Автор Тема: Mens и "Орден воров"  (Прочитано 40851 раз)

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #75 : 12 Сентябрь 2005, 19:29:15 »
Цитировать
Цитировать
Но сам мир людей в Бытии подвергся удару, после которого лишился притока, так сказать, Маны.
Какому удару?
Терминология, которой я мог бы воспользоваться для ответа на данный вопрос, вряд ли будет прозрачной и в любом случае является моветоном.
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн DML

  • Новичок
  • Сообщений: 71
Mens и "Орден воров"
« Ответ #76 : 13 Сентябрь 2005, 14:00:12 »
В Ульяновской области около 150 заключенных порезали себе вены, сообщила во вторник телекомпания НТВ со ссылкой на правозащитные организации. Инцидент произошел в Димитровградской колонии №78/3. Заключенных, по данным правозащитников, не устраивали условия содержания, и они таким способом выразили свой протест.
Конфликт начался в воскресенье вечером, когда часть заключенных выдвинула к администрации учреждения ряд необоснованных требований по смягчению режима,

– сообщает «Интерфакс» со ссылкой на УИН Ульяновской области. Несмотря на проделанную профилактическую работу, в частности – беседы с заключенными надзирателей, представителей облпрокуратуры и психологов, более 100 заключенных отказались принимать пищу, а в понедельник не вышли на работу (колония производит детали для Ульяновского автозавода ).

К вечеру понедельника администрации колонии удалось достичь договоренности с участниками акции протеста, и они прекратили голодовку. О том, какие именно требования выдвигали заключенные и о чем с ними договорилось руководство, пока не сообщается. Известно лишь, что после этого ситуация нормализовалась: заключенные стали принимать пищу, а во вторник утром вышли на работу. При этом в УИН не подтвердили, но и не опровергли информацию о том, что ряд заключенных нанесли себе в знак протеста раны.
«Даже если и были случаи членовредительства, то повреждения явно не опасны для жизни заключенных и носят демонстративный характер», – отметил сотрудник УИН.

В настоящее время областная прокуратура проводит в колонии проверку. Всего в учреждении содержатся около 1,2 тыс. осужденных.

Менее месяца назад, 18 августа, главный федеральный инспектор по Ульяновской области Валерий Гринько посетил эту димитровградскую колонию «с ознакомительным визитом». Главной его целью стала проверка условий содержания и соблюдения прав осужденных. Гринько встретился с заключенными, посетил столовую, часовню, спортзал, картонный, мебельный, механический цеха. Каких-либо серьезных нарушений, по его словам, выявлено не было, да и жалоб со стороны жителей колонии не поступало.
Кстати, хотя в понедельник официальных сообщений об инциденте не было, замглавы ФСИН Владимир Семенюк фактически прокомментировал эту ситуацию.

Он заявил, что подобные акции протеста заключенных организуют «воры в законе», которые пытаются таким образом «установить воровские порядки – в частности, иметь в колонии «общак». И добавил: «Сегодня нечто подобное происходит в одной из ульяновских колоний, куда были переведены несколько осужденных из льговской колонии, где ранее более 400 человек нанесли себе повреждения в ходе акции протеста. Мы знаем, зачем это делается. Воры в законе не успокаиваются».

В последнее время по России прокатилась волна подобных тюремных бунтов, когда заключенные пытались привлечь к себе внимание властей и общественности путем самоистязания. Так, в июне этого года в колонии города Льгов Курской области от 300 до 800 заключенных вскрыли себе вены в знак протеста против условий содержания и действий администрации. Еще несколько сотен объявили голодовку. Их примеру последовали заключенные колонии №8 в Омской области. После просмотра телевизионных новостей, в которых был показан сюжет о заключенных льговской колонии, омские зеки вскрыли вены в знак протеста против ненадлежащих, по их мнению, условий содержания.
9 сентября акция протеста прошла в московском следственном изоляторе 77/1 «Матросская Тишина».

Около 700 обвиняемых, содержащихся в СИЗО, отказались от завтрака. Вскоре выяснилось, что голодовка была объявлена в знак протеста против избиения сотрудником СИЗО одного из заключенных.

Тогда же эксперт правозащитного движения «За права человека» Евгений Ихлов заявил «Газете.Ru», что в российской системе исправительных учреждений происходит серьезный кризис, и совсем скоро может начаться всероссийский бунт заключенных. По словам Ихлова, это подтверждают как июльские события в Льговской колонии, так и другие акции протеста. «Нынешняя карательная, репрессивная политика службы – избиения, пытки, прессзоны, попытки «ломать» заключенных – привела к тому, что чаша терпения заключенных оказалась переполненной, – считает Ихлов. – Начиная с весны 2004 года в колониях и СИЗО России сложилась революционная ситуация. Заключенные больше не хотят терпеть издевательства.

Сейчас идет цепная реакция, и это будет только нарастать. Власти это не могут не понимать, поэтому начальников колоний начали отстранять от должностей, возбуждаются уголовные дела. На этой неделе во время акции протеста в Капотне уже не привлекали ОМОН, как раньше, а вели переговоры. Но эта чудовищная система все равно не меняется. И, если при помощи немедленного вмешательства прокуратуры и президента она не будет изменена, если не будет дан серьезный знак всем начальникам региональных управлений, начнет полыхать зона за зоной, начнет литься кровь. Это последние предупреждения, что ситуация накалена. Что-то надо срочно делать, иначе будет поздно».  

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #77 : 14 Сентябрь 2005, 19:32:45 »
Разбор воровской темы интересен не столько выводами, касающимися деятельности самих Воров, сколько обобщениями структурного порядка.

Похоже, вывод о доаграрном характере образа жизни профессиональных преступников аргументированных возражений не находит. Остаётся, правда, вопрос о степени преемственности с конкретными традициями доаграрной эпохи.

Наиболее фундаментальное значение, однако, имеет вопрос о месте традиции предшествующей эпохи в социальной и психической структуре более "позднего" уклада. Я закавычиваю "позднего", поскольку в физическом времени они могут совпадать, а в отдельных случаях, меняться местами.

Главный тезис, который я отстаиваю, заключается в том, что переход от одного уклада к другому совершается не путём замены старой структуры социальных отношений (и психической структуры личности) на новую, а путём перестройки этой структуры, через её редукцию и компенсирующее таковую добавление нового элемента. Наиболее радикально меняются мета-структурные, надстроечные компоненты - например, ценностные системы. На примере Воров, я пытаюсь показать, что ценностная система миллионов людей в наши дни без особых изменений воспроизводит доаграрную систему ценностей. Переход от доаграрной системы к аграрной и затем к индустриальной, с точки зрения подвергаемой редукции доаграрной структуры, выглядит, при этом, следующим образом:

- Посреди "райского" (с точки зрения доаграрного пралогического мышления) доаграрья появляется тёмная сила, подвергающая "райское" состояние отрицанию.

- В разворачивающемся противостоянии, несмотря на ряд блистательных побед доаграриев (в ретроспективном ракурсе, отражающих постепенный характер перехода - технологическую эволюцию и хозяйственную экспансию нового уклада), в результате одного, или нескольких предательств (в ретроспективном ракурсе, отражающих распространение новой структуры психики, включая экспансию новой ценностной системы), побеждает тёмная сила - ретроспективно, "аграрный уклад".

- Репрессируется старая система отношений между людьми: запрещаются браки между близкими родственниками; матриархальная община (доаграрные мужчины принципиально не принадлежат к локальным общинам) заменяется системой гаремов; доаграрные Герои и Охотники превращаются в рабов, на износ работающих в рудниках и на плантациях аграрных Господ, Феодалов.

- Утрачиваются ключевые элементы доаграрной традиции, в частности, доаграрные хозяйственные и управленческие практики, что делает возврат к прежнему укладу неосуществимым, а любые фрагментарные рецидивы прежних традиций - бесперспективными, негативными.

