Расти, харизма, большая и маленькая
В программу подготовки "элитных" политиков входят обольщение, этикет и поездки в тайгу
Работа власти с молодежью в наши дни не ограничивается раздачей студентам по сто рублей за то, чтоб они помахали флажками на митинге. Набирает обороты подготовка правящей элиты новой волны: в эти "резервы" вкладываются огромные деньги, а на вооружение подчас берутся самые нестандартные методы. "МН" попытались набросать портрет политического лидера недалекого будущего.
Практика подготовки чиновников высшего ранга в стране устоялась давно. Закончил вуз - и добро пожаловать за вторым высшим, в Академию госслужбы при президенте РФ. Проректор по учебно-методической работе Федор Демидов с ходу заявил "МН", что перековку кадров в академии ведут самыми что ни на есть традиционными способами - например, штудированием "Государственно-конфессиональных отношений" или "Управления развитием региона", что специальности "политический лидер" как таковой не существует и что с молодежью здесь прицельно не работают.
Да и где можно выучиться "на лидера"? Институт харизматологии еще не придуман, потом, свою харизму к чужой голове не приставишь. Однако попытки сделать это имеются, и они явно выходят за рамки привычного инструментария имиджмейкеров.
Таежная романтика
"Отличительный признак современного политика - умение кучковать вокруг себя людей, управлять ими, вести за собой, - считает активист молодежного "Яблока" Илья Яшин, организатор уличных хеппенингов и записной завсегдатай отделений милиции. - Это не преподают в политкружках, тем более что при партиях их сегодня и нет. Есть "Единая Россия", у которой есть пиар-проект, призванный сформировать новую элиту, "Политзавод". Мы шутим, что завод перед очередной региональной кампанией выпустил очередные бракованные болванки. Это пшик, потому что настоящих хозяев России - чиновников с деньгами и административным ресурсом - не заставит уступить молодым дорогу даже лично Путин. Нам, поколению детей перестройки, не хватает пассионарности, романтики. Не достает ее и политикам: я сейчас рассуждаю, как избиратель. А романтика - вещь иррациональная, ей нельзя обучить".
Зато подающего надежды функционера можно выучить обаянию, сексапильности и актерскому мастерству - всему тому, что на публике не зазорно будет выдать за "самородок". Этот процесс называется "моделирование харизмы" и не рассчитан на массы. О его специфике нам поведал профессиональный пикапер, директор Международного центра психологии и развития Филипп Богачев, который уверен: даже самого невзрачного мужичонку можно научить "косить" под высокорангового самца. Чем г-н Богачев и занимался с успехом, пока ему не предложили поработать с людьми, которым уготована высокая миссия.
- В мои задачи входит подготовка политической элиты, которая выйдет на сцену лет через 10-15, - рассказал "МН" пикапер Богачев, по понятным причинам не пожелавший разглашать название партии, с которой он сотрудничает. - С финансированием вопросов нет, денег лом. Заказчики пока сами толком не знают, чего хотят: из этих ребят они, по ситуации, смогут сделать все, что заблагорассудится. Они готовят резерв. Ведь у матерых партийцев та же проблема, что и у "молодежных крыльев", - нет четкой идеологии, есть проплаченная движуха. Лидера можно сделать из кого угодно, но одних денег мало: нужны люди, которые "подсели на миссию", которые искренне верят в то, что делают. Отыскать таких крайне сложно.
- Что должен уметь политический деятель?
- Все: от умения заниматься сексом и заканчивая умением молчать. Базовые навыки успешного мужика. Если они их не демонстрируют - за что их тогда любить-то, этих политиков? Человеку надо заниматься мордобоем, танцами - чтоб пластика тела появилась, его надо водить на массаж раз в неделю, обучить дрочить, на худой конец. Главное, чтобы он стал похож на человека с интересами. Без хобби человек не человек, но хобби - это не походы на маникюр-педикюр, а то, что делает мужика мужиком. Это, во-первых, женщины, во-вторых, его увлечения. Никто не воспримет всерьез политика, который любит икебану, ему скажут - ты далек от народа, чувак. А вот если он упомянет, что любит на яхточке в одиночку через Атлантику перейти...
- Какие приемы вы применяете?
