1. Государственная система и воровская система - обе являются одинаково репрессивными для большиства рядовых членов. То есть личная свобода достигается только для воровской элиты, так же как и в государстве.
В государстве личной свободы нет и быть не может. Чем выше, тем меньше свободы. Вся свобода для элиты - ебитесь в зад. Вот ради этого, можно сказать, государство существует. Чтоб "элита" драла друг дружку.
2. Ценности отказа подчиняться государству, личная свобода, "магическое" мировоззрение как раз возвращаются в постиндустриальную эпоху. Воровская идея в этих условиях должна повышать социальную адаптивность.
Постиндустриальная эпоха - это легализация наиболее выхолощенных элементов магической традиции, возможная именно потому, что НИКТО уже не понимает их подлинного смысла. Это даже не цирк, даже не клоунада. Если цирк - то погорелое шапито на планете с погасшим солнцем.
Только вот не является ли воровская идея формой антикультуры индустриальной эпохи? Те же "понятия" были выработаны с целью выживания в тяжелейших условиях мест заключения индустриального времени. Т.е. они неотделимы от тюремно-лагерной культуры.
Вор - человек, стремящийся к тюрьме. ЭТО и есть свобода в воровском понимании. Если Менз когда либо достигнет своего идеала развития личности, избавится от своих комплексов, он отправится жить в тюрьму, на зону. "Тюрьма - дом родной" - это единственное место, где развитая личность может нормально
жить. Это надо понять, прежде чем говорить на тему. Ещё раз рекомендую прочесть "Внутренний огонь" ("Огонь изнутри") К. Кастанеды. Он вроде бы о другом пишет, но на самом деле - об этом.
Весь современный мир - тюрьма. Но только в "местах лишения свободы" он сбрасывает свои маски (может быть, не все - самую лживую и жестокую он прячет про запас?). За этими масками - тьма и пустота. Это
разоблачение - и есть
свобода, в воровском понимании. Это
реальное преодоление страха.
Прочёл тут любопытную книжицу. "Варяги и ворюги" называется. Автора не помню. Мужик занятный (автор, в смысле). Явно не в теме, но тему сечёт. Тоже рекомендую. С Кастанедой сравнивать бессмысленно, но для самого смутного хотя бы представления о чём идёт речь - минимально необходимое чтиво. Иначе всё равно, что о таблице умножения дискутировать.
Существовала ли воровская идея в той форме, в какой мы ее видим в 20 веке, в довестфальское время?
А хлысты, а юродивые? Форма меняется непрерывно, но парадигма её почти неизменна.
Сообщество "магов" (вряд ли кто из современных Воров вправе претендовать на этот титул в самом фундаментальном смысле, но как раз
форма идёт отсюда, хотя содержание всё больше деградирует вместе с миром),
вышедших за пределы этого мира. Ни один не может ничего прибавить Ордену - каждый самодостаточен, каждый почти абсолютен, каждый - олимпийский бог, всемогущий в сфере своего влияния, ограниченный не собственной ущербностью, а лишь наличием иных богов. Речь о форме, повторяю, не о содержании. Ещё раз повторяю: речь о форме. О форме (для тех, кто через строчку, по своей продвинутости, читает).
3. Автономия Воров противоречит принципам организации орденов. Все-таки, я думаю, Ордена как единой жестко организованной структуры нет, это подтверждается и сдачей позиций русскими ворами, и отсутствием, как Вы написали, целостного социального проекта.
То, что Вы принимаете за Ордена, как раз и есть клоунада. Но сам мир людей в Бытии подвергся удару, после которого лишился притока, так сказать, Маны. Мир людей - это тюрьма, из которой непрерывно вытекают всё более жалкие капли оставшейся жизненной силы. "Самодвижущиеся гробы" - это не те, кого принято так называть, а в первую очередь те, кто их так называет. Остальные только во вторую очередь.
Последнего бомжа я ставлю в онтологической перспективе выше лучшего гроссмесйстера Древнего Шотландского Шапито.