- Спустя длительное время, события, в известной степени, повторяются, - появляется сила, отрицающая уже аграрный уклад, подвергающая его носителей террору.

- В новом укаладе недавно всеобщее рабовладение локализуется в пенитенциарной системе, внимание к которой табуируется (сама она считается неким "исколючением" из "нормального" хода вещей и образа жизни).

- В индустриальном укладе происходит некоторое сращивание доаграрной и аграрной структур, в некоторых отношениях выступающих в качестве единого структурного блока.

- Поскольку приоритетному отрицанию в индустриальном обществе подвергаются аграрные элементы, социальные возможности и статус доаграриев повышаются.
_______

Ключевым событием укладного перехода является некий акт Победы, после которой абсолютизированный прежде старый уклад уже не воспринимается его носителями в качестве абсолютного. При прохождении точки Победы радикально меняется распределение ресурсов, психосексуальная структура общества и личности. Старый уклад утрачивает самодостаточность и перспективу, приобретая вырожденный и "демонический" характер. Новый уклад и его носители не признают за старым и его носителями безусловного права на существование. Любые элементы побеждённого уклада могут быть репрессированы или уничтожены...
« Последнее редактирование: 15 Сентябрь 2005, 01:38:45 от Mens »
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #78 : 15 Сентябрь 2005, 02:28:12 »
Цитировать
Главный тезис, который я отстаиваю, заключается в том, что переход от одного уклада к другому совершается не путём замены старой структуры социальных отношений (и психической структуры личности) на новую, а путём перестройки этой структуры, через её редукцию и компенсирующее таковую добавление нового элемента. Наиболее радикально меняются мета-структурные, надстроечные компоненты - например, ценностные системы.
Важным выводом является представление о личностной эволюции, как усвоении всех "укладных" компонент - как об индивидуальном воспроизведении исторической стадиальности развития. Приблизительно до 10-13 лет ребёнок усваивает доаграрную систему представлений о мире, человеческих возможностях и моральных ценностях. До 20-30 лет усваивается аграрная система взглядов. До 30-60 лет - индустриальная и далее - постиндустриальная.

Главная особенность укладных переходов - рост продолжительности жизни. В доаграрных сообществах средняя продолжительность жизни составляет порядка 12 лет, в раннеаграрных сообществах она всё ещё менее 30 лет. При том, что 30 лет - возраст совершеннолетия (!!!) в некоторых античных правовых системах; с другой стороны, право слабо разделяет статус раба и статус сына. В сущности, и раб, и сын имеют один статус - статус несовершеннолетнего, чья психика ещё воспроизводит психику доаграрного человека, - право только констатирует этот факт.

В доаграрную эпоху высшими моральными качествами являются верность коллективу (обратной стороной которой является равнодушие к судьбе не-члена коллектива), отвага (обратная сторона - буйство, неспособность подчиняться строгому нормированию жизни), хитрость (коварство), гедонизм, умение наслаждаться жизнью (обратная сторона - прожигание жизни, отсутствие стратегичности планов и накопления опыта). В аграрную эпоху такими качествами (для масс - элита имеет свои, инвертированные формы этих ценностей) являются смирение (покорность чужой воле или Судьбе), самопожертвование (предельная покорность), аскетизм (снова покорность) - одновременно составляющими женский гендерный стереотип. В индустриальную - упорство (тупость), трудолюбие (тупость), дисциплина (ещё одна, наиболее рафинированная форма тупости).

Следует отметить, что взросление, как усвоение всё новых "этажей" психической структуры не является таким уж однозначным процессом. СтОит предположить, что общее направление Цивилизации - "тупиковое", - как "взросление" оборачивается личностной деградацией, грехопадением, "контринициацией". Тогда более ранние пласты психики представляются всё более "человечными", а отверженные данного Социума - последними из могикан, верных древним идеалам и традиции...

Наверное, решающим является ответ на вопрос, существует ли альтернатива поступательному характеру Цивилизации? Насколько логически задан, безальтернативен её ход? Может ли вообще Личность влиять на исторический процесс, или имеет только один выбор: вписаться, или не вписаться в скрежет шестерней исторического механизма?
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #79 : 15 Сентябрь 2005, 07:39:55 »
Цитировать
Цитировать
Главный тезис, который я отстаиваю, заключается в том, что переход от одного уклада к другому совершается не путём замены старой структуры социальных отношений (и психической структуры личности) на новую, а путём перестройки этой структуры, через её редукцию и компенсирующее таковую добавление нового элемента. Наиболее радикально меняются мета-структурные, надстроечные компоненты - например, ценностные системы.
Важным выводом является представление о личностной эволюции, как усвоении всех "укладных" компонент - как об индивидуальном воспроизведении исторической стадиальности развития. Приблизительно до 10-13 лет ребёнок усваивает доаграрную систему представлений о мире, человеческих возможностях и моральных ценностях.
Ребёнок до 10-13 лет обычно мечтает стать солдатом, или космонавтом, преувеличенно относится к любой героике, или псевдогероике, в то же время, с удовольствием читает и слушает, или смотрит в кино и по телевизору всевозможные волшебные сказки, полные богатырских подвигов и фантастических чудес.

В этом же возрасте дети чаще всего становятся объектом родительских истязаний, что воспроизводит положение доаграриев в аграрном и индустриальном укладах.

Интересно было бы посмотреть статистику средней продолжительности жизни афроамериканцев в 19-м веке (до отмены рабства) и в наши дни. B)
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #80 : 15 Сентябрь 2005, 13:23:45 »
Цитировать
В доаграрную эпоху высшими моральными качествами являются верность коллективу (обратной стороной которой является равнодушие к судьбе не-члена коллектива), отвага (обратная сторона - буйство, неспособность подчиняться строгому нормированию жизни), хитрость (коварство), гедонизм, умение наслаждаться жизнью (обратная сторона - прожигание жизни, отсутствие стратегичности планов и накопления опыта). В аграрную эпоху такими качествами (для масс - элита имеет свои, инвертированные формы этих ценностей) являются смирение (покорность чужой воле или Судьбе), самопожертвование (предельная покорность), аскетизм (снова покорность) - одновременно составляющими женский гендерный стереотип. В индустриальную - упорство (тупость), трудолюбие (тупость), дисциплина (ещё одна, наиболее рафинированная форма тупости).
В естественной природе с "кормящей недвижимостью" лучше всего управляются общественные насекомые. Даже скотоводством занимаются... Эксплуатант "кормящей недвижимости", один хер, земли или станка, в конце концов инволюционирует до состояния общественного насекомого. "Доаграрное" мировоззрение оказывается характерным более для "элиты", "оседлое" - для быдла.

+ следует почитать П.Хомякова "Человек, государство, цивилизация, нация - развенчание мифов и поиск гармонии" насчет земледелия и его "прогрессивности". Не может, технологически не может быть никакого "аграрного уклада" в отсутствии жестоко и тупо угнетающей государственной машины.
Следует отметить, что взросление, как усвоение всё новых "этажей" психической структуры не является таким уж однозначным процессом. СтОит предположить, что общее направление Цивилизации - "тупиковое", - как "взросление" оборачивается личностной деградацией, грехопадением, "контринициацией". Тогда более ранние пласты психики представляются всё более "человечными", а отверженные данного Социума - последними из могикан, верных древним идеалам и традиции.Картина интересная. В ряду "верность-покорность-методичность" свобода падает от начала к концу, с другой стороны, не есть ли этот ряд чисто менсовское прождение?.

А может, это расслоение на быдло и элиту? И для элиты - всегда был, есть и будет коммунизм, первобытный ли, марксов-ленинов ли, а для быдла - разнообразные "общественно-экономические формации" разной (технологически обусловленной) степени рабскости?

