Дело Сторчака: сколько Россия потеряла за 10 лет?
Факты:
Сергей Сторчак подозревается в причастности к попытке хищения у государства 43,4 миллиона долларов США. Эти деньги могут быть скрытой формой так называемого «отката» - взятки для чиновников, участвующих во взаиморасчетах между государством и коммерческими структурами, заявили 20-го ноября представители Следственного комитета при прокуратуре РФ. «По материалам уголовного дела, группа, в которую входили Сергей Сторчак, а также гендиректор ЗАО «Содэксим» Виктор Захаров и глава Межрегионального инвестиционного банка (МрИБ) Вадим Волков, пыталась похитить у государства $43,4 млн. Как установлено следствием, именно на эту сумму был завышен долг «Содэксима», выкупленный ранее у государства - у одного из предприятий военно-промышленного комплекса, который должен был покрыть Минфин РФ», - утверждает близкий к следствию источник.
Продолжает разворачиваться громкое дело, связанное с арестом замминистра финансов Сергея Сторчака. Адвокаты последнего подали сегодня жалобу в связи с арестом их клиента. Они просят освободить его из-под стражи, причем поручителем в этом деле готов выступить депутат Государственной думы Александр Лебедев. Но шансов добиться своего у них немного.
Из неофициальных источников стало известно, что до конца этой недели Сергею Сторчаку будет предъявлено обвинение. Адвокат арестованного утверждает, что это, скорее всего, произойдет в пятницу, 23-го ноября. По данным Интерфакса, обвинение будет заключаться в «покушении на хищение путем мошенничества в особо крупном размере организованной группой».
Грудью на защиту своего подчиненного уже встал глава Минфина Алексей Кудрин. Он утверждает, что претензии к арестованному «безосновательны». Минфин доказывает факт существования задолженности государства перед компанией «Содэксим», в сговоре с которой, как считается, действовал Сторчак. «Другие министерства подтвердили, поэтому сомнительности долга мы не видим. Спорности нет, все обстоятельства достаточно понятны, прозрачны, отсутствуют спорные вопросы», – заявили в пресс-службе министерства.
Между тем далеко не все прозрачно в деятельности самого Министерства финансов. Прежде всего судьбы колоссальных финансовых средств, помещенных в Стабфонде, и золотовалютных резервов ЦБ. Как известно, задержанный Сторчак был правой рукой министра финансов, ворочал многомиллиардными суммами и вел от имени России важные переговоры по вопросам госдолга и размещения Стабфонда за рубежом. Теперь оказывается, что в его деятельности были сомнительные финансовые эпизоды. То есть это и раньше было ясно, но теперь за дело взялись правоохранительные органы.
Максим Калашников
Судьба Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов РФ внушает все большую тревогу, считает известный публицист Максим Калашников. В своей статье «Что стоит за арестом Сторчака?» (на сайте Rpmonitor.ru) журналист приводит аргументы в пользу того, что размещение Стабфонда за рубежом, за которое активно ратовали Кудрин и его подчиненный – Сторчак, вообще может оказаться грандиозной финансовой аферой.
Калашников считает, что первое десятилетие XXI века можно с полным правом назвать временем упущенных шансов на быстрое и качественное развитие России. Потоки «нефтегазодолларов», пролившихся на страну в это время, можно было использовать для создания сильной банковской системы. Той, что могла бы давать большие кредиты на реализацию серьезных промышленно-инфраструктурных проектов, причем на много лет и не выше, чем под 4-5% годовых. А не на год-два под 10-15%, как сейчас.
Для этого нужно было бы создать несколько мегабанков развития и закачать в них «лишнюю» денежную ликвидность. Имея мощную банковскую систему и доступный кредит, Россия могла бы показывать рост производства в 12-15% ежегодно, считает Калашников. Но этого сделано не было. И сегодня российское производство задыхается от дефицита ссуд, а крупные компании РФ попали в тяжелую зависимость от западных кредиторов (свыше 300 млрд долларов долга на 2007 г.). Такова цена отсутствия в России суверенной банковской системы.
В сложившемся положении виноваты те, кто определял финансовую политику Федерации все эти годы. Господа либералы в лице граждан Кудрина, Улюкаева, Игнатьева и др. объявили, что сверхдоходы РФ от нефти-газа – это «плохие деньги», кои надо «стерилизовать». То есть вывести на Запад, купив на них долговые бумаги государств Европы и США.
И вот вместо того чтобы покупать стремительно дорожающее золото, Минфин и ЦБ принялись скупать гособлигации правительства США с более чем скромной доходностью в 4,5% годовых. Дескать, они имеют высший рейтинг надежности (который, заметим, назначают себе сами американцы). При этом, кредитуя Америку, мы теряем свои резервы – ибо на деле они стремительно обесцениваются.
Калашников предлагает подсчитать эти потери. Возьмем величину рублевой инфляции – 10% в год (хотя она, несомненно, намного больше). Это значит, что в рублях Стабфонд уже обесценивается на 5-6% в год. Но давайте добавим сюда падение курса доллара и рост курса рубля. Сложим эти факторы и инфляцию – и увидим, что на этом мы теряем процентов 20. Затем учтем, что РФ нужно купить американские долговые бумаги. Кто их приобретает? Сам ЦБ РФ? Нет – зарубежные финансовые посредники по поручению российского Центробанка. За посредничество они берут комиссионные. Не меньше 2-3% при крупномасштабных операциях, а если они поменьше – то и 7-8%. Вот вам еще потери страны. Наконец, получив долларовые проценты, ЦБ должен их конвертировать в рубли. Здесь также есть маржа.
Словом, реально (то есть посчитанные в рублях) золотовалютные резервы и Стабфонд РФ в их долларовой части обесцениваются со скоростью не менее 20-25% ежегодно! Кто-то очень хорошо зарабатывает на российских деньгах, но при этом страна несет огромные потери.
Если бы власти РФ на те же деньги «неизобретательно» построили бы новые электростанции, автодороги, заменили бы изношенные рельсы или просто вложили бы средства в возведение жилья – толку вышло бы в сто раз больше. Мы на тридцать лет вперед обеспечили бы свое развитие, считает Калашников. Но вместо этого финансовый блок правительства и ЦБ вывели деньги из страны и доигрались до самых печальных результатов.
Максим Калашников надеется, что арест Сторчака свидетельствует о том, что в Кремле наконец заинтересовалась судьбой золотовалютных и стабилизационных резервов РФ. Стали думать о том, кому они на деле приносят богатство и барыши. Это – первый чувствительный удар по безраздельному господству либеральной части российского истеблишмента, которая столько лет удерживала в своих руках управление финансовыми «закромами» РФ.
Хотелось бы надеяться на это, но кажется все достаточно грустно...