Тут похоже уже проанализировали и даже связали:
Уже пятые сутки новости о произошедшем в Челябинском танковом училище ЧП не сходят с «первых полос». Практически впервые, на ситуацию открыто и активно отреагировало и само Минобороны, начав разбирательства со снятия «верхушки», а не порки нижних чинов. И не смотря на крики о том, что «ситуацию опять попытаются спустить на тормозах», на этот раз, не похоже, что ее спустят.
Возникает вопрос – почему? ...
Возможно, ответ на этот вопрос кроется в достаточно простом сюжете – до 2008 г. должна быть выполнена федеральная целевая программа (ФЦП) по переводу частей постоянной готовности на контрактный принцип формирования. Следовательно, на создание профессиональной армии у чиновников из Минобороны осталось всего каких-то два года. И за эти два года нужно попытаться сделать то, что не удавалось провернуть за последние 14 лет – с 1992 года, когда начались армейские реформы. Убрать «пережитки» старого, в виде мастодонтов, прочно окопавшихся в своих частях и по сути, кормящихся с солдатского поголовья. Конечно же, этой публике не выгоден переход к профессиональной армии, и очевидно, что она саботирует все варианты реформ в более или менее активной форме. Ведь сокращение количества призывников и общей численности армии неизбежно влечет за собой и сокращение офицерского аппарата, а также по идее, перераспределение статей бюджета (которого сейчас не хватает, но куда уходят средства, в силу закрытости оного, конечно же, непонятно).
Что требуется в этой ситуации реформаторам для того, чтобы все таки начать сокращения и при этом не стать «кровавой собакой», и уж тем более, виновниками разного рода волнений, инициируемых офицерскими сообществами? Во-первых, более-менее эмоционально-уголовный повод, который позволит и с точки зрения закона, и с точки зрения общественной, корпоративной и прочей морали, начать чистку рядов. Во вторых, потребуется обеспечить полную и безоговорочную поддержку реформ общественным мнением, которое и без того достаточно прохладно относится к российской армии.
Итак, что мы получаем в результате? В аккурат после новогодних праздников – а по совместительству, еще и по истечении трех месяцев после осеннего призыва, когда нервы у родственников и близких примерно 100 000 новобранцев накалены до предела, на свет появляется Челябинское ЧП. С леденящими душу подробностями, непомерной дикостью, а также огромным резонансом, причем на сей раз, пришедшим даже из-за рубежа. Деталей, цепляющих внимание, множество: начиная от классически разыгранной карты «царя, который не знает, что творят его злые бояре», и который извергая гром и молнии, включается в раздачу наказаний, до милиции, которая «сочувственно взирая» на митингующих в защиту пострадавшего в Москве, даже и не думает разгонять несанкционированный митинг.
Еще одна деталь, так же странным образом укладывающаяся в общую картинку: перед самым Новым годом, практически незамеченной, проходит информация о скандале в Генштабе, когда главкомы и командующие родами войск неодобрительно воспринимают инициативу Генштаба и Минобороны касаемо перестроения армии по территориальному принципу, и по сути, снова саботируют попытки реформирования, предпринимаемые военными чиновниками. Надо отметить, что строить более внятные догадки не позволяет практически полное отсутствие информации об очередном предполагаемом этапе (?) военной реформы.
Не случаен, по видимому, и регион, который избран «пилотным» в проекте – Челябинск, то есть, Урал. Это и не Москва, которая «сердце Родины», и вместе с тем, не тихая подмороженная Сибирь или Приморье, которое слишком уж на самых на «окраинах». Фактически, центр страны, важный промышленный регион, и традиционно воспринимающийся, своеобразный «водораздел» между Европой и Азией – вполне подходящий полигон для реализации задач, стоящих перед Минобороны.
Не далее, как сегодня, свою позицию вслед за С. Ивановым, обозначил и Президент. Указание «оказать содействие Генпрокуратуре для полного расследования этого преступления, а также подготовить предложения по улучшению воспитательной работы в армии и на флоте» дают понять, что глава государства по сути, дает добро на «наведение порядка». Следовательно, это можно расценивать как карт-бланш в будущих кадровых изменениях.
Если принять во внимание все перечисленное, вполне возможно, что в будущем нас ждет череда новых и новых «армейских» скандалов. При всей своей негативной окраске и вполне понятном недоверии к акциям подобного рода, предпринимаемым чиновниками, тем не менее, есть надежда, что реформенный маховик в российской армии наконец-то стронется с места, на котором он буксует уже второе десятилетие, продолжая подминать под себя все новые и новые жизни.
Ипполит Недоверов специально для «Томского Обзора».