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #81 : 16 Сентябрь 2005, 09:36:18 »
Цитировать
Картина интересная. В ряду "верность-покорность-методичность" свобода падает от начала к концу, с другой стороны, не есть ли этот ряд чисто менсовское прождение?



А может, это расслоение на быдло и элиту? И для элиты - всегда был, есть и будет коммунизм, первобытный ли, марксов-ленинов ли, а для быдла - разнообразные "общественно-экономические формации" разной (технологически обусловленной) степени рабскости?
Отчасти, мензовское. Очень уж не любит Менз существующую бюрократизированную систему! Но только отчасти, потому что основания для подобных выводов (может, не столь злобных, как у Менза), всё же есть.

Успех в доаграрном обществе определяется, в первую очередь, личными качествами Охотника. Поэтому в качестве ценностей доаграрное общество маркирует параметры индивидуального превосходства.

В аграрном обществе успех определяется объёмом контролируемых ресурсов. Родоплеменная структура общества разрушается - вообще разрушается вся институциональная ткань доаграрного общества - за исключением тех её элементов, что удержаны аграрной элитой. Однако идеологическое единство, необходимое для связности социума в целое, изменяет характер удержанных элементов: они носят всё менее индивидуализированный, всё более системный характер, концептуально смыкаясь с "моралью для рабов".

Мораль аграрной элиты более коллективна, более идеологизирована, чем у доаграрной. Элитные качества менее самоочевидны, но более отчуждены от личности (- например, "благородство происхождения", за которым стоят контроль над ресурсами и родственные связи в элите). Социальная дифференциация на элиту и быдло возрастает и всё более фиксируется (социальная мобильность падает). Доаграрии вообще превращаются в париев нового общества.

При переходе к индустриальному укладу, идеологизация возрастает, усиливается дифференциация на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Хотя правовые системы декларируют равенство всех перед законом, на практике такие декларации только уменьшают социальную защищённость низов, поскольку номинальная защита их прав, на деле, сводится к известной ещё римскому плебсу пайке. Ещё больше пропасть между гражданами зон преуспевания и индустриальной периферии, - последних можно жечь напалмом, травить оранжем, морить голодом и т. д. - при том, что в отличие от аграрных цивилизаций, они представляют не иные мир-системы, а периферию единой, глобальной мир-системы.
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Collega

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 143
    • http://collega.tks.ru
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #82 : 16 Сентябрь 2005, 09:53:04 »
Цитировать

+ следует почитать П.Хомякова "Человек, государство, цивилизация, нация - развенчание мифов и поиск гармонии" насчет земледелия и его "прогрессивности".
 
Хомяков прямо воспел доаграрную систему отношений. Только если посмотреть на все это под экономическим углом (а бабки из какой тумбочки ? :D ), то следует вспомнить, что экономической основой этого общества была т.н. присваивающая экономика. Когда экспансия homo doagrarius налетела на ограниченность доступных природных ресурсов, то пришлось перейти к экономике производящей и превратиться в homo oeconomicus (agrarius, потом indastrial).  Альтернативой было остановиться в развитии (как американские индейцы и прочие), живя в гармонии с природой и взаимно регулируя свою численность в стычках за охотничьи угодья. Палеонтологи утверждают что в этот период население, к примеру, территории Европы сократилось в несколько раз за несколько поколений.
А у остальных случилась Великая Неолитическая Революция.
Цитировать
Не может, технологически не может быть никакого "аграрного уклада" в отсутствии жестоко и тупо угнетающей государственной машины.
Конечно. Сначала угнетали прямым принуждением - рабство, потом появились более опосредованные - через общину, церковь, семья ячека государства и т.п. В индустриальную эпоху - появились всякие либерте, эгалите и прочие фратерните, но "если зарплата вам жить не позволит, так вы не живите - никто не неволит".
В наступающую постиндустриальную эпоху по-моему ничего в принципе не меняется, угнетение происходит через более развитые технологии формирования сознания, эксплуатации инстинктов. Так что история цивилизации - это история развития средств угнетения.  

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #83 : 16 Сентябрь 2005, 10:58:07 »
Цитировать
Палеонтологи утверждают что в этот период население, к примеру, территории Европы сократилось в несколько раз за несколько поколений.
С чего бы им сокращаться?

Есть экологическая ниша - на столько-то миллионов бродяг. При приближении к пределу рост стабилизируется.

Цитировать
А у остальных случилась Великая Неолитическая Революция.
Выглядит безальтернативно. Вряд ли оно так в реале.

Цитировать
В наступающую постиндустриальную эпоху по-моему ничего в принципе не меняется, угнетение происходит через более развитые технологии формирования сознания, эксплуатации инстинктов. Так что история цивилизации - это история развития средств угнетения.
Важно, что в новую эпоху объектом угнетения будет всё то, что ещё недавно ценилось и позволяло преуспевать.

Вот, были герои и олимпийские боги. Сегодняшний их аналог (в этическом и культурологическом, отчасти, в экономическом отношениях) - Воры, Законники. Набожные праведники аграрной эпохи стали "лохами-провинциалами" и "религиозными экстремистами" индустриального общества. Национализм, патриотизм, трудолюбие, работа по найму и другие стереотипии и институции индустриального общества становятся объектами агрессии в новом цикле.
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #84 : 16 Сентябрь 2005, 11:42:35 »
Цитировать
Хомяков прямо воспел доаграрную систему отношений.
Точнее, доэкономическую "общественную формацию" ;)  

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #85 : 16 Сентябрь 2005, 13:20:32 »
Цитировать
Цитировать
Палеонтологи утверждают что в этот период население, к примеру, территории Европы сократилось в несколько раз за несколько поколений.
С чего бы им сокращаться?

Есть экологическая ниша - на столько-то миллионов бродяг. При приближении к пределу рост стабилизируется.
Экологическая ниша по всей планете для животных с габаритами и весом Homo Sapiens-a - около 100 тысяч особей. + в холодной Европе обезьянам, тем более водным и голым, делать было нечего...

Экологическая ниша, ее локализация и размер, сильно зависит от технологий эксплуатации окружающей среды. У человека, в отличии от остальных, эти технологии не зашиты намертво в генах. Выжгли огненные охотники нахер все саванны - и пришлось "неперестроившимся" питаться друг другом. Потом размножились до размеров новой экологической ниши. "Бутылочное горлышко", ептыть...
« Последнее редактирование: 16 Сентябрь 2005, 13:24:43 от Flammar »

Оффлайн SIG

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 558
    • Рассылка "Как сохранить здоровье без лекарств"
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #86 : 16 Сентябрь 2005, 13:28:29 »
Цитировать
Экологическая ниша по всей планете для животных с габаритами и весом Homo Sapiens-a - около 100 тысяч особей. + в холодной Европе обезьянам, тем более водным и голым, делать было нечего...
Для животных - может быть.
Однако навыки обработки земли настолько просты, что одичание пойдет до простого земледелия. А здесь предел примерно на 2,5 порядка выше.

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #87 : 16 Сентябрь 2005, 13:55:05 »
Цитировать
Цитировать
Экологическая ниша по всей планете для животных с габаритами и весом Homo Sapiens-a - около 100 тысяч особей. + в холодной Европе обезьянам, тем более водным и голым, делать было нечего...
Для животных - может быть.
И для животных не может.

Сколько в Америке бизонов было? Несколько миллионов, кажется...
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #88 : 16 Сентябрь 2005, 14:30:49 »
Цитировать
Цитировать
Экологическая ниша по всей планете для животных с габаритами и весом Homo Sapiens-a - около 100 тысяч особей. + в холодной Европе обезьянам, тем более водным и голым, делать было нечего...
Для животных - может быть.
Однако навыки обработки земли настолько просты, что одичание пойдет до простого земледелия. А здесь предел примерно на 2,5 порядка выше.
Про обработку земли, ее техническую возможность - к Хомякову. Без тяглового скота в Европе - никак + нужны металлические орудия.