- Даю задание - например, через две недели ты должен устроиться работать обрезчиком крайней плоти, как ты пройдешь собеседование, никого не волнует. Это упражнение на завоевание доверия. И справляются: не с первого раза, но справляются. Любимый прикол - отправить человека в тайгу с ножом и спичками или во Владивосток без денег и документов со словами: "Возвращайся в Москву как хочешь". За семь дней, проведенных в купе проводника, человек резко переосмысляет свое место в жизни и умение общаться с людьми. Он понимает, куда он может упасть и что ему придется делать, чтобы не упасть.
- Откуда берется "материал"?
- Людей предоставляет заказчик. Возраст 23-24 года, большинство из полуинтеллигентских семей. Особенность контингента в том, что они слишком быстро бронзовеют: чуть что, уже крутые, уже себе памятник при жизни поставили. Я же им доказываю, что они - никто. Ставлю невыполнимую цель и работаю с тем, что получилось. Знаете, кто был самым гениальным кадровиком в истории России? Сталин. Он ставил задачу, не справился - расстрел. Дайте людям понять, что, если они сделают косяк, им пустят пулю в затылок, и они будут впахивать как проклятые! Вот и все. Моя задача - плавная подготовка людей к ответственности. Методику заказчик одобряет, а дальше я предупреждаю, чтоб не вмешивался; в итоге из группы в 40 человек должно остаться 5-6. Кто они - вы об этом никогда не узнаете. Разве что лет через сорок, когда я напишу мемуары.
Кустарная вежливость
Главный ценитель качества имиджа политика - женская часть электората. Прошли те времена, когда пикейные жилеты оценивали выживаемость пальцев во рту фразами типа: "Да, Бриан - это голова". Если кандидат в президенты привлекателен, избирательница прямо скажет: "Я готова отдать ему голос. И не только". Психотерапевт-сексолог Юлия Варра объясняет сей феномен так: "Женщины инстинктивно ищут доминантного партнера для продолжения рода. Прежде всего это желание распространяется на первое лицо в государстве, вот элитмейкеры и натаскивают своих подопечных кто во что горазд".
"Подопечных", разумеется, перед выходом в свет следует научить вести себя прилично, в соответствии с протоколом и этикетом. Российский истеблишмент сделан топорно, на скорую руку: то ли дело век назад, когда функционировали Институт благородных девиц, лицеи и кадетские корпуса, когда элита apriori была носителем культуры. Сегодня спрос превышает предложение в разы, а преподавателей этики и эстетики можно пересчитать по пальцам.
- В стране фактически нет ни одной серьезной структуры, которая бы преподавала этикет, это делается кустарным образом, - сокрушается вице-президент фонда "Дягилевъ Центр", созданного на базе Русской школы PR, Наталия Корзун. - Но серьезные имена есть: это педагоги из МГИМО и Мориса Тореза, это институт Нестеровой, это некая Наталья Гиль, это и мы. Спрос дикий. Политиков все чаще приглашают на великосветские рауты в Вене, Лондоне, Женеве - и они не знают, как себя вести: куда ставить дамскую сумочку, поднимать ли упавшую салфетку. Навсегда запомню косые взгляды Энтони Брентона на приеме в посольстве Великобритании. Нам многое прощают за то, что мы русские, но русские в последнее время готовы на все, лишь бы быть в международном сообществе "на равных". Ведь именно способность подать себя так, чтобы вызвать доверие и уважение, отличает политика высокого пошиба. Возьмем спикера СовФеда Миронова: три года назад он был косноязычен, а теперь? Или Жириновский: вышел - и покрыл толпу своей харизмой. Или Путин - личность, в которой чувствуется стержень! Их же обучают этому специально.
* * *
Похоже, элитмейкеры постепенно перенимают наработки США, где выборы - не фарс, а, скорее, шоу. Ведь в США "кумиры толпы" зачастую и попадают в большую политику из шоу-бизнеса, как президент Рейган, начинавший карьеру актером, или променявший кино на губернаторство Шварценеггер. Судя по тому, какими способами в России "элиту" учат завоевывать доверие сограждан и соседей из-за рубежа, политик будущего представляется этаким рафинированным сердцеедом, слепленным высокооплаченными руками, начинка которого замаскирована под слоем учтивых манер. Остается понять, как распознавать фальшь, не отходя от кассы.
Надпись на спинах - "... на третий срок". Сколько посетителей ТЦ "Охотный Ряд", где фан-клуб Путина устроил флэшмоб, пало жертвой инстинкта?
http://www.mn.ru/issue.php?2007-15-8***
Похоже, на заказную статью. Никто ведь не проверит, готовит ли Богачев кого-то или не готовит.