовать меч" на Творце невозможно, здесь же имманентно предполагается ("пресуппозируется") метафизическое равенство человека и ветхозаветного Б-га, или даже превосходство человека на каком-то ином, мета-метафизическом уровне.
_______
Идея "христианского подвига" - даже не анекдот, а прямое глумление над белым человеком.
Подвиг космогоничен, он разрушает одни космологические константы и волюнтаристически вводит на их место другие.
Подвиг движет мир. Убийство Минотавра, или Медузы Горгоны - это космогонические акции, спуск Орфея в Аид - космогоническая акция, действия Эдипа также космогоничны. Причём это не "титанический" или "люциферический" бунт (заведомо бесперспективный, гротескно-отчаянный), а продуманный, рациональный, "обречённый на успех" акт.