При охоте производительность труда в десятки раз больше, чем при земледелии., только земельных угодий требуется раз в 100 больше на то же количество ртов...

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #89 : 16 Сентябрь 2005, 14:32:02 »
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Экологическая ниша по всей планете для животных с габаритами и весом Homo Sapiens-a - около 100 тысяч особей. + в холодной Европе обезьянам, тем более водным и голым, делать было нечего...
Для животных - может быть.
И для животных не может.

Сколько в Америке бизонов было? Несколько миллионов, кажется...
А как насчет волков? Предлагаю попробовать попитаться травкой...

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #90 : 16 Сентябрь 2005, 14:49:39 »
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Экологическая ниша по всей планете для животных с габаритами и весом Homo Sapiens-a - около 100 тысяч особей. + в холодной Европе обезьянам, тем более водным и голым, делать было нечего...
Для животных - может быть.
И для животных не может.

Сколько в Америке бизонов было? Несколько миллионов, кажется...
А как насчет волков? Предлагаю попробовать попитаться травкой...
А что такое хлеб? Запечённая травка. Ничего, питаться можно.

Сколько человек могут прокормиться за год с одного бизона? Для справки: масса взрослого бизона достигает тонны. А ведь не бизонами едиными жив человек.

Уточнённые данные: в прериях Северной Америки на начало 18-го века паслось около 60 миллионов бизонов.
http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1308.html
« Последнее редактирование: 16 Сентябрь 2005, 14:55:45 от Mens »
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #91 : 16 Сентябрь 2005, 15:01:40 »
Цитировать
При охоте производительность труда в десятки раз больше, чем при земледелии., только земельных угодий требуется раз в 100 больше на то же количество ртов...
Охота - дело взрослых мужчин. Женщины и дети в доаграрном обществе живут собирательством (отчасти, разведением домашних животных - для прокорма бурёнки металл не нужен - достаточно вывести попастись на лугу).

Прогресс - идеология, а не факт. Просто один образ жизни оказался более пригоден для ведения войны с другим. Рабовладельческие системы, с тысячами и миллионами рабов, легче мобилизуются для нанесения удара по врагу.
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #92 : 16 Сентябрь 2005, 15:18:33 »
Цитировать
Охота - дело взрослых мужчин. Женщины и дети в доаграрном обществе живут собирательством (отчасти, разведением домашних животных - для прокорма бурёнки металл не нужен - достаточно вывести попастись на лугу).
Вот один доаграрий и кормил 10 иждивенцев...  
Цитировать
Рабовладельческие системы, с тысячами и миллионами рабов, легче мобилизуются для нанесения удара по врагу.
Вот кочевники и били в 10-100 раз превосходящие силы рабовладельческих государств. Потому, что человеческий материал у кочевников был качественнее. И технически кочевники превосходили земледельцев.

Единственное преимущество аграрного уклада - большая техническая ценность в качестве объекта эксплуатации. Больше прибавочного продукта можно изъять с гектара (даже если рассматривать землю с лугами, лесами и крестьянами в комплексе, как единый эксплуатируемый субстрат, т.е. учитывать затраты на воспроизводство крестьянства). И стричь удобнее - плотность крестьянского населения выше, далеко за ними бегать не надо...

Оффлайн Flammar

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 968
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #93 : 16 Сентябрь 2005, 15:22:58 »
Цитировать
А что такое хлеб? Запечённая травка. Ничего, питаться можно.
Не травка, а агрокультура, землю под которую надо еще пахать (обязательно железным плугом) и полоть, и которую надо сеять весной и хранить зимой.

Оффлайн SIG

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 558
    • Рассылка "Как сохранить здоровье без лекарств"
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #94 : 16 Сентябрь 2005, 17:07:43 »
Цитировать
Цитировать
Охота - дело взрослых мужчин. Женщины и дети в доаграрном обществе живут собирательством (отчасти, разведением домашних животных - для прокорма бурёнки металл не нужен - достаточно вывести попастись на лугу).
Вот один доаграрий и кормил 10 иждивенцев...  
Цитировать
Рабовладельческие системы, с тысячами и миллионами рабов, легче мобилизуются для нанесения удара по врагу.
Вот кочевники и били в 10-100 раз превосходящие силы рабовладельческих государств. Потому, что человеческий материал у кочевников был качественнее. И технически кочевники превосходили земледельцев.
Нет, роль играет фактор неожиданности, численный перевес, а также то, что 10 землепашцев содержат 1 профессионального вояку, но сами при этом искусству потрошить других не учатся.
« Последнее редактирование: 16 Сентябрь 2005, 17:10:24 от SIG »

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #95 : 16 Сентябрь 2005, 20:40:45 »
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Охота - дело взрослых мужчин. Женщины и дети в доаграрном обществе живут собирательством (отчасти, разведением домашних животных - для прокорма бурёнки металл не нужен - достаточно вывести попастись на лугу).
Вот один доаграрий и кормил 10 иждивенцев...  
Цитировать
Рабовладельческие системы, с тысячами и миллионами рабов, легче мобилизуются для нанесения удара по врагу.
Вот кочевники и били в 10-100 раз превосходящие силы рабовладельческих государств. Потому, что человеческий материал у кочевников был качественнее. И технически кочевники превосходили земледельцев.
Нет, роль играет фактор неожиданности, численный перевес, а также то, что 10 землепашцев содержат 1 профессионального вояку, но сами при этом искусству потрошить других не учатся.
Армии семитских рабовладельческих олигархий были профессионально-мобилизационного типа комплектования. Т. е. когда фараон или падишах шёл походом, он собирал орду рабов и гнал их на врага - примерно как Саурон в фильме "Властелин колец" гнал в бой орков. При этом достигался колоссальный численный перевес над менее "тоталитарными" сообществами.

Кочевники - это полуаграрии. Одной ногой в доаграрном обществе, но одной - уже в аграрном. Кочевники могут собрать банду, превосходящую бригаду доаграриев, но многократно уступающую армии рабовладельцев.

"Властелин колец" довольно реалистично рассказывает о "неолитической революции" (чего стОят одни мотыги в качестве оружия орков!!!), с тем "маленьким" НО, что побеждают у Толкина отчего-то нордические доаграрии и их король-Бродяга.
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн SIG

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 558
    • Рассылка "Как сохранить здоровье без лекарств"
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #96 : 17 Сентябрь 2005, 10:33:11 »
Цитировать
У Саурона и индустриальные технологии, типа мет. комбината, и клонирование, и средства связи и т.д.
Это переводит разговор в плоскость, имеющую очень малое отношение к реальности - в книжке и не такое написать можно B)  

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #97 : 17 Сентябрь 2005, 10:40:08 »
Цитировать
Цитировать
У Саурона и индустриальные технологии, типа мет. комбината, и клонирование, и средства связи и т.д.
Это переводит разговор в плоскость, имеющую очень малое отношение к реальности - в книжке и не такое написать можно B)
Это же ж не аргумент, а иллюстрация - щоб понятно было, що я имею сказать.
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #98 : 22 Сентябрь 2005, 19:57:02 »
Новые законы преступного мира
 
В современном преступном мире происходит множество конфликтов, зачастую кровавых, связанных с переделом сфер влияния и контроля над бизнесом. Очень часто в этом противоборстве сталкиваются представители «старой» и «новой» криминальной элиты, у которых совершенно разный взгляд на устройство преступного мира в целом и отдельных криминальных «понятий» в частности. В чем истоки этих противоречий, к чему это приведет в дальнейшем?
 
