Заинтересовался вопросом и попытался найти что-нибудь в тему. Увы, негусто. Но вот интересная таджикская сказка про Симурга:
http://www.skazka.com.ru/people/tadg/0000037tadg.htmlСюжет распространён по всей Азии и засвидетельствован в России. Восходит к т. н.
основному мифу, содержит ряд характерных элементов (цепь на шее богатыря, ритуальное проглатывание чудовищем человека, похищение невесты и т. д.).
Основной миф рассказывает о том, как лунный змей проглатывает Солнце (более поздние варианты: похищает невесту, скот, чужих детей, сокровище, напиток бессмертия, мировые воды или артефакт). Солярный герой (само Солнце, или пришедший ему на выручку богатырь), обозначаемый корнями
per(k)- или
tar-, разрубает змея, обозначаемого корнем
uel- (вар.: находит пещеру, прорубает гору) и освобождает Солнце или его субститут. Иногда змей выступает в качестве сына бога-громовержца, а похищенная им солнечная дева является его сестрой, Отец гонится за ними и убивает Сына (тело его расчленяет на множество частей) и вступает в брак с дочерью.
Отголоски
основного мифа прослеживаются в мифе о Дионисе-Загрее (центральном для орфико-пифагорейских мистерий, легших в основу александрийского культа Сераписа и более позднего культа Христа). А также в мифе об Эдипе, положенном Фрейдом в основу своего полурелигиозного учения.
Считается, что новогодние, инициатические, свадебные и коронационные ритуалы и церемонии восходят к данному мифу. Характерно, что в отношении кавказцев, помимо военной и криминальной, лидируют две темы: пленение и похищение женщин (невест).
Энциклопедия "Мифы народов мира", изданная коллективом авторитетнейших советских специалистов (Топоров, Токарев, Иванов и др.) приводит интересный факт:
Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, "поражает змея в отношении скалы" (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, "порождает огонь с помощью двух камней" (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), "поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы". Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.