 
ормирование советской уголовной среды происходило в достаточно жестких условиях. Если в 20-е годы советское государство рассматривало преступников как социально близких, но оступившихся граждан и применяло к ним относительно мягкие наказания, то в 30-е годы эта позиция стала ужесточаться. Следует учесть, что уголовные «понятия» в форме неписаного кодекса чести и поведения формировались в годы тотального контроля сталинского государства за всеми и вся, соответственно и несут они в себе отпечаток того времени. Понятие «вор в законе» к середине 30-х годов прочно вошло в уголовный жаргон. В советское время высшей уголовной «специализацией» и «квалификацией» считался вор. Это было обусловлено рядом социально-экономических причин, основная из которых — уничтожение в СССР представителей крупного капитала и права частной собственности. Преступникам оставалось только красть, а красть надо было умеючи. Другой криминальный элемент, например, грабители и убийцы, в этой иерархии котировались гораздо ниже, занимая второстепенные роли.

На формирование «воровских понятий» и традиций влияло тоталитарное государство в лице спецслужб, проводивших агентурную работу в криминальной среде. Теперь уже известно, что в недрах НКВД зародился план уничтожения криминального мира путем установления за ним тотального контроля. С этой целью НКВД через своих агентов в «воровской» элите вводил новые уголовные понятия, которые регламентировали и упорядочивали все отношения и процессы, происходящие внутри криминальной среды, тем самым позволяя их отслеживать и контролировать. Преследовалась также еще одна не менее важная цель — расчленить и разделить уголовный мир изнутри, создав в нем неразрешимые противоречия. С этой целью было введено понятие «барыга», то есть торговец или перекупщик. К барыгам относились (и сейчас относятся) презрительно, с явным неуважением. В то время барыга — это прежде всего перекупщик краденого, и его «работа» наказывалась государством не слабее, чем «профессия» вора. Барыг не возбранялось грабить и обманывать, это считалось даже особой воровской доблестью.

[span style=\'font-size:14pt;line-height:100%\']НКВД также являлось инициатором так называемой «сучьей войны» в середине 40—50-х годов, использовав в своих интересах понятие о неприемлемости для кодекса чести советского уголовника любого сотрудничества с властями, в том числе и службы в армии.[/size] Многие отбывающие наказание в тюрьмах и лагерях откликнулись на призыв правительства и, взяв в руки оружие, пошли на фронт. Это было неприемлемо. После войны многие из них попали опять в тюрьмы, где «воры» их называли «ссученными» и беспощадно истребляли. «Суки» тоже не сидели сложа руки, в свою очередь истребляя «воров». НКВД изо всех сил провоцировал эти конфликты, считая, что уголовный мир должен истребить себя изнутри. По различным оценкам, «сучья война» стоила жизни от 500 тысяч до миллиона уголовникам. В послесталинский период в наследство уголовному миру достались старые «воровские понятия» и традиции, процветавшие до середины 80-х.

Но вот пришло новое время, в обществе появились принципиально иные экономические взаимоотношения. Преступный мир среагировал на это моментально. Раз начала появляться прослойка состоятельных граждан, то нашлись и люди, желающие заставить эту прослойку делиться. Воровство стало неактуальным. Зачем красть, если можно получить долю в бизнесе? Буйным цветом разросся рэкет. В ряды первых рэкетиров устремились молодые и физически крепкие. В большинстве своем ранее не судимые и не признающие воровских понятий. Среди них было немало бывших работников КГБ и МВД. Старой воровской элите молодые конкуренты пришлись не по вкусу. Они не платили деньги в «воровские общаки», не признавали верховенства «воров в законе», глубоко плевали на понятия. Сложилась парадоксальная ситуация. Взаимоотношения в тюрьмах и лагерях были полностью подконтрольны ворам, а на свободе правили бал «бандиты», которые до этого не поднимались на высшие ступени воровской иерархии. По странам бывшего СССР прокатились волны разборок между «новыми» и «старыми». В этой войне молодые волки показали зубы, и стало понятно, что силой уже ничего не добиться. Постепенно стали трансформироваться воровские понятия и сами «воры в законе». Так, для них были отменены обеты бедности и безбрачия, ранее являвшиеся обязательными. Авторитетов новой волны стали принимать в «воры в законе», не требуя от них многолетнего стажа «отсидки» и т.д. Основным критерием стало фактическое влияние в криминальных кругах.

Еще несколько лет назад торговля наркотиками, женским телом, оружием и контроль над этим бизнесом считались «западлом», то есть неприемлемым родом бизнеса для «честного вора», теперь же современные «воры в законе», совсем не брезгуют этими занятиями. Торговать наркотиками лично или заниматься сутенерством останется «западлом» еще долгое время, ведь понятия в местах лишения свободы довольно жестки и костны, их трансформация займет немало времени, однако постепенно, со сменой поколений, произойдет и она. В данный момент старые понятия никто формально не отменял и не отменит, однако всю их совокупность можно интерпретировать и толковать двояко. Там, где замешаны большие деньги, на ведущую роль выходит «право сильнейшего», и там нет места разговорам о криминальной этике и «воровской чести». Фактическое понятие нашего времени — «прав тот, у кого больше прав», а в случае острых конфликтов применяются любые способы доказательства своей правоты. Практикуются способы сдачи конкурентов правоохранительным органам, различного рода интриги и подставки, в крайних случаях, и не так уж редко, в ход идут свинцовые «аргументы». Подобные действия напрочь отвергаются «воровскими понятиями», однако являются реалией сегодняшней жизни. Основным понятием является жизнь без понятий, хотя открыто это нигде не декларируется. Старые понятия и традиции в чистом виде сохраняются только в местах лишения свободы. Вопрос: надолго ли?[/span]
 
http://archiv.slovo.odessa.ua/390/3_3.html
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!

Оффлайн Mens

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1 495
    • http://
    • E-mail
Mens и "Орден воров"
« Ответ #99 : 26 Сентябрь 2005, 03:03:25 »
Глава из книги Мирчи Элиаде "От Залмоксиса до Чингиз-хана":

ГЛАВА 1. ДАКИ И ВОЛКИ

РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ИМЕН

     Согласно Страбону, изначально даки назывались "daoi". Традиция, установленная Эзихиусом, сообщает, что "daos" - фригийское наименование "волка". П. Кречмер объяснил это слово, как производное от корня "dhau": "давить", "сжимать", "душить". Оттого же корня происходит имя лидийца Каидаулеса, имя фракийского бога войны Кандаона, илирийское "dhaunos" (полк), бог Даунус и др. Название города Даоус-дава, расположенного в Нижней Моэзии, между Дунаем и Aэмycoм, буквально означает "поселение волков".

     Итак, издавна даки называли себя "волками" или "подобными волкам", похожими на волков. Страбон сообщает, что закаспийские кочевники-скифы также носили имя "daoi". Латинские авторы называли их "Dahac", а некоторые греческие историки "daai". Их этническое имя с большой вероятностью восходит к иранскому слову "dahae" - "волк". Однако подобные имена не были исключением среди индоевропейцев. К югу от Каспийского моря простиралась Hyrcania, на восточно-иранском диалекте - Vehrkana, на западно-иранском - буквально - "страна волков" (от иранского корня "veheka" - волк). Кочевые племена, заселявшие эту территорию, греко-латинские авторы именовали -"hyrkanoi" - волки. Во Фригии было известно племя Orka (Orkoi).

     Вспомним о ликейцах Аркадии, а также о Ликии (Lycaonia) в Малой Азии, не говоря уж об аркадском Zеus Lykaios и Аполлоне Ликагенете. Это последнее прозвище Аполлона означает "рожденный волчицей", вернее, рожденный богиней Лето, принявшей облик волчицы.

     Имя самнитского племени - луканс - происходит (по Гераклиту Понтийскому)от Lycos-волк. Их соседи, ирпины, обязаны своим наименованием слову "hirpus", самнитскому "волку". На склонах горы Соракте селились соранские ирпы, "волки Соры". По традиции, переданной Сервиусом, оракул завещал соранским ирпам жить, "как волки", т. е. захватывая добычу. Это племя не облагалось налогами и не подвергалось воинскому набору (Плиний), поскольку считалось, что один из их ритуалов, совершаемых дважды в год (хождение босиком по раскаленным углям), обеспечивает плодородие края. Этот шаманский ритуал, подобно "волчьему образу жизни", свидетельствует о довольно архаичных религиозных представлениях.

     Можно привести и другие примеры. Заметим лишь, что племена, носящие имя волка, встречались и в довольно отдаленных регионах, таких, как Испания (Лоукентиой и Лукенес в кельто-иберийской Калеции), Ирландия и Англия. Этот феномен, однако, не ограничивается лишь индоевропейской цивилизацией.

     Тот факт, что народ получает свое этническое имя от того или иного животного, всегда имел религиозный смысл. Вернее, его нельзя расценивать иначе, как выражение архаической религиозной концепции. В интересующем нас случае допустимо существование нескольких гипотез. Во-первых, можно предположить, что народ получил имя от бога или мифологического предка, являвшегося в облике волка. В центральной Азии известно несколько вариантов мифа, согласно которому волк женился на принцессе, и от этого брака произошел либо народ, либо правящая династия. Однако у даков мы не найдем ни одного упоминания такого рода.

     Вторая гипотеза допускает, что даки позаимствовали имя у какой-то группы беженцев, будь то иммигранты из других областей или молодые люди, преследуемые законом и потому живущие подобно волкам или гайдукам, промышляя добычей вокруг поселений. Подобное явление получило множество свидетельств уже в глубокой древности и просуществовало до Средних веков. Важно провести различие между: 1) юношами, вынужденными на весь период инициации скрываться в далеке от селений и промышлять добычей; 2) иммигрантами, ищущими новые земли для заселения; 3) теми, кто находился вне закона и спасался бегством. Однако все они вели себя как "волки", их называли "волками", или они пользовались защитой бога-волка.

     В период инициации лакедемонийский юноша (couros) в течение года жил как волк: он скрывался в горах, стремясь не поручаться никому на глаза. У многих индо-европейских народов иммигранты, ссыльные и беглецы именовались "волками".

     В Законах Эдуарда Исповедника (около 1000 г. н. э.) говорится, что ссыльный обязан носить маску с изображением волчьей морды (wolfhеde). Волк был символом беглеца, и многочисленные боги-защитники ссыльных и изгнанников наделялись качествами волка или носили его имя. Например, Зевс Лукорейский или Аполлон Ликейский. Ромулус и Ремус, дети бога-волка Марса, вскормленные Капитолийской волчицей, также были беглецами. Согласно легенде, Ромулус основал на Капитолии прибежище для ссыльных и изгнанников. Сервий сообщает, что этот asylum находился под зашитой бога Лукориса. Лукорис же идентифицируется с дельфийским Ликореусом, богом-волком.

     Наконец, третья гипотеза, способная прояснить загадку имени даков, основана на возможности ритуального превращения в волка. Подобное превращение могло быть связано либо непосредственно с ликантропией - широко распространенным феноменом, чаще всего, однако, встречавшимся в карпатско-балканской зоне, - либо с ритуальным подражанием поведению и внешнему виду волка. Ритуальное подражание волку характеризуется обрядом воинской инициации и, как следствие, возникновением Manner-bunde, тайных воинских союзов. У нас есть основания предполагать, что эти ритуалы и верования, перекликающиеся с военной идеологией, сделали возможным уподобление волкам беглецов, ссыльных и изгнанников. Для того, чтобы выжить, эти молодые люди, оказавшиеся вне закона, вели себя подобно бандам разбойников, иными словами, как настоящие "волки".

ВОИНСКИЕ ИНИЦИАЦИИ: РИТУАЛЬНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЗВЕРЯ
     В своих исследованиях Лили Вайзср, Отто Хефлер, Штиг Викандер, Гео Виденгрен, X. Жанмэр и Ж. Дюмезиль значительно расширили наше представление об индоевропейских воинских братствах и особенно их религиозной идеологии и ритуалах инициации. В германской среде эти братства просуществовали до конца Volkerwanderung (переселения народов). У иранцев они засвидетельствованы уже во времена Заратустры, есть упоминание о воинских братствах и в ведических текстах, так что, несомненно, они существовали уже в индо-иранскую эпоху. Ж. Дюмезиль доказал присутствие определенных воинских инициативных обрядов у кельтов и романцев, а X. Жанмэр обнаружил следы подобных ритуалов у лакедемонийцсв. По-видимому, индоевропейские народы разделяли общую систему верований и ритуалов, характерных для воинских братств молодых людей (ниже мы увидим, происходила ли инициация всех юношей или только представителей определенного класса).

     Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в волка. Речь шла не только о храбрости, физической силе или умении выносить лишения, но и о магическом религиозном опыте, радикальным образом менявшем жизнь испытуемого. Он должен был преодолеть свой человеческий облик в порыве агрессивной, устрашающей ярости, уподоблявшей его бешеному хищнику. Древние германцы называли воинов-зверей berserkir, буквально, "воины в шкуре (serkr) медведя". Другое их имя ulfhedhnar, "люди в волчьей шкуре". На бронзовой табличке из Торслунда изображен воин, переодевающийся в шкуру волка. Итак, следует учесть два момента: 1) чтобы стать воином, необходимо магически уподобиться поведением волку; 2) ритуально надевалась волчья шкура либо с целью принять облик хищника, либо ради символического обозначения превращения в "волка".

     Для нашего исследования важно, что превращение в волка осуществлялось путем ритуального надевания шкуры, предшествовавшего или следовавшего за радикальным изменением поведения. Все то время, что воин находился в шкуре животного, он не был человеком, а непосредственно - хищником: он не только становился жестоким непобедимым воином, охваченным furor heroicus, но и избавлялся от любого человеческого проявления, иными словами, он больше не чувствовал себя связанным с законами и обычаями людей. Молодые воины не довольствовались лишь правом обворовывать и терроризировать поселения в период ритуальных сборищ, но даже питались человеческим мясом. Вера в ритуальную или экстатическую ликантропию засвидетельствована как у членов тайных североамериканских и африканских сообществ, так и у германцев, греков, иранцев и индийцев. В том, что имела место реальная ликантропия, связанная с людоедством, нет ни малейшего сомнения. Африканские группы "леопардов" служат лучшим тому подтверждением. Однако подобные спорадические случаи ликантропии сами по себе не могут объяснить появление и устойчивость веры в "людей-волков". Скорее наоборот, существование братств молодых людей-воинов или колдунов, надевавших или нет волчьи шкуры и ведущих себя подобно хищникам, могло объяснить распространение веры в ликантропию.

     Иранские тексты часто упоминают о "волках на двух ногах", т. е. о членах определенных Mannerbunde. В Denkart даже утверждается, что "волки на двух ногах вредоносней, чем волки на четырех". Другие тексты называют их "Keresa", воры, бродяги, промышляющие по ночам. Особенно подчеркивается тот факт, что они питаются трупами, при этом не исключается возможность настоящих каннибаличсских пиршеств. Однако в данном случае, похоже, речь идет о расхожем клише, используемом сторонниками Заратустры в полемике с членами этих Mannerbunde, которые в угоду своим церемониалам терроризировали села, и чей образ жизни полярно отличается от быта остальных иранских крестьян и пастухов. Во всяком случае, встречаются упоминания об этих экстатических оргиях, о некоем пьянящем напитке, облегчавшем превращение в зверя. Среди прародителей ахеменидов фигурировало семейство Saka haumavarka. Бартоломе и Викандер так интерпретируют это имя: "Те, кто превращаются в волков (varka), в момент экстаза, вызванного сомой (hauma)".

     Вообще-то, вплоть до XIX века молодые люди приносили на свои пирушки украденные или отнятые продукты, особенно - горячительные напитки.

ДУБИНКИ И ЗНАМЕНА
     Отличительными признаками этих иранских Mannerbunde служили "окровавленные дубинки" и знамена (drafsa). Как пишет Викандер, окровавленная дубинка служила в определенном ритуале для церемониального заклания быка. Дубинка стала символом иранских воинов-волков. Она - образцовое орудие древнего разбойника. Как и в случае с другими древними инструментами, дубинка сохранила свое ритуальное назначение и после того, как ее боевая функция перешла к другим, более современным орудиям. Кроме того, дубинка продолжала использоваться в качестве орудия крестьянами и пастухами. Так, румынские крестьяне применяли ее на протяжении всего Средневековья вплоть до новых времен. Даже сегодня она используется в молодецких играх (calugarii), в которых заметны следы инициативных ритуалов.

     Отметим еще одно пересечение между иранцами и даками. По традиции, переданной в Шах-наме, на персидском знамени было изображение волка. Настенное изображение в Туркестане воспроизводит флаг с изображением волка или дракона с волчьей головой. В партскую эпоху на северо-западе Ирана и в Армении привилегированные подразделения армии назывались "драконами" и носили знамена в форме дракона. Также известно, что на знамени даков было изображение волка с головой дракона. Вполне возможно, что изображение draco на знаменах римской армии времен поздней империи возникло под влиянием партов или даков.

     Напомним, что дракон присутствует и на знаменах германцев. Кроме того, волк изображен на скипетре, обнаруженном на "shipburial" (кладбище кораблей) в Саттон Ху: он символизировал легендарного предка королевской фамилии. Добавим, что в германской ономастике очень распространена тема Wulf-Wolf. Если принять во внимание все

     остальные контексты, в которых волк играет важную роль в германской мифологии и ритуалах (berserkir, Mannerbunde, вурдалаки и др.), можно заключить, что хотя этот религиозный комплекс и общего индоевропейского происхождения, прямые параллели прослеживаются между иранцами, траками и германцами. Добавим к этому, что знамена с изображением волчьей головы засвидетельствованы у Ту-Кью, ответвлении племен Хьонг-Ну. Они верили, что ведут свой род от мифической волчицы. Каждый год вождь племени Ту-Кью приносил жертву Волчице в пещере, где она, по преданию, разрешилась от бремени. Члены охраны правящего рода назывались "волками" и во время сражения носили знамя с позолоченным изображением волчицы. Как мы сказали, миф о происхождении рода от волчицы или волка был широко распространен у турецко-татарских народов. Этот факт важен для понимания единой основы различных религиозных концепций, рассмотренных в этой главе.

"ДАКИ" - ВОИНСКОЕ БРАТСТВО
     Возвращаясь к дакам, можно предположить, что их этническое наименование происходит, в конечном счете, от ритуального эпитета одного из воинских братств. Этапы процесса, в результате которого ритуальное групповое имя стало именем целого народа, нам неизвестны. (Впрочем, мы так же мало знаем и о других европейских племенах, носивших имя волка). Однако мы можем предложить две гипотезы: 1) благодаря огваге и свирепости юношей, проходящих обряд инициации, их ритуальный эпитет - "волки" -был перенесен на все племя; 2) ритуальное имя группы молодых пришельцев-завоевателей было усвоено побежденными аборигенами. В последнем случае можно предположить, что эти завоеватели стали затем военной аристократией и ведущим классом. На настоящей стадии исследований трудно оказать предпочтение той или иной версии. Однако очевидно, что потребовалось значительное время, прежде чем ритуальное имя группы преобразовалось в имя народа. Если принять во внимание первую гипотезу, прозвище маленького племени могло распространиться и на соседние племена по мере того, как выкристаллизовывались более широкие политические организации. Во втором случае необходимо учитывать симбиоз победителей-пришельцев и покоренных местных жителей - процесс более или менее продолжительный, и завершившийся фатальной ассимиляцией пришельцев.

     Каково бы ни было происхождение эпонима - ритуальный эпитет молодых воинов или прозвище группы завоевателей, - даки несомненно знали о взаимосвязи волка и войны: доказательством тому служит изображение на их знаменах. Поначалу имя "даки" относилось к одному из фракийских племен на северо-западе Дакии (Страбон). Имя же "геты" было более распространенным от Балкан до Днестра (где проживали тирогеты), в то время как имя "даки" чаще встречалось на северо-западе, западе и юге (Дакидава на северо-западе Дакии, даурсы в Далмации, даойи и диойи в Родопи и т. д.). Имя "даки", использованное латинскими авторами, чаще применялось в период Буребисты и Децебала, когда единство и политическая организация страны достигли апогея и когда, по словам Страбона, дакийская армия могла мобилизовать 200000 человек. Ритуальное военное прозвище окончательно закрепилось в момент максимальной политической и военной экспансии регата. Это был триумф молодых "полков". Юлий Цезарь хорошо понимал опасность, которую представляла эта новая военная сила, и незадолго до своей насильственной смерти, приступил к подготовке к войне против "волков" на Дунае.

     Пырван полагал, что имя даков (как, впрочем, и гетов) было скифским; иными словами, оно перешло от иранских завоевателей к фракийскому населению Карпат. Версия скифского происхождения имени даков хотя и любопытна, однако, на наш взгляд, малодоказательна. Как мы показали, корень "dhau" - "душить" - встречается во фригийском имени волка "daos". Топонимика Дакии сохранила ярко выраженный фракийский элемент даже в районах, заселенных скифами. Впрочем, характерная фракийско-фригийская ономастика на севере Черного моря, там, где скифы расселились в 8 веке, как нельзя лучше доказывает феномен сохранения аутохтонного элемента в условиях власти иранского военного меньшинства. Сегодня признается более скромная роль скифов в дакийской культуре. Даже в трансильванской зоне, где скифы продержались до 4 века, им не удалось изменить местную цивилизацию. Поскольку даки помнили, что их более старое имя daoi, не исключено, что у него киммерийское происхождение. И в самом деле, киммерийцы заселяли часть Дакии, в особенности зону Карпат. Киммерийцы были фракийско-фригийским племенем с определенными иранскими чертами. Если мы окажем предпочтение версии иранского происхождения имени даков, необходимо в первую очередь обратить внимание на архаический иранский элемент, проявившийся у киммерийцев, а не на более позднее влияние скифов.

МИФО-РИТУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ ВОЛКА
     Как бы там ни было, архаичность религиозного комплекса волка не вызывает сомнения. Волк присутствует уже в неолитической цивилизации Винчи: были обнаружены не только статуэтки собак-волков, но и примитивные фигурки, изображавшие танцоров в волчьих масках. Что касается последних предметов - то при условии правильности их трактовки, невозможно установить, представляют ли они ритуал воинской инициации (иранского или германского типа) или сезонную церемонию, во время которой молодежь надевала волчьи маски. Подобные церемонии до сих пор распространены на Балканах, в Румынии, особенно в 12-дневный период накануне Рождества. Изначально это были церемонии, связанные с периодическим возвращением мертвых, при этом использовались многочисленные маски: коня, козы, волка, медведя и др. Этот ритуальный сценарий не относится к религиозному комплексу, который мы исследуем, поэтому не будем на нем останавливаться. В равной мере мы не будем учитывать мифологию и ритуалы, связанные с образом волка на древнем Ближнем Востоке. Нет нужды и возможности подвергать анализу значительные исследования, уже проделанные Ф. Кретчмаром. Наша задача ограничивается лишь теми фактами, которые способны объяснить превращение воинского прозвища в этнический эпоним.

     Важно провести различие не только между религиозными комплексами, сконцентрированными вокруг мифологического образа волка, но и между различными проявлениями этого комплекса. Все они восходят к религиозному миру примитивного охотника, в котором доминирует мистическая связь между охотником и добычей. Как правило, эта связь выражается в образе Повелителя-Бога (или Матери) Зверей. Такое религиозное представление даст объяснение мифам о происхождении кочевого народа от какого-нибудь хищника (волка, льва, леопарда и др.). Хищник - образцовый охотник. Другой важный аспект - это ритуал инициации и лежащий в его основе миф: главный Зверь убивал людей, а затем оживлял их уже прошедшими инициацию, т. е. преобразованными в хищников; в конце концов Зверя поймали и убили, и это событие превратилось в обряд инициации: надевая звериную шкуру, испытуемый возрождался не как человеческое существо, а как изначальный Зверь, основатель мистерии. Иными словами, мифический Зверь оживает вместе с испытуемым. Подобный мифо-ритуальный комплекс вполне определенно засвидетельствован в африканских охотничьих культурах, однако он встречается и в иных регионах.

     Схожая концепция проявляется и в инициативных обрядах народности квакиутл. Инициация мальчиков заключается в повторении одного мифологического события: основателем ритуала считается Волк; его брат Хорек, отыскав однажды в лесу волчат, умертвил их, и, завладев обрядом, принял имя Волка. В помещении, предназначавшемся для обряда инициации, делали вход в форме волчьей норы. Там молодые "хаматса" осуществляли свое превращение в волков: они пожирали трупы, впадая в яростное безумие, набрасывались и искусывали друг друга. Как отмечал Думезиль, поведение молодого "хаматса" напоминает германского berserkir, охваченного бешенством и героической яростью.

     Похожий магически-ритуальный комплекс волка лежит в основе различных Manner-bunde и воинских инициации, а также верований, связанных с ликантропией и вурдалаками. Воин - совершенный охотник; так же как и охотник, он избирает моделью поведение хищника. Ведя свой род от прародителя-Волка или превращаясь в результате ритуальной трансформации в хищника, воин становится еще и зверем по рождению. У племени корьак и у некоторых североамериканских племен (квакиутль и др.) танец волка обязательно исполняется перед отправлением на войну. Тем самым происходит подготовка к сражению путем магического превращения в волка. В этом случае говорят о коллективном действии - тогда как германский berserkir превращается в зверя индивидуально.

     Иными словами, происходит усвоение поведения, характерного для хищника: 1) либо в силу происхождения всего рода от мифического Зверя; 2) либо путем надевания звериной шкуры (повторение изначального мифологического события, в результате чего происходит уподобление сути зверя); 3) либо в результате шаманской или воинской инициации. Ликантропия и различные верования в вурдалаков - явления сходного порядка, однако они не зависят от рассмотренного религиозно-магического комплекса. Согласно Геродоту, невры превращались в волков каждый год. Эта периодичность указывает на возможные ежегодные церемонии, во время которых надевались волчьи шкуры и волчьи маски - по случаю ли инициации юношей или же для обозначения возвращения умерших (впрочем, обе церемонии обычно отмечались одновременно). Большинство народных верований в вурдалаков связано с индивидуальным превращением в зверя. Некоторые случаи можно объяснить "спонтанной инициацией": своеобразным феноменом, при котором забытые ритуальные сценарии неожиданно всплывают на поверхность. Существует также определенная симметрия между инициацией berserkir и превращением в вурдалаков. Можно заключить, что легенды и народные верования, связанные с вурдалаками, тесно соотносятся с процессом фольклоризации, т. с. проекцией в воображаемый мир конкретных ритуалов шаманской или воинской инициации.

ХИЩНИКИ, ОХОТНИКИ, ВОИНЫ
     В основе этих представлений лежит опыт мистического соединения с волком, независимо от пути его достижения: антропофагии, героической ярости, инициации через надевание шкуры, церемониального пьянства, разбоя или др. Важно, что такое соединение - с волком осуществляется всегда индивидуально, только так можно полностью изменить поведение, превратиться из человека в зверя. Возможность этого опыта заложена в мифе-первооснове, и реализуется через его реактуализацию. Согласно этому мифу, волкообразный предок, основатель таинства инициации, Верховный шаман или Первый Воин, совершил определенные действия, которые впоследствии послужили парадигматическими моделями для подражания. В волка превращается лишь тот, кто преодолевает самого себя и временную реальность, становится современником и соучастником мифа-первоосновы.

     Вживание в мифологическое время является древним религиозным ритуалом, достаточно освещенным в исследованиях, что избавляет нас от лишних доказательств. Таким образом, различные религиозные формы мистического соединения Волка и воина можно расценивать как проявление единого фундаментального опыта. Великая охота, инициация, война, захват и завоевание территории суть виды деятельности, построенные по мифологическим моделям: во время оно сверхъестественный хищник впервые совершил то же самое. И теперь можно стать знаменитым охотником, храбрым воином, завоевателем лишь в той мере, в какой удастся реактуализировать миф, то есть усвоить поведение хищника и повторить его действия. Несмотря на различия в историческом и культурном отношении, очевидна структурная аналогия между совместным преследованием добычи, войной, захватом чужой территории - с одной стороны, и поведением беглецов, находящихся вне закона, - с другой. Все они уподобляются в своем поведении волку, поскольку в том или ином виде и в силу различных причин воспроизводят единый миф-первооснову. Иными словами, подражая мифологической модели, они стремятся к обретению парадигматического бытия, пытаясь преодолеть слабость, бессилие и жалкость человеческого существования.

     На юго-востоке Европы и в Средиземноморье подобные архаические религиозные системы претерпели глубокие изменения и в конце концов уступили место восточным и эгейским культурным формам. В Греции, Италии и на Балканском полуострове сохранились лишь разрозненные мифологические фрагменты и отголоски ритуалов инициации. Именно к этим отголоскам следует отнести оригинальное самоназвание даков наряду с более известной легендой о Ромулосе и Ремусе. Конечно, часть этого наследия сохранилась в форме народных обычаев и фольклорных произведений, особенно в таких исключительно замкнутых регионах, как Балканы и Карпаты. Мы имеем в виду не только верования в вурдалаков, но и народные предания о волках. Святой Сава и Святой Теодор в Югославии, Святой Петр в Румынии считаются покровителями волков. Очевидно, что назрела необходимость в исследовании всей совокупности этих архаических обычаев и верований, сохранившихся в балкано-карпатской зоне.

     В заключение наших наблюдений скажем несколько слов о том, что можно было бы обозначить как мифологическое измерение истории даков. Знаменательно, что единственным народом, сумевшим одержать победу над даками, завоевать и колонизировать их страну, утвердив в ней свой язык, оказались римляне - народ, чей генеалогический миф возник на основе истории Ромулуса и Ремуса, детей бога-волка Марса, вскормленных молоком Капитолийской волчицы. В результате этого завоевания и ассимиляции появился румынский народ. В плане мифологической перспективы истории можно сказать, что этот народ родился под знаком волка, то есть был предопределен к войнам, завоеваниям и миграциям. Однако волк возник па мифологическом горизонте истории дако-римлян и их потомков и в третий раз. В самом деле, румынские княжества возникли в результате великих завоеваний Чингиз-Хана и его последователей. А генеалогический миф чингизханов говорит, что их прародителем был пепельный волк, спустившийся с неба и соединившийся с ланью... 1959
Дым посреди дыма, сказал Экклезиаст, дым посреди дыма, всё